вторник, 17 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Почему Карабах нельзя игнорировать

Томас де Уол, Московский центр Карнеги

В минувшее воскресенье, 26 лет спустя после того, как Азербайджан и Армения подписали соглашение о прекращении огня, которое с тех пор более-менее соблюдали, в Нагорном Карабахе снова начались ожесточенные бои. Почему именно сейчас?

Во-первых, потому, что взаимное раздражение копилось давно, во-вторых, потому, что сейчас наступил особый исторический момент.

Стоит напомнить, что речь идет о самом продолжительном этнотерриториальном конфликте на постсоветском пространстве. Начавшись в 1988 году с политических противоречий, он заставил Михаила Горбачева провести немало бессонных ночей. Когда СССР развалился, конфликт перешел в вооруженное противостояние Армении и Азербайджана, ставших независимыми государствами.

Война закончилась в 1994 году соглашением о прекращении огня, которое было достигнуто при посредничестве России и зафиксировало победу армян на поле боя. Но сам конфликт остался неразрешенным. Азербайджан потерял не только сам Карабах, где еще в советские времена армяне составляли большинство населения, но и – частично или полностью – семь районов, которые никогда не были предметом спора, но по-прежнему контролируются армянскими силами.

После 1994 года на линии соприкосновения, как правило, царило спокойствие, иногда продолжавшееся годами, но агрессивная риторика с обеих сторон не прекращалась никогда. Миротворцев в Карабахе не было, при этом обе страны усердно наращивали свою военную мощь, закупая тяжелую артиллерию, ударную авиацию, беспилотники и ракеты большого радиуса действия.

Война уже возвращалась в регион на четыре дня в апреле 2016 года, когда погибло около двухсот человек, после чего Россия сумела добиться прекращения огня. Однако нынешние столкновения выглядят серьезнее. Общественное мнение и в Армении, и в Азербайджане настроено очень воинственно, поэтому лидерам обеих стран будет трудно быстро остановиться, заявив о победе. Риск эскалации и массовых разрушений чрезвычайно высок.

Ситуацию усугубляют два новых обстоятельства. Первое заключается в том, что в отличие от большинства стран, которые традиционно призывают к деэскалации и прекращению боевых действий, на этот раз эрдогановская Турция, влиятельная держава в регионе, открыто поддерживает одну из сторон конфликта – Азербайджан.

Почти 30 лет Турция входила в Минскую группу ОБСЕ, единственного международного посредника в карабахском конфликте. Турки всегда политически поддерживали Азербайджан, но одновременно и сдерживали его, призывая к мирному решению. Теперь все изменилось, и геополитическое равновесие в зоне конфликта нарушено.

Второе новое обстоятельство состоит в том, что от конфликта, вопреки своему обыкновению, отстранились Соединенные Штаты. С 1998 года Вашингтон выступает одним из трех сопредседателей Минской группы. В 2001 году президенты Армении и Азербайджана провели встречу в Ки-Уэсте во Флориде, где посредником были США. Тогда даже возникла надежда, что конфликт удастся решить. Однако на этот раз 27 сентября США оказались последними из крупных держав, кто выступил с заявлением о ситуации в Карабахе.

Это показывает, что Вашингтон в целом утратил интерес к региону. Не исключено и то, что нынешний американский президент, в свое время вложившийся в так и недостроенную башню Трампа в Баку, готов рассматривать Армению и Азербайджан исключительно с точки зрения бизнес-интересов.

Кроме того, это лишний раз подтверждает, что США больше не занимаются замирением региональных конфликтов. В конце концов, Карабах – это уже третья конфликтная зона, наряду с Ливией и Сирией, где Турция сталкивается с Россией.

Что касается ЕС, то, в отличие от Балкан, он никогда не играл заметной роли в карабахском конфликте. В 1990-е годы, когда противостояние только начиналось, у Евросоюза еще не было его нынешних геополитических амбиций. В 1998 году Франция стала третьим сопредседателем в Минской группе, но Париж не отличается устойчивым интересом к конфликту, несмотря на периодические усилия французских президентов.

