среда, 11 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Забудьте про либерализацию. Протесты будут жестоко подавляться

Казахстанский истеблишмент вместе с волной масштабных общественных протестов, прокатившихся сразу по нескольким городам страны, столкнулся с самой большой проблемой за последние два десятилетия с момента обретения независимости. Все давно согласились, что противоречивые планы властей по внесению изменений в земельный кодекс, ставшие причиной для массовых выступлений, – лишь повод. Основанием для растущего общественного недовольства служат другие факторы. И наиболее заметны они на фоне резко падающего уровня жизни населения. Итак, что дальше?  

Протесты общественности в Казахстане вряд ли перерастут в конкретные претензии режиму. Авторитарный подход правительства к подавлению инакомыслия в сочетании с экспансионистской фискальной политикой, как бы больно это ни было признавать, станут горестной реальностью на ближайшие месяцы. То, как сегодня кабинет, административные и силовые органы выстраивают коммуникации с населением, предвещает печальные перспективы для политической и экономической либерализации. Скорее всего, считают, в частности, аналитики BMI Research, власть предпочтет отречься от реформ, чтобы не волновать население, находящееся сегодня в состоянии полной растерянности, но готовое снести еще несколько месяцев усиливающегося давления.

Вряд ли президент Нурсултан Назарбаев постарается успокоить растущие недовольство населения и откажется от резких решений, так как экономические проблемы, которые лежат в корне общественных волнений, требуют глубинных реформ, к которым власти объективно не готовы. Нет никаких разумных оснований полагать, что любая внешняя сила на самом деле стоит за земельными протестами. Просто не создалось еще таких условий, чтобы на официальном уровне признать, что Казахстан сталкивается с еще одним серьезным испытанием своей способности справиться с экономическими трудностями в условиях полнейшей политической неопределенности.

Вместо этого, есть риск, что власти соблазнятся курсом, который сочетает в себе популистские решения и, как это уже было сказано, расширение экспансионистской фискальной политики на фоне авторитарного подавления инакомыслящих. А это значит, что запланированная прошлой зимой политическая либерализация откладывается.

Стоит отметить, что протесты продолжались даже после того, как президент Нурсултан Назарбаев отказался от предложенных изменений и объявил годичный мораторий на продажу земли, призвав к публичным дискуссиям по этому вопросу. Сегодня складывается целое множество факторов, которые наводят на мысль, что поправки в Земельном кодексе и протесты являются неким проявлением более глубоких, скрытых от глаз общественности, процессов, происходящих в политическом истеблишменте, с использованием фактора резкого падения уровня жизни.

Экономический шок, который испытали люди из-за обвала цен на нефть и государственная помощь банкам, которая оказалась эффективной лишь в краткосрочной перспективе, показал, что у правительства нет эффективных стратегий коммуникаций с населением: вся политика сводится к тому, чтобы при помощи репрессивного аппарата заставить людей приспособиться к жизни в условиях низких цен на энергоносители. Наверняка правительство, оценив перспективы динамики цен на нефть, знало, что национальная валюта будет девальвирована, что подобный шаг будет способствовать импорту инфляции, достигающей сегодня 16%, что придется принимать меры по сокращению расходов и все это потребует выработки эффективных каналов взаимодействия с гражданами.

И вот сегодня, когда люди отказываются объективно воспринимать происходящее, надо сказать, что включение в процесс спикеров, выступающих с площадки Земельной комиссии, может оказаться довольно запоздалым решением.

Учитывая многогранный характер общественного недовольства, эксперты не исключают, что протесты будут продолжаться. Однако есть три фактора, которые могут сбить протестный настрой до конца года. Во-первых, аналитики BMI Research считают, что самое худшее для экономики Казахстана позади. По данным подразделения ведомства – Oil & Gas, цены на нефть уже достигли  нижнего предела. По их расчетам, постепенный отскок цен на Brent Crude в среднем достигнет $ 46.5 в 2016 году, а в 2017 поднимется до уровня в $ 57.0 за баррель.

Как известно, нефть является краеугольным камнем казахстанской экономики, и подобный отскок цен уменьшит давление на тенге. Ожидается, что в скором времени валюта войдет в фазу устойчивости, что ослабит импортированное инфляционное давление. По прогнозам, уровень инфляции снизится с 16% до 12,0% в годовом выражении.

Во-вторых, улучшение экономического ландшафта заставит правительство ослабить меры жесткой экономии, что снимет необходимость обращения к активам Нацфонда, где, по состоянию на май, сконцентрировано 33 миллиарда долларов США.

В-третьих, власти все чаще станут прибегать к авторитарным мерам подавления инакомыслия. Принимая во внимание результативность аппарата государственной безопасности, подобная политика будет способствовать быстрому подавлению социальных волнений. А это, возвращаясь к началу статьи, является плохим предзнаменованием и лишает надежд на ожидаемую политическую и экономическую либерализацию.  

Существуют опасения, что недавняя реакция общественности на земельные инициативы правительства в дальнейшем может перекинуться на область приватизации ряда секторов экономики.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33