понедельник, 11 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Экологические риски Кашагана до сих пор адекватно не оценены

В распоряжении Exclusive.kz оказался любопытный доклад некоммерческой экологической и правозащитной организации Crude Accountability в котором говорится о серьезных экологических рисках освоения крупнейшего месторождения Кашаган, которые до сих пор не учитываются в первую очередь международным консорциумом, занимающимся освоением, но и не до конца осознаются властями Казахстана. Выводы к которым приходят авторы исследования неутешительные – в случае серьезного экологического ЧП на Кашагане – к нему не готовы ни представители международного консорциума, не местные жители, которых никто не инструктирует на предмет, как себя вести в случае экологического бедствия.

Северный Каспий относится к чувствительной экологической зоне и является средой обитания разнообразных видов флоры и фауны, включая редкие виды, например, осетровые рыбы и каспийский тюлень. Вследствие того, что Каспийское море является замкнутым внутриконтинентальным водоемом, то любая техногенная катастрофа или крупный разлив нефти может привести к непредсказуемым последствиям. Сочетание геологических и технических сложностей с экстремальными климатическими условиями и хрупкой экосистемой в кашаганском проекте не имеют аналогов в истории освоения морских нефтегазовых месторождений. Поэтому разработка Кашагана – это фактически эксперимент на пределе технических возможностей.

Разработка Кашагана – это фактически эксперимент на пределе технических возможностей.

В конце 2012 года Атырауский департамент экологии отказался согласовывать планируемый объем вредных выбросов при эксплуатации морских блоков на островах A и D и завода «Болашак», так как они в несколько раз превышали данные, заявленные на стадии оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Например, по «Болашаку» вместо 2000 тонн, согласованных Министерством охраны окружающей среды РК в 2005 году, выбросы должны были составить 78 тыс. тонн только за один 2013 год. На вопрос, почему выбросы возросли в 34 раза, сообщалось, что представители консорциума объяснили это изменением технического проекта. Тогда по закону нужно проводить новый ОВОС, однако это не было сделано. Превышения по выбросам были связаны, в основном, с факельным сжиганием газа, которое компания самовольно добавила в проект в нарушение действующего законодательства. При этом планируемые для сжигания объемы значительно превышали официально заявленные. Объем высокотоксичных соединений в выбросах мог достичь 61 тыс. тонн в 2013 году. Консорциум также планировал, что после запуска объем выбросов будет расти в течение еще двух лет.

Скандал вокруг самовольного изменения технического проекта, вопреки уже ранее утвержденным экологическим параметрам, свидетельствовал о технической неготовности консорциума к началу добычи на месторождении. Требование об отказе факельного сжигания газа было заложено еще в СРП. Получалось, что консорциум собирался вести лишь пробную добычу нефти на Кашагане, эксплуатируя месторождение в тестовом режиме.

Увеличение прогнозируемых выбросов было не единственным отклонением от ранее утвержденной оценки. Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) вокруг завода «Болашак» в 5 км был рассчитан при наличии трубы, в которой должен был сжигаться сероводород, высотой 70 метров и диаметром 8 метров. Однако в реальности на заводе была установлена труба высотой 60 метров и диаметром всего лишь 1,5 метра.

При крупномасштабном пожаре сверхнормативное загрязнение охватит большую часть территории Атырауской области, а также часть соседней Актюбинской области.

Следовательно, величина СЗЗ завода, возможно, была недостаточной, чтобы защитить город Атырау. Согласно исследованиям Центра охраны атмосферного воздуха о воздействии завода «Болашак» на воздушный бассейн Атырау, при крупномасштабном пожаре сверхнормативное загрязнение охватит большую часть территории Атырауской области, а также часть соседней Актюбинской области.

«На самом деле в экологической части проекта у них полный бардак. Об этом говорят три отрицательных заключения со стороны нашего департамента. Кроме того, участки по серным картам тоже не согласованы, потому что в проект были внесены изменения. Вообще Agip привык самостоятельно менять первоначально согласованные проекты, это у них в крови», - комментировал ситуацию Ербол Куанов, начальник Атырауского департамента экологии.