Россия – и особенно глава российского МИДа Сергей Лавров – остается самым активным посредником и единственной стороной, способной убедить Армению и Азербайджан заключить новое соглашение о прекращении огня. Но Москва сильно ограничена в своих действиях другими вопросами ее сложных двусторонних отношений с Баку и Ереваном, которые к тому же всегда с подозрением относятся к намерениям России в регионе. Самостоятельно добиться подписания мирного договора Россия не сможет никогда.

В результате имеющийся международный потенциал для решения конфликта остается неиспользованным. Многие годы ушли на бесплодные дипломатические контакты и на споры о формулировках рамочного документа, которые ведутся с 2006 года, или о том, сколько наблюдателей ОБСЕ должны присутствовать в Карабахе.

На этой неделе трудно избавиться от чувства дежавю. В мае 2016 года, после последнего серьезного обострения, президенты Армении и Азербайджана приехали в Вену, и там, под давлением Лаврова и тогдашнего госсекретаря США Джона Керри, переговорный процесс удалось сдвинуть с мертвой точки.

Тогда стороны приняли ряд требований, которые они давно друг другу выставляли. Азербайджан согласился усилить меры по обеспечению режима прекращения огня – главный предмет беспокойства армян. А Армения, в свою очередь, пошла на возобновление «переговоров по всеобъемлющему соглашению», чего добивались азербайджанцы.

Трагические события 2016 года могли бы послужить толчком к работе над таким соглашением, однако очень скоро обе стороны отказались от своих обещаний, а международные посредники, как обычно, не стали заставлять Баку и Ереван их придерживаться.

В итоге переговоры, продолжающиеся под эгидой Минской группы, носят чисто технический характер и лишены практического содержания. Отсутствие реального диалога стало главной причиной идущих сейчас боевых действий. Азербайджан перестал верить, что нынешнее армянское руководство готово к возобновлению предметных переговоров.

Европейцы и американцы могут сколько угодно сокрушаться по поводу этого конфликта с непроизносимым названием, который идет далеко на склонах Кавказских гор, но в конечном итоге у них не останется иного выбора, кроме как всерьез заняться его разрешением. Причем, заняться совместно с Россией, несмотря на все противоречия по другим вопросам. В регионе, где активничает Турция, неподалеку Иран, а также пролегают крупные нефте- и газопроводы, любая вспышка может превратиться в серьезную международную проблему.

Положить конец конфликту важно и по гуманитарным соображениям. В карабахской войне погибло около 20 тысяч человек и более миллиона были вынуждены покинуть свои дома. Подобное не должно повториться. В 1992 году недавно созданная Минская группа призвала провести международную конференцию по урегулированию карабахского конфликта, но она так и не состоялась. Сейчас самое время ее провести.

