среда, 11 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Тест на прочность. Кто стоит за терактами в Актобе?

В канун начала священного для мусульман месяца Рамазан группа вооруженных людей, предположительно имеющих отношение к запрещенным религиозным группировкам, совершила террористическую вылазку на западе Казахстана, в городе Актобе. По данным, которые приводит МВД РК, преступники совершили вооруженное нападение на оружейный магазин «Паллада», где убили продавца и сотрудника охранного агентства «Кузет», а также нанесли огнестрельные ранения трем прибывшим на место патрульным полицейским.

При нападении на магазин «Пантера» преступниками был убит один посетитель, а другой ранен. При перестрелке с прибывшим на место происшествия нарядом полиции три нападавших были уничтожены, один задержан». Согласно информации информагентства КазТАГ для нападения на воинскую часть преступники захватили  маршрутный автобус и высадили водителя с пассажирами, а затем автобусом протаранили ворота, где, проникнув на территорию, открыли беспорядочную стрельбу, убили троих, и ранили шестерых военнослужащих.

«Дежурный караул, применив оружие, пресек попытку дальнейшего проникновения на территорию части, а затем, совместно с прибывшим нарядом полиции, один преступник был уничтожен, еще один ранен и задержан. Всего в ходе проведения антитеррористической операции в городе Актобе уничтожены четыре преступника, семеро задержаны, из которых двое ранены», - рассказал директор департамента государственного языка и информации МВД РК Алмас Садубаев.

Всего в момент проведения специальной операции сотрудниками полиции были ликвидированы 4 преступников  и  двое были ранены. В отношении преступников  был объявлен план «перехват», а также в Актобе введен «красный» уровень террористической опасности.

Стоит отметить, что вероятность терактов в Казахстане предсказывалась экспертами давно.  После того, как в рядах так называемого «Исламского государства» побывал десятки, а возможно и сотни казахстанцев, специалисты в области безопасности не раз предупреждали, что вернувшись на Родину, они могут стать фактором дестабилизации ситуации в стране.

В частности об этом автору этих строк еще в декабре 2014 года рассказывал известный исламовед, директор независимого аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов. Вот что он тогда говорил о причинах вступления молодежи в ряды преступной группы ИГ.

«Сейчас идёт тяжелый переходный процесс от однополярной системы к многополярной. Нарастает противостояние между США и РФ - по сути, это новая холодная война. И ее границы расширяются. И у нас в ЦА тоже есть опасения втянуться в это противостояние, так как нейтралитет  трудно сохранить. Международное право, по сути, растоптано, ООН теряет авторитет, не может влиять на ситуацию. Рождается новое право - право силы. Вопросы справедливости и несправедливости, двойных стандартов становятся всё острее. И на этом всем фоне сейчас идёт рост протестных настроений среди молодёжи. Арабская весна захлебнулась, вместо справедливости принесла хаос. Появляется идея возврата к халифату. Идея создания реального государства - со своей территорией, армией, социальной инфраструктурой. Наднационального государства, которое сможет конкурировать со всем миром - национальными государствами, светскими режимами. ИГ, «Талибан», «Аль- Каида» - это звенья одной цепи. Для некоторых фанатичных мусульман этот проект кажется привлекательным чисто психологически. Просто представьте - последний халифат, Османский прекратил своё существование в начале 20 века. И вот в начале 21 века идёт первое возрождение халифата. Глубоко продуманный проект. Другой вопрос - насколько он вообще исламский, так как их идеология, в основном, это такфир и джихад. Идеология, которая разрешает то, что запрещено, когда речь идёт о пролитии крови. Позволяет достижение цели любыми средствами. Такфиризм строится на обвинении в неверии тех, кто не согласен с этой идеологией. Говоря проще, суть его можно обозначить так: «Кто не с нами - тот враг. Тот, кто не считает кафиром (неверным) того, кого считаем мы, тот сам кафир». А у неверных, считается, разрешено отбирать и имущество, и жизнь. Такфиристы берут на вооружение только те аяты Корана и хадисы пророка, которые, как они считают, подтверждают их идеологию. Другие аяты и хадисы не воспринимают и к мнению учёных не прислушиваются. Поэтому даже в Саудовской Аравии, где государственной идеологией является умеренный ваххабизм, такфиристскую идеологию объявили вне ислама. Во-вторых, сегодня «Исламское государство» может появиться в любой точке мира. Сегодняшний ИГ - это всего лишь территориальный эпицентр, где фанатики пытаются нам показать модель государства принципиально нового типа. Завтра оно может быть уничтожено, но модель уже показана – вот в чём дело. Не случайно халифат призывает мусульман принимать присягу в разных странах. В том числе и у нас в ЦА. По сути это - призыв к созданию анклавных территорий на всей земле во всём исламском и даже неисламском мире», - пояснял исламовед.

Сразу же после терактов в Актобе известные эксперты в области безопасности, геополитики стали высказывать свои предположения, кто мог стоять за произошедшими событиями и к чему они могут привести.  Некоторые мнения были высказаны в соцсетях, некоторые получены в оперативном порядке. Приводим с разрешения авторов различные точки зрения на вчерашние события на Западе Казахстана.

Григорий Трофимчук, председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей»:

- Казахстан, очевидно, тестируют на прочность. Это главное, что надо понять. Изо всех чрезвычайных случаев на территории страны, связанных с государственной безопасностью, - этот наиболее радикальный. Один из основных вопросов, который сейчас обсуждается, – а местные это бандиты или пришедшие со стороны, из-за границы. В такой постановке вопроса имеется особый политический смысл, так как если местные, то можно себя слегка успокоить, ведь пришлых, так или иначе, придётся увязывать с ведущими мировыми террористическими брендами. Которые и сами очень быстро привязываются к таким событиям. А пока что это явление можно назвать успокоительным словосочетанием «нетрадиционные религиозные течения». Но тогда возникает тяжёлый вопрос: а почему же, раз за разом, традиционные течения не в состоянии справиться со своими более радикальными собратьями?

Кто – президент Назарбаев должен вникать в эти теологические детали? Несколько лет назад ведущие казахстанские эксперты предупреждали о такой опасности. Но для наших, евразийских стран это нормально: специалистов почти никто не слушает. Поэтому сейчас удар по Актобе проще считать случайностью, после которой «всё будет под контролем». Стоит отметить и сам характер нападения: намеренная, демонстративная дерзость, так как атаке подверглись не самые простые объёкты, включая воинскую часть. Что лишний раз подтверждает версию о тестировании казахстанской внутриполитической ситуации. Отметим, наконец, относительно «бытовой» характер уличных перестрелок во всех т.н. демократических странах. Это, как ни странно – «норма», для них это нормально. И теперь все бывшие советские части постепенно втягиваются в этот формат, с постоянными терактами и террористами, тяжело к нему привыкая. И ещё немаловажно: Актобе (бывший Актюбинск) лежит практически на границе с Оренбургской областью РФ.

Андрей Казанцев, директор аналитического Центра МГИМО

- То, что произошло в Казахстане, может произойти в любой другой стране Центральной Азии или в России. К сожалению, тенденция к росту террористической угрозы у нас у всех общая. Это связано, прежде всего, с экономическим кризисом. Также это связано с большим объемом средств помощи различным экстремистским группировкам, приходящей из ряда стран Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ). Под боком у нас также два серьезных конфликта, которые очень далеки от разрешения, и куда направляется масса боевиков (Сирия и Афганистан). Эти люди потом возвращаются, а на каждого уехавшего приходятся десятки или сотни сочувствующих в «спящих ячейках». Лично я уже давно предупреждаю власти РФ и стран ЦА о росте угроз. 