Как и в ситуации с Тенгизским проектом, острые дебаты вызывал вопрос об утилизации и хранении серы, которую будут получать после очистки нефти и газа с Кашагана. По расчетам специалистов консорциума, после начала добычи нефти «Болашак» будет производить более 1 млн тонн серы в год. На заводе было построено 6 серных карт и получено разрешение на хранение 4 млн тонн серы. В результате давления общественности и специалистов удалось добиться того, что сера на «Болашаке», в отличие от Тенгиза, должна храниться в опечатанном виде, в деревянных ящиках, изолированных сверху и снизу песком. Помимо самовольного изменения проекта консорциум старался «эффективно использовать» пробелы природоохранного законодательства Казахстана. Весной 2012 года стали известны факты слива компанией Agip в городскую канализацию города Атырау токсичных сточных вод, которые образовывались после гидротестирования труб на заводе «Болашак».

В отличие от Евросоюза, казахстанское законодательство разрешает сливать предварительно не очищенные стоки в канализацию.

Промышленные стоки завода содержали ядовитые вещества в концентрации, превышающей предельно допустимые нормы в десятки и сотни раз. В силу того, что у консорциума не было разрешения на их сброс в собственные поля испарения, расположенные в степи рядом с заводом, Agip решил сливать промышленные стоки прямо в городскую канализацию. Такую возможность «предоставлял» Водный кодекс РК. В отличие от стран Европейского союза, казахстанское законодательство разрешает сливать предварительно не очищенные стоки в канализацию. Компания, которая должна была использовать эффективные технологии, и хорошо знакома с экологическими требованиями, даже не приступила к строительству очистных сооружений и обустройству замкнутого цикла водоснабжения на «Болашаке», хотя последнее уже является требованием Водного кодекса РК. Нежелание Agip строить очистные сооружения объяснялось просто - ощутимо высокой стоимостью очистки сточных вод в сотни миллионов долларов в год, которые компания не хотела нести. Консорциуму было проще сливать их в канализацию. Тем более изначально власти не требовали строительства очистных сооружений. Только после скандала со сливами, консорциуму было дано указание, в короткий срок построить очистные сооружения, соответствующие международным нормам. Отсутствие оборотного водоснабжения создавало еще одну проблему. Имеющихся лагун испарения на «Болашаке» не достаточно для размещения жидких отходов и компания сделала отводы в соленые степные озера (соры). Причем одно из озер, куда должна переливаться «лишняя вода», находится на побережье Каспия, что резко увеличивает риск попадания отравленных стоков в море. Серьезную обеспокоенность общественности вызывала неготовность консорциума и государственных органов к масштабному разливу нефти. Эта тревога усилилась после катастрофы с нефтяной платформой ВР в Мексиканском заливе в 2010 году.

Консорциум неоднократно заявлял, что готов самостоятельно ликвидировать разливы первого и второго уровней, а в случае третьего уровня (разлив свыше 250 тонн) у нефтяников есть контракт с фирмой Oil Spills Response (Лондон), специалисты которой обязуются вылететь на место аварии в течение 72 часов с необходимым оборудованием. Однако, как резонно отмечали общественники, пока группа реагирования долетит и что-то успеет сделать, нефть уже покроет пленкой весь Северный Каспий. Если же авария будет зимой, то вообще ничего нельзя будет сделать. Более того, хотя консорциум вел буровые работы на Каспии с 1999 года, база по реагированию на разливы нефти появилась лишь в ноябре 2013 года. Принятый в 2012 году «Национальный план по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах РК» был скорее декларацией о намерениях .

Экс-министр экологии Нурлан Каппаров неоднократно заявлял об отсутствии готовности к разливам со стороны государства.

В случае разлива нефти и ликвидации аварии ущерб биологической среде Каспия будет компенсировать казахстанская сторона.

Нерешенным остался и вопрос об ответственности за последствия возможной аварии на Кашагане и кто будет компенсировать ущерб природе, здоровью и жизни населения. Общественность неоднократно поднимала вопрос о создании специального страхового фонда для Каспийского моря и жителей региона. Однако, эта идея не нашла отклика ни у иностранных членов консорциума, ни у государственных органов. В СРП заложено страхование оборудования и персонал, но нет страховки для экологических рисков. То есть в случае разлива нефти и ликвидации аварии, издержки консорциума будет компенсировать казахстанская сторона, так же, как и ущерб, биологической среде Каспия. Масштабный разлив нефти на Северном Каспии может обернуться огромными финансовыми претензиями к Казахстану со стороны прикаспийских стран.

Масштабный разлив нефти на Северном Каспии может обернуться огромными финансовыми претензиями к Казахстану со стороны прикаспийских стран.

С начала разработки Кашагана и других месторождений на шельфе практически не было ни одного года, чтобы на Каспии не происходили чрезвычайные ситуации, связанные с гибелью ихтиофауны. Весной 2000 года, когда шло активное бурение на Восточном Кашагане, произошла массовая гибель каспийского тюленя. По самым скромным подсчетам, только на побережье Северного Каспия погибло более 10 тыс. этих животных. Причины, по которым это случилось, до сих пор точно не выяснены.

Весной 2000 года только на побережье Северного Каспия погибло более 10 тыс. каспийских тюленей.

В 2002 году произошла массовая гибель каспийской сельди и кильки, опять по неизвестным причинам. Осенью 2003 года по вине Agip погибло большое количество перелетных птиц, которые заживо сгорели на факеле буровой «Сункар». В 2004 году вновь наблюдалась массовая гибель кильки. В 2005 году - гибель осетровых рыб и частика . Весной 2006 года 2207 осетровых рыб и 337 тюленей, из них более половины молодняк, погибли в районе месторождения Каламкас.

Причины опять не были названы, хотя известно, что особенно пагубное воздействие техногенное загрязнение оказывает на реликтовые и эндемичные виды, какими являются осетровые рыбы и каспийский тюлень. В 2007 году там же были найдены 928 мертвых тюленя. В 2008 году в районе месторождений Каламкас и Каражанбас погибли 72 тюленя. Весной 2009 года на побережье Каспия насчитали несколько сотен погибших тюленей. В 2011 году в руки местных журналистов попали материалы закрытого отчета консорциума «Международное исследование каспийского тюленя - отчет по оценке воздействия ледоколов в 2010 году» (№ CISS-AR-002-2010). Из отчета следует, что движение судов ледокольного флота компании Agip является одной из основных причин массовой гибели тюленей.

Суда консорциума давят тюленей на льду Каспия в самый уязвимый период их жизни, когда на свет появляются детеныши.

Суда консорциума давят тюленей на льду Каспия в самый уязвимый период их жизни, когда на свет появляются детеныши. Гибель каспийских тюленей случалась и до освоения Кашагана, но это не было столь частым явлением. По оценкам ученых, за год от ледокольного флота консорциума погибает около 5 тыс. тюленей, а это существенно для популяции численностью порядка 90 тыс. особей. Свой существенный вклад в истребление тюленей вносят и браконьеры. Такое резкое сокращение популяции привело к тому, что с октября 2008 года статус тюленей был изменен с категории «уязвимый» на «находящийся под угрозой исчезновения» в Красной книге Международного Союза охраны природы.

Проектирование «Болашака» без системы оборотного водоснабжения, в условиях нарастающего водного дефицита в регионе, поставило под угрозу водоснабжение местного населения. Эта проблема актуальна для всех нефтегазовых проектов в Атырауской области, которые берут воду из этого же водовода. Уже сейчас дефицит потребления питьевой воды в Мангистауской области, куда идет водовод составляет 40 тыс. куб. м в сутки, а к 2020 году, по оценкам специалистов, достигнет 70 тыс. куб. м.

В случае большого выброса сероводорода на Кашагане при попутном ветре ядовитое облако может накрыть весь Атырау за 15 минут.

По расчетам специалистов консорциума, большая беда грозит в случае большого выброса сероводорода на Кашагане, когда при попутном ветре ядовитое облако может накрыть всю территорию города за 15 минут. В компании этот жуткий сценарий называют маловероятным. Хотя Agip установил в Атырау и его окрестностях станции мониторинга качества воздуха, однако в случае аварии толку от них будет мало, так как ни консорциум, ни местные власти не обучают население, как вести себя при чрезвычайной ситуации на Кашагане и не проводят учений по массовой эвакуации.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33