Оставить комментарий

Общество

Можно ли приобрести жилье, отказавшись от проведения свадьбы? Можно ли приобрести жилье, отказавшись от проведения свадьбы?
Почему МОН отказался от традиционных оценок? Почему МОН отказался от традиционных оценок?
Мерей Сугирбаева
Эудард Мухамеджанов: «Казахстану пора вводить выборность судей» Эудард Мухамеджанов: «Казахстану пора вводить выборность судей»
Редакция Exclusive
Алматинская ТЭЦ-2: починить старое дороже, чем построить новую? Алматинская ТЭЦ-2: починить старое дороже, чем построить новую?
Редакция Exclusive
Как и для чего распустят мажилис на этот раз Как и для чего распустят мажилис на этот раз
Мирас Нурмуханбетов
Умеют ли наши власти работать в экстремальной ситуации? Умеют ли наши власти работать в экстремальной ситуации?
Мерей Сугирбаева
Использование пенсионных денег: популизм, норма или признак недоверия к власти? Использование пенсионных денег: популизм, норма или признак недоверия к власти?
Редакция Exclusive
Таджикистан ностальгирует по СССР Таджикистан ностальгирует по СССР
Редакция Exclusive
«18 килогерц» Фархата Шарипова «18 килогерц» Фархата Шарипова
Мерей Сугирбаева
Казахстан отменил смертную казнь. И? Казахстан отменил смертную казнь. И?
Мирас Нурмуханбетов
Империи: пришел час расплаты Империи: пришел час расплаты
Редакция Exclusive
Нам следует гордиться своим номадизмом Нам следует гордиться своим номадизмом
Айнаш Мустояпова
Евросоюз продолжает поддерживать ООН Евросоюз продолжает поддерживать ООН
Редакция Exclusive
Касым-Жомарту Токаеву предлагают стать «казахстанским Сталиным» Касым-Жомарту Токаеву предлагают стать «казахстанским Сталиным»
Мерей Сугирбаева
Предприниматели Казахстана «восстали» против Комитета госдоходов   Предприниматели Казахстана «восстали» против Комитета госдоходов  
Редакция Exclusive
Возможен ли в Казахстане белорусский сценарий? Возможен ли в Казахстане белорусский сценарий?
Редакция Exclusive
Волонтеры подводят весенне-летние итоги благотворительных проектов Волонтеры подводят весенне-летние итоги благотворительных проектов
Редакция Exclusive
Кто хозяин казахстанской медицины? Кто хозяин казахстанской медицины?
Мерей Сугирбаева
Навальный выжил. Отношения России с Европой – нет Навальный выжил. Отношения России с Европой – нет
Редакция Exclusive
Нурсултан хочет передать власть молодым Нурсултан хочет передать власть молодым
Казахстанский препарат вошел в список вакцин-кандидатов ВОЗ Казахстанский препарат вошел в список вакцин-кандидатов ВОЗ
Мерей Сугирбаева
Автомобилестроение как зеркало проблем индустриализации Казахстана Автомобилестроение как зеркало проблем индустриализации Казахстана
Редакция Exclusive
Маргулан Сейсембаев «не пригодился» в Казахстане, «подобрали» «Слуги народа» Маргулан Сейсембаев «не пригодился» в Казахстане, «подобрали» «Слуги народа»
Редакция Exclusive
Как и зачем СССР создавал «продажную» литературу Как и зачем СССР создавал «продажную» литературу
Айнаш Мустояпова
Письменность в Великой степи появилась раньше, чем в Европе? Письменность в Великой степи появилась раньше, чем в Европе?
Мерей Сугирбаева
Казахстан вспоминает историю Карлага Казахстан вспоминает историю Карлага
Редакция Exclusive
Мухтар Джакишев: «В ядерном бизнесе особенно важен вопрос этики» Мухтар Джакишев: «В ядерном бизнесе особенно важен вопрос этики»
Редакция Exclusive
Китай в одиночестве Китай в одиночестве
Редакция Exclusive
Юрист Бахытжан Базарбек ставит вопрос о доверии акиму Алматинской области Юрист Бахытжан Базарбек ставит вопрос о доверии акиму Алматинской области
Мерей Сугирбаева
Кайрат Келимбетов – лучшая роль второго плана Кайрат Келимбетов – лучшая роль второго плана
Мирас Нурмуханбетов
Депутат Казанцев о праймериз Nur Otan: «Есть риск, что в депутаты пройдут популисты» Депутат Казанцев о праймериз Nur Otan: «Есть риск, что в депутаты пройдут популисты»
Как падение рубля отразится на тенге? Как падение рубля отразится на тенге?
Редакция Exclusive
«Казахмыс»: что стоит за скандалом вокруг «хозяина медной горы» «Казахмыс»: что стоит за скандалом вокруг «хозяина медной горы»
Мирас Нурмуханбетов
Чем грозит Казахстану российский мирный атом Чем грозит Казахстану российский мирный атом
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33