суббота, 14 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Банки уходят в мобильный формат

О развитии мобильного банкинга в Казахстане мы поговорили с Шоканом Дусиповым, начальником управления развития услуг, департамента Homebank.kz

- Мобильный банкинг – это движение вперед, движение в будущее, в том смысле, что у нас появляется отличный инструмент связи с клиентом, возможность общаться с клиентом всегда и везде. В том смысле, что если у него есть мобильный телефон, установлено мобильное приложение от банка и хороший прием связи от наших мобильных операторов, то мы можем предоставлять ему в любое время в любом месте большой набор банковских услуг. Сейчас мы видим такую тенденцию, что все движется в сторону мобильного - мобильного в целом. Магазины и веб-сайты стремятся создавать свои мобильные приложения. В том числе и очень крупные – Google , Facebook, Skype, Youtube и другие. Все понимают перспективность этого направления.

Уже сейчас около 40% всех сессий в нашем интернет-банкинге проходят через мобильный банк. И эта доля сформировалась всего лишь за год-полтора. А что будет еще через год, через два, когда мы сможем добавить новые интересные услуги в наш интернет-банк? Мы думаем, что к тому времени мобильный банкинг перегонит те сессии, которые происходят через классический обычный компьютер или ноутбук. Сейчас все двигаются в сторону планшетов и мобильных телефонов. Потому что он всегда с тобой, всегда в твоем кармане. И качество связи, беспроводного интернета, в том числе от мобильных операторов – 3G, 4G - позволяет передавать большие массивы данных очень быстро.

- Вы сказали, что доля мобильных транзакций начала расти год-полтора назад. С чем это было связано?

- Наш интернет-банк существует уже 15 лет. Мы были одними из самых первых в Казахстане. Лет 5 назад мы стали двигаться в сторону обслуживания клиентов через мобильные телефоны. Тогда, конечно, качество связи оставляло желать лучшего. А единственной услугой были мгновенные текстовые сообщения. Можно было узнать, например, о текущем состоянии счетов, отправив в банк СМС с определенным кодом на короткий номер, и получив в ответ СМС с текущим балансом. Или автоматически получать сообщения о снятии денег и пополнении счетов.

Года полтора-два назад мы запустили мобильное приложение, которое можно установить на смартфоны с операционной системой Android и IOS. И сразу начался стремительный рост, на сегодняшний день больше 100 тысяч пользователей установили это мобильное приложение. Мы считаем, что в дальнейшем это движение будет только ускоряться, усиливаться. В итоге количество всех сессий, всех входов в нашу систему с мобильных телефонов будет намного больше, чем с других платформ.

- Насколько широк охват услуг, представленных в мобильном банке, и что вы еще планируете предложить пользователям?

- Если говорить о возможности взаимодействия сматрфонов с физическими пос-терминалами в магазинах, в других ритейловых сетях, то это есть пока только в виде пилотного проекта, который мы реализуем с одним из мобильных операторов. В этом случае в СИМ-карту вшиваются данные по платежной карте. Но такая возможность есть только на флагманских смартфонах, поддерживающих технологию NFC. Эта технология лишь недавно появилась на западе, например Apple Pay запустил ее только в текущем году.

Выглядит это так: вы подносите сотовый телефон к терминалу, происходит транзакция, вы вводите PIN и получаете ту или иную услугу. Но это не предел – мы движемся в сторону облачного хранения данных, которое дает возможность платить с телефона, не привязываясь к СИМ-карте. Тогда шифрованные данные по платежной карте будут храниться в памяти самого телефона. Соответственно, если у вас много карт, то не обязательно будет для каждой из них иметь отдельную СИМку.

- Но это вы говорите о возможности физической оплаты со смартфона. А как еще можно платить, используя телефон? 

- Если говорить об услугах, как таковых, то все, что есть в нашем «классическом» интернет-банкинге, в который можно зайти с ноутбука или с большого персонального компьютера, доступно и со смартфона. Мобильные телефоны стали очень мощными, они имеют серьезные процессоры, могут хранить большие массивы данных. Сегодня у каждого в кармане целый персональный компьютер. Соответственно, мы можем со смартфона проводить те или иные транзакции, например, оплачивать услуги сотовой связи, коммунальные услуги, даже покупать билеты в кино, переводить деньги  – другу, брату, кому угодно. Везде, где есть связь, есть выход в интернет - WiFi, 3G, 4G, не имеет значения.

