суббота, 07 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Центральноазиатское LEGO: кто конструирует регион?

Почему страны Центральной Азии остаются несамостоятельными в своей политике? Чем отличаются подходы мировых держав к странам региона? Кто будет доминировать в политическом поле Центральной Азии - США, Россия или Китай? Будет ли шанс на развите регионального сотрудничества в регионе? Эти и другие острые вопросы обсуждались на круглом столе в Фонде им. Фридриха Эберта в Казахстане: "Взгляд на Центральную Азию:извне и изнутри". 

Выводы казахстанских и зарубежных аналитиков суммировал новый сборник - "Центральноазиатское LEGO: кто конструирует регион?". Это вторая работа экспертной площадки CAPG «Алматы клуб». Она посвящена изучению такого дуализма как «внешний и внутренний регионализм», смысл которого заключается в придании региону Центральной Азии извне и изнутри разного статуса в мировой системе координат. Как известно, внутреннее регионостроительство и внешнее конструирование региона зачастую не только не совпадают в пространственных пределах, но и, что важнее, в геополитических перспективах. 

Представляя новую коллективную работу, Санат Кушкумбаев, зам. директора КИСИ при Президенте РК  объяснил ее актуальность тем, что сегодня все страны ЦА испытывают на себе прямые и косвенные воздействия незавершенной геополитической трансформации постсоветского простарнства, а также эффектов глобализации. Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан ищут свое новое место в мире, в регионе, поэтому вопросы регионализма и интеграции всегда являются для них стратегическими.
Зачастую внешнее конструирование и внутренняя самоидентификация региона заметно отличаются. В результате наложения внутреннего и внешнего регионализма появился еще один феномен, а именно: дуализм «внешний-внутренний регионализм», смысл которого заключается в придании региону Центральной Азии извне и изнутри разного статуса в мировой системе координат. Конструирование Центральной Азии изнутри и извне либо как самостоятельного региона, либо как части более крупных образований стало напоминать символический конструктор LEGO; в разных геополитических, цивилизационных,  экономических и иных схемах географические контуры региона выглядят по-разному.

Возникает вопрос:  является ли или может регион ЦА быть самодостаточным и самоценным образованием, или ему суждено быть лишь частью более крупных региональных конструкций? И не порождают ли извне сконструированные порой выглядящие привлекательно внешние стратегии центральноазиатского регионализма искаженные стереотипы посредством ложных призм об искомых странах как слабых, несамодостаточных, ведомых и выполняющих лишь транзитную функцию в международной системе? Именно на эти вопросы авторы этого аналитического труда и хотели найти ответы.

США и Европа: увядающий империализм и "мягкая сила"

Геополитическая турбулентность из-за обострившихся отношений США и ЕС с Россией осложняет глобальный контекст меняющегося мирового порядка и усиливает напряженность в Центральной Азии, утверждают авторы доклада. Страны ЦА испытывают на себе реверс от эйфории окончания полувековой «холодной войны».

Об особенность западного, прежде всего американского и европейского взгляда на регион говорил на круглом столе политолог из Узбекистана Фарход Толипов. По его мнению, американская стратегия в Центральной Азии с самого начала исходила из принципа регионализма. В центральноазиатской стратегии Вашингтон всегда стремился состыковать на первый взгляд несовместимые цели и принципы – нормативные и ценностные цели, с одной стороны, и соображения Realpolitik – с другой. Причем настойчиво, как на официальном уровне, так и в экспертной среде цели США выражались в следующих формулировках: 1) развитие стабильных, демократических государств в регионе, включая разрешение региональных конфликтов;2) поддержание дружеских отношений между государствами региона, а также с США и их союзниками;3) содействие тому, чтобы экономики и природные ресурсы региона развивались так, как диктуют законы рынка, а  не чрез эксплуатацию региональными и гегемонистскими державами. Американская политика изменялась под давлением новые геополитических реалий. Со временем американские взгляды на Центральную Азию эволюционировали в направлении встраивания этого региона в более крупные географические ареалы. Возникла концепция Большой Центральной Азии, в структуре которой присутствует Афганистан. Фактически БЦА – это совокупность проектов, объединенных единым замыслом: «стимулирование демократических политических систем, способных служить образцом для других страна с многочисленным мусульманским населением. Продвижение к этим целям лучше всего осуществлять на региональной основе».

При всех вариациях центральноазиатской стратегии США очевидно, что константой этой стратегии остается принципиальная позиция, выраженная в формуле «Центральная Азия, свободная от доминирования великих держав. Не случайно, в вашингтонских расчетах постоянно фигурирует мысль о той или иной форме корреляции американского присутствия в Центральной Азии с влиянием России и Китая. Это подводит американцев к необходимости выделения этой части мира в категорию отдельного и самостоятельного региона.

Позиция же европейцев здесь несколько иная. Интересы Европейского Союза и его политика по отношению к ЦА вытекают из самой природы этого Союза, который сегодня выступает на мировой арене не просто как объединение независимых государств,  а как уникальный центр мягкой силы (soft power). Проводящий консолидированную внешнюю политику. С одной стороны, интересы ЕС в Центральной Азии обусловлены потребностями в альтерантивных источниках энергоресурсов, но они не сводимы только к проблемам энергетики. Важно и то, что данный регион исторически и экономически сопряжен с Европой.

По мнению авторов доклада, ЕС сам выступает здесь в качестве региона, так что схема ЕС-ЦА – это межрегиональное взаимодействие. Превосходство ЕС перед другими регионами в Центральной Азии в том, что он продвигает агрегированную, а не, так сказать, единоличную государственную политику. Даже по сравнению с другими ансамблями ЕС, очевидно, имеет более весомый авторитет именно как ансамбль государств. Кроме того, ЕС – это особый сетевой агент  развития; он действует от имени своих государств – членов, а также в тандеме с другими европейскими и евроатлантическими структурами и фокусируется прежде всего на проблемах развития. Европа посредством вовлечения в центральноазиатские дела имплицитно и эксплицитно культивирует европоцентризм «целевой аудитории» - странам и народам Центральной Азии; можно сказать, Европа подхватывает зарождающийся народный европоцентризм в этой части мира.

Китай: завоевание через экономику  

Вопросам китайского подхода к Центральной Азии был посвящен доклад Абдугани Мамадзинова, председателя Национальной ассоциации политологов Таджикистана, Вначале отношение Пекина к региону определялось как не к самодостаточному, в идущему в фарватере внешней политики России. Но созданная на основе формулы «4+1» «Шанхайская пятерка», позже ШОС, заложила основы архитектуры отношений сторон.В последующем ШОС стала главной площадкой для расширения сотрудничества Китая с государствами ЦА. Эта организация сбалансировала амбиции Пекина в регионе.

С 2013 года приоритетным для Китая стал новый геополитический проект «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП).  Обозначенные цели проекта торгово-экономические – соединить сетью железных и автомобильных дорог Китай и Европу через Центральную Азию и Россию. Создание транспортных и транзитных сообщений в регионе способно решить общую для центральноазиатских государств проблему –отсутствия выходов к морю. Но целый ряд факторов делают эту стратегию «пятого поколения» китайских лидеров фактически геостратегической концепцией.

Взаимодействуя с Центральной Азией, имея многосторонний зонтик в виде ШОС, Китай в то же время выстраивает долгосрочные партнерские отношения с кажой страной региона в отдельности. В Пекине понимают, что между центральноазиатскими странами не решены внутрирегиональные проблемы, поэтому взаимодействие на региональной основе способно привести к сбоям в реализации китайских проектов. Если проект предполагает вовлечение нескольких региональных государств, КНР договаривается отдельно с каждой страной ЦА. Учет Пекином особенностей «центральноазиатской дипломатии» очень ценится в регионе и устраивает стороны. Центральноазиатская стратегия Китая проявляется в отсутствии открытой конкуренции за доминирование в регионе, но за счет углубления двусторонних торгово-экономических отношений усиливается политическое влияние Поднебесной в Центральной Азии.

Россия:ностальгия по величию и ограниченность ресурсов

Что касается российского строительства в Центральной Азии, то здесь основным докладчиком на круглом столе выступила политолог Галия Ибрагимова, консультант ПИР-Центра политических исследований в Москве. В частности, констатируется, что политика России в отношении стран региона не всегда была последовательной. Прагматично выстраивать отношения с ними Россия начала после смены политических элит в начале 2000 годов и улучшений в российской экономике. Произошла идеологическая переоценка событий в новейшей истории России, и распад СССР был назван «геополитической катастрофой века».

Переосмыслить политику на центральноазиатском направлении Москву заставили возросшие угрозы экстремизма и терроризма. Многочисленные террористические акты по всему миру, рост исламского радикализма привели российское руководство к мысли, что их влияние в регионе ЦА может угрожать российским национальным интересам. Чтобы укрпит влияние и остановить обозначившийся дрейф от России стран ЦА, Москва стала встраивать страны региона в собственные интеграционные проекты. Усилилось политическое, военно-техническое, экономическое, культурно –информационное сотрудничество России и стран ЦА. Россия начала интегрироваться с государствами ЦА в раках новых форматов – ЕврАзЭС, ЕАЭС,Таможенного Союза. Но реализуемые Россией интеграционные инициативы в регионе в основном опираются на российско-казахстанские отношения.Другие страны региона, например Узбекистан, неоднозначно воспринимают инициативы Кремля. Экономическое обоснование вхождения Кыргызстана в ЕАЭС в мае 2015 г. выглядело неубедительно и скорее обуславливалось геополитическими мотивами.

Аналитики считают, что форсирование Россией присоединения стран Центральной Азии к пророссийским интеграционным объединениям искажает внутрирегиональное строительство. Сохраняются опасения, что интеграционные проекты Москвы – это новая форма зависимости и ограничения суверенитета региона. Осторожное отношение к российским инициативам объяснимо так же тем, что в государствах региона продолжается процесс нациестроительства и вопрос делегирования надгосударственной структуре части суверенитета по-прежнему чувствителен.

Сегодня Россия воспринимает Центральную Азию как подверженный дестабилизации регион из-за внутриполитической ситуации и угроз, исходящих из соседнего Афганистана. Однако, считают аналитики, рассматривая регион ЦА только через фактор безопасности, Москва делает ошибку. Такой взгляд ограничивает объективную оценку региона и мешает дальнейшему развитию связей России со странами региона.Авторы подчеркивают, что сохранение своих позиций в странах ЦА является важной задачей Кремля. Однако недостаток ресурсов не позволяет России влиять на векторы внешнеполитического и социально – экономического развития стран региона. В Москве по-прежнему отсутствует цельная и внятная  стратегия в регионе. Провозглашенная и реализуемая центральноазиатскими странами многовекторная политика по диверсификации международных связей стала естественной реакцией, прежде всего, на непоследовательную и переменчивую политику Кремля.

На круглом столе рассмотрели также взаимоотношения стран ЦА с другими государствами, в частности – как реализуются здесь интересы Ирана, Турции, даже таких удаленных стран, как Япония, Южная Корея, страны Юго-Восточной Азии. Все доклады сопровождались острыми и откровенными дискуссиями, в которых приняли активное участие политологи Казахстана и гости из других стран. 

Дамир Салимов

 

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33