пятница, 10 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Французская органичность

Ярослав Разумов

 

«Достоин внимания только Париж!» - громко заявила дама, явно нуворишеского вида и поведения, в салоне самолета, когда несколько соседей по креслам начали говорить о европейских столицах. Развивала эту тему моя случайная попутчица в таком же бескомпромиссном стиле. Но при всей отталкивающей манере нуворишей, которые, открывая для себя мир, первым делом стремятