вторник, 15 октября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Как казахи изматывают китайских инвесторов

Активизация антикитайских настроений в Казахстане – это только одна сторона медали. Не меньше проблем для антикитайской экспансии чинит наша великая бюрократия. Перед ней бессильна даже знаменитая китайская «гибкость».

Заявленные вначале 51 проект, за 2016-2018 годы выросли до 55. Трудно сказать, хорошая это новость или плохая, но почти все проекты буксуют. Причины самые разные: где-то китайцы требуют госгарантии, а где-то нужны изменения в законодательство. Впрочем, аналогичные проблемы имеют не только китайские инвесторы, но и все остальные. Для пекинских инвесторов ситуация усугубляется тем, что их просто у нас «не любят».

Куда готовы вкладываться китайские инвесторы? Надо признать, что все заявленные проекты выглядят вполне привлекательно и действительно необходимы нашей экономике.

Львиная доля проектов – в энергетике, и, что важно – в области альтернативных источников энергии. Это, например, строительство ГЭС с мощностью в пределах 18-20 МВт, в Восточном Казахстане, ввод в эксплуатацию которой планируется в 1922 году. Проект одобрен к заемному финансированию через Банк Развития Казахстана на сумму $35 млн (70% стоимости проекта). Однако, для его реализации необходимо ускорение согласования дополнений и изменений в закон в отношении методологии расчета тарифов.

Из-за аналогичной проблемы тормозится реализация строительства ветровой электрической станции в Шелекском коридоре. Со стороны Казахстана партнер - АО «Самрук-Энерго», со стороны КНР - Китайская Международная Корпорация Водного Хозяйства и Энергетики (ЕРС).  Общая стоимость проекта: $ 149,4 млн.

Еще один совместный проект с АО «Самрук-Энерго» и ЕПС -  строительство контррегулирующей Кербулакской ГЭС на р. Или стоимостью $ 151,6 млн. Кроме проблемы с тарифами строительство ГЭС также связано с неопределенностью по приватизации АО «АЛЭС», в состав которого входит Капчагайская ГЭС.

Тот же неопределенный статус у тех же партнеров по строительству Тургусунской ГЭС-3 общей стоимостью $ 250 млн., а также развития энергопотенциала Шелекского региона и переброска стока р. Кенсу в Бестюбинское водохранилище I этап - строительство малых ГЭС (ГЭС-1,2,19,29) и переброска стока р.Кенсу.

Таким образом, нерешенность всего одной проблемы –несогласованности изменений в закон в отношении методологии расчета тарифов, тормозит проекты общей суммой свыше 700 млрд. долларов.

Кроме решения выработки чистой энергии китайцы очень озабочены развитием нашей промышленности. И надо признать, все проекты можно вполне себе отнести не только к очень важным для Казахстана, но и технологичным. Например, модернизация и увеличение производственных мощностей ТОО «Фабрика ПОШ-Тараз» включает в себя завершение проекта по камвольному прядению; приобретение ткацкого оборудования; приобретение отделочного оборудования; выпуск готовых шерстяных тканей, одеял и пледов на фабрике. Но пока все застряло на уровне переговоров.

Бесславно утонул в нереализованных меморандумах и проект по  производству лифтов и лифтового оборудования, где китайская компания была готова инвестировать 60%. Но "Казахстанская лифтостроительная компания Казлифт” оказалась погружена в судебные и инвестиционные разбирательства и по крайней мере в ближайшее время Казахстан будет продолжать импортировать лифты.

Не получилось пока у китайской China Gezhouba Group International Engineering Co. получить госгарантии при строительстве очередной ветки алматинского метрополитена. Возможно, с этим связана и задержка с расширением алматинского метро.

Под большим вопросом оказалось и строительство нового современного ферросплавного производства на территории СЭЗ «Сарыарка» стоимостью $ 260 млн. Там выявлены структурные проблемы по обеспечению механизма финансирования.

Решить проблему дизтоплива должен был решить завод в Карагандинской области, но к моменту его запуска китайцы поняли, что с учетом сложившейся цены у проекта будет низкая маржинальность. Теперь обе стороны пришли к соглашению о пересмотре конечного продукта.

Производство метанола и аммиака как базовых продуктов, а также их дальнейшая переработка в продукты с более высокой добавленной стоимостью должна начаться в 2020 году. Партнеры:  ТОО «Объединенная химическая компания» с нашей стороны и Hualu engineering, Tiachen Chemical Company (subsidiaries of China National Chemical Engineering Corp.) – с китайской. Но что-то подсказывает, что и этот проект столкнется с объективными трудностями.

Пытаются китайцы, как, впрочем, и многие другие инвесторы наконец-таки реализовать давнюю мечту о строительстве четвертого НПЗ. Но, судя по сообщениям в масс-медиа, отраслевое министерство меняет свою позицию не менее четырех раз в год.

И так- практически по всем промышленным проектам.

Сложная ситуация сложилась и с проектами в сельском хозяйстве. Их не так много, но и они, несмотря на относительный успех сталкиваются и с привлечением рабочей силы, и обеспечением инфраструктурой. Правда, с привлечением рабочей силы вроде бы принято соломоново решение – китайцы охотно берут на работу оралманов из Китая, которые не только хорошо знают китайский язык, но и особенности бизнеса.

Таким образом, из всех заявленных проектов реализовано только  10, часть заморожена, а часть до сих пор на стадии проработки. Поэтому можно сказать, что страхи перед китайской экспансией благодаря нашей бюрократии пока беспочвенны. И это несмотря на жалобы о том, что китайцы очень легко идут на так называемы «неформальные дополнительные расходы».

Тем не менее, по данным Kazakh Invest, в период с начала 2005 года по 1 февраля 2017 года приток прямых инвестиций из Китая в экономику Казахстана составил $13,9 млрд. При этом общий объем инвестиций Китая в экономику РК превысил $42,8 млрд, объем кредитования – более $50 млрд. Общий инвестиционный портфель 55 проектов составляет  27,7 миллиардов долларов США.

Правительству, пожалуй, не стоит «скромничать» и дать максимум информации по каждому из объектов, чтобы напуганное китайской экспансией общество благодарно склонило свою голову перед мощью нашей бюрократической машины.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33