- Сталкиваетесь ли вы с тем, что в регионах тормозится развитие мобильного банкинга из-за недостаточного качества связи? 

- Это эволюционное, постепенное движение. Есть определенное сопротивление новым технологиям, как таковым. Но в итоге все к этому приходят. Сейчас основным условием использования мобильного приложения является сам аппарат. Самые недорогие смартфоны на базе Android стоят 20 – 25 тысяч тенге. С точки зрения доступности, я считаю, что производители сотовых телефонов сделали большой шаг вперед и востребованность мобильных услуг будет расти.

Понятно, что у нас есть «флагманские» регионы, в которых люди любят такие технологии, сами их ищут и даже требуют. Основное развитие, которое мы сейчас получаем в части мобильного приложения, происходит за  счет клиентов Алматы и Астаны. Но качество связи – оно и сейчас на уровне. Во всех областных центрах она такая же, как и здесь. Сеть покрытия такая же, везде все ловит, мы все проверяли. Понятно, что Алматы – рынок сам по себе большой, потому что здесь много людей живет. Но если смотреть  по пропорциям, по коэффициентам, то проникновение по областным центрам есть. В районных центрах люди мобильными услугами тоже пользуются, не в массовом виде, но мы туда обязательно придем. Все туда придут, потому что это очень удобно. 

- Вопрос безопасности мобильных платежей – один из самых чувствительных для пользователей. Как не стать жертвой хакера?

- В мобильном приложении, так же, как и в нашем классическом интернет-банке весь обмен информацией между банком и клиентом (независимо от устройства, с которого он выходит в сеть) происходит в зашифрованном виде (по стандарту SSL-шифрования). Для того, чтобы ее расшифровать, нужно обязательно иметь шифровальные ключи, как в шпионских фильмах про Вторую мировую. Какой-нибудь очень продвинутый хакер в публичной Wi-Fi сети может перехватить эту информацию, но он ничего не поймет. Там будут только циферки и закорючки, и что с ними делать – непонятно, ведь шифр есть только у нас.

Кстати, если вы замечали, в адресной строке браузера обычно адрес начинается с http://. Но на сервисах, для которых критична защита информации, в адресе обычно есть еще одна буква:  https://. Это значит secure, то есть безопасное, зашифрованное соединение. Если вы зашли на такой сайт, можете быть уверены в том, что вся информация, которой обменивается, допустим, сервер банка и ваш компьютер, проходит в виде зашифрованного сообщения. Это увеличивает массив передаваемых данных, но с учетом того, что сейчас интернет супербыстрый, для нас это никакого значения не имеет. Мы, кстати, заметили, что когда в 2007 году в Казахстане появился широкополосный интернет, количество пользователей дистанционных банковских услуг резко выросло. Хотя мы к тому времени существовали на рынке уже 7 лет.

- Использовать мобильный банкинг очень просто. Но, может быть вы, как профессионал, дадите какие-то советы рядовым пользователям? 

- Главный совет – храните свои персональные карточные данные, всевозможные пароли, идентификаторы в тайне.  Конечно, бывают ситуации, когда надо другу, близкому человеку, доверяя ему, передать какие-то личные данные. Но вдруг он отнесется к этому недостаточно ответственно, и нечаянно, не по злому умыслу потеряет бумажку с вашим паролем? Помните, что основным «слабым звеном» в системе интернет-платежей является конечный пользователь. Всегда мошенники пытаются достучаться до него любыми путями – представиться сотрудником банка, отправить ему очень похожее на официальное письмо. Позвонить, сказать, что нужно срочно продиктовать свой пароль. И бывает, зачастую люди говорят – да, есть у меня такой-то пароль, PIN, раз уж вам надо. Потом, конечно, плачут, потому что деньги уходят неизвестно куда. Техническая сторона вопроса защищена очень надежно. Много профессиональных людей работают в этой части, не только в Казахстане, но и по всему миру. Мы являемся участниками международных платежных систем Visa, Master Card, American Express, у нас задействовано всевозможное дорогое оборудование, банкоматы с видеокамерами и т. д. Но по сути конечный пользователь – самый уязвимый элемент во всей этой системе. Поэтому, еще раз повторю - пожалуйста, храните свои личные данные в тайне.

 

 

Оставить комментарий

Smart

Mobicom-новости Mobicom-новости
Редакция Exclusive
16.02.2015 - 15:25
Облачный рай Облачный рай
Редакция Exclusive
23.10.2014 - 15:31
Страницы:1 2 3 4 5 6