Ерлан Карин, директор Казахстанского института стратегических исследований:

- К сожалению, происходящие события, в некотором смысле, были вопросом времени. Силовики максимально, как смогли, сдерживали фактор радикализма, выявляя и локализуя экстремистские очаги. Благодаря различным мерам, удалось даже снизить поток рекрутов из Казахстана в Сирию, хотя выходцы из Казахстана, несмотря на малочисленность, оказались очень активными в рядах ИГИЛ, Джебхат аль-Нусры. Спецслужбы практически всегда сразу вылавливали и тех, кто возвращался с целью совершения определенных акции. Блокировали, как могли, все аудио и видеообращения оттуда. Но пропаганда усиливалась - только по Казахстану были выпущены пять так называемых официальных видеообращений ИГИЛ. С конкретными призывами. Последний аудиоматериал был выпущен неделю назад, хотя у экспертов есть сомнения в ее подлинности, однако тут  главное сам факт его распространения.  Поэтому такая массированная пропаганда рано или поздно оказала бы воздействие на так называемые «спящие ячейки». Не стоит сейчас упрекать спецслужбы и правоохранительные органы, они свою работу знают и делают, просто одними силовыми мерами эту угрозу не сдержать. Здесь снова сказывается общая недооценка угрозы - и на уровне государства, и на уровне общества. После 2011-2012 годов все как то быстро самоуспокоились, произошедшие события расценивались как разовые всплески. Хотя очевидно, что это долгосрочный тренд. Корень - маргинализация плюс криминализация. Судя по всему, в Актобе действовала одна из таких ячеек. События по сценарию напоминают частично события в Таразе в ноябре 2011 года, когда сначала было совершено нападение на оружейный магазин и события в Атырау в сентябре 2012 года, когда радикалы напали на здание городской полиции. Они рассчитывали получить еще больше оружия. И это им не удалось. И скорее всего это были спонтанные действия - в ответ на какие-то меры спецслужб в качестве акции устрашения или возмездия. В 2011-2012 годов большинство акции осуществлялись также в ответ на действия силовиков. Недавний теракт в Брюсселе тоже был осуществлен в ответ на серии зачисток бельгийских спецслужб в кварталах, где радикалы пустили свои сети. Как бы то ни было, нынешние события станут новым этапом в развитии угрозы экстремизма и терроризма в нашей стране. Однозначно, эти события поменяют общую повестку дня.

Досым Сатпаев, директор группы оценки рисков:

- Незадолго до событий в Актобе, МВД РК сообщило о том, что во всех областных центрах с начала текущего года проводятся проверки объектов, включенных в перечень потенциальных мишеней, уязвимых в террористическом отношении. Интересно, попадали ли оружейные магазины в перечень таких объектов? Или же эти проверки были ради галочки? Хотя, даже если и попадали, то непонятно, какая еще антитеррористическая защита может быть у магазинов или торговых центров, кроме видеокамер, собственной охраны и бдительности граждан? И, как показывает практика, именно бдительность людей и остается самым важным антитеррористическим элементом. Если не единственным. Но вся проблема в том, что эту бдительность сами же власти постоянно усыпляли. Долгое время они отрицали вообще саму возможность террористических актов в стране, которую пиарили всему миру как "островок стабильности". Затем, после первых терактов, убеждали всех, чтобы там было больше криминала, чем какой-то, пускай и развращенной, но идеологии. Параллельно с этим, шло ослабление легальной оппозиции, что освобождало место для радикалов. Ведь природа не терпит пустоты. То есть властям надо было не митингующих вязать на площадях и видеть везде майданы, а реальных экстремистов ловить, оказавшихся той самой "пятой колонной", о которой так любят рассуждать некоторые провластные СМИ. Эти уж точно разрешения на проведение любого митинга брать не будут. Таким образом, активно ослабляя внутрисистемную оппозицию, которая пыталась действовать в правовом поле и могла оттянуть на себя часть протестных настроений, власть практически упустила из виду появление антисистемной оппозиции из числа местных радикальных групп. И они напоминают о себе. И все чаще, что является тревожным трендом.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33