воскресенье, 08 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Дружба с Россией обойдется Беларуси очень дорого

Ужесточение международных санкций может усилить уязвимость экономики Республики Беларусь и повысить зависимость страны от России.

Возможные новые санкции со стороны ЕС в отношении Беларуси в ответ на принудительную посадку пассажирского самолета, пролетавшего над территорией Беларуси, могут привести к снижению экспортных доходов страны, что обусловит дальнейшее сокращение и без того относительно невысоких валютных резервов Национального банка Республики Беларусь (НБРБ). При этом расширение санкций потребует скоординированных действий всех стран ЕС, что может и не быть реализовано. Если санкции приведут к усилению изоляции Беларуси, перспективы развития ее экономики еще в большей степени, чем раньше, будут зависеть от позиции России и готовности российского правительства оказывать поддержку Беларуси. Рейтинг Беларуси, присвоенный S&P Global Ratings, — «B», прогноз изменения рейтинга — «Негативный».

Принудительная посадка пассажирского самолета обусловила вероятность принятия ответных мер со стороны США и ЕС

Вынужденная посадка пассажирского самолета, пролетавшего над страной, 23 мая 2021 г. и последующий арест находившегося на борту оппозиционера привели к тому, что в настоящее время США и ЕС рассматривают возможность введения новых, более обширных санкций против Беларуси. Рассматриваемый пакет санкций представляет собой более значительный перечень мер, чем тот, что был принят в последние 12 месяцев, и может затрагивать многие сферы, в частности ключевые экспортные статьи, белорусские государственные финансовые институты, транзит российского природного газа, а также возможный запрет на участие инвесторов из ЕС и США в выпусках белорусских государственных облигаций. Если такие меры будут реализованы, они могут оказать негативное влияние на хрупкие экономические показатели, платежный баланс и финансовую стабильность Беларусию Влияние санкций будет еще более значительным, если ЕС присоединится к санкциям США в отношении ключевых белорусских государственных предприятий, работающих в том числе в секторе нефтепереработки, действие которых было временно приостановлено с 2015 г. и которые вновь вступят в силу 4 июня 2021 г. Экспорт сырьевых товаров, главным образом нефтехимической продукции и калийных удобрений, составляет примерно треть всего объема экспорта Беларуси.

Форма и сроки введения дополнительных санкций остаются неопределенными

Для введения более жестких санкций в отношении Беларуси существует множество препятствий, в том числе негативные последствия таких санкций для европейских компаний и возможное отсутствие единства среди стран ЕС. Несколько пакетов санкций были утверждены к настоящему моменту, однако их влияние сравнительно невелико. Они включали санкции в отношении отдельных лиц, принятые в ответ на действия белорусских властей в ходе общественных протестов после президентских выборов 2020 г., и недавнее прекращение авиасообщения между ЕС и Беларусью. Принимая во внимание небольшую долю авиационной отрасли в ВВП страны (менее 1%) и объеме экспортных поступлений, мы полагаем, что связанные с этим последствия для белорусской экономики и государственного бюджета, скорее всего, будут управляемыми. Более важным фактором представляется то, что торговые и финансовые связи Беларуси с ЕС и США слабее, чем связи с Россией, и это обстоятельство может в определенной степени смягчить негативное влияние возможных санкций.

Рисков для рефинансирования Беларусью коммерческого долга в краткосрочной перспективе нет

Правительство должно выплатить 1,1 млрд долл. по обязательствам в иностранной валюте до конца 2021 г., при этом практически весь объем выплат уже обеспечен кредитами, полученными от России и российских государственных институтов развития, а также поступлениями от выпусков ценных бумаг на внутреннем рынке. Несмотря на довольно напряженный график погашения внешнего долга правительства после 2021 г., он включает главным образом кредиты от России и Китая (более 65% долга в среднем в 2022-2023 гг.). Первая крупная выплата основного долга по выпущенным Беларусью еврооблигациям на сумму 800 млн долл. предстоит лишь в начале 2023 г. Таким образом, у правительства еще есть время, чтобы подготовить план по их рефинансированию. Помимо дополнительных двусторонних кредитов Беларусь также может воспользоваться доступом к российскому рынку капитала.

Профиль государственного долга Беларуси по-прежнему уязвим

Почти весь объем долга (более 90%) номинирован в иностранной валюте и поэтому сильно зависит от изменений валютного курса. Мы отмечаем, что ежегодные (после 2021 г.) совокупные платежи по обязательствам в иностранной валюте составляют 20-30% валютных резервов центрального банка, в то время как число источников финансирования ограниченно, если не считать средства двусторонних кредиторов, в первую очередь России. Финансирование со стороны Китая, как правило, предоставляется под конкретные проекты, в связи с чем возможные новые кредитные линии, скорее всего, будут покрывать только дефицит бюджета и потребности в рефинансировании действующих кредитных линий. Кроме того, мы полагаем, что ввиду возможных новых санкций доступ к международным рынкам капитала для Беларуси в ближайшее время, скорее всего, будет закрыт. В начале мая 2021 г. валютные резервы центрального банка составляли 7,3 млрд долл., что на 20% меньше, чем в конце 2019 г.

Продолжающаяся конфронтация с ЕС и США, а также ограниченное число альтернативных источников финансирования, скорее всего, обусловят дальнейшее усиление зависимости Беларуси от готовности России оказывать ей поддержку

Несмотря на официальные заявления о политической поддержке и недавнее выделение второго транша (500 млн долл., или 0,8% ВВП Беларуси) в рамках двусторонней кредитной линии объемом 1 млрд долл., о которой страны договорились в 2020 г., в последние годы объем финансовой поддержки белорусского правительства со стороны России постепенно снижается. Это связано не только с изменениями режима налогообложения нефтяной отрасли в России, которые фактически приводят к повышению цены российской нефти для Беларуси, но и с возникавшими противоречиями между двумя странами. В некоторых случаях подобные противоречия приводили к задержкам в предоставлении средств в рамках ранее оговоренных кредитных линий. Мы также отмечаем, что прошлогодняя кредитная линия России направлена на рефинансирование текущего долга Беларуси перед Россией, а не на представление дополнительных кредитных ресурсов. В связи с этим на данный момент неясно, в какой степени возможная дополнительная поддержка со стороны России компенсирует утрату доступа Беларуси к внешним источникам ликвидности в случае введения новых санкций. Учитывая сокращение возможностей белорусских властей для маневра, мы полагаем, что Россия может предоставлять дальнейшее кредитование при условии политических уступок, на которые в прошлом Беларусь не соглашалась. Альтернативный выход — соглашение с ЕС о проведении экономических и политических реформ в обмен на финансирование и инвестиции (в соответствии с предложением Еврокомиссии от 28 мая 2021 г.) — представляется еще более отдаленным.

Предоставлено S&P Global Ratings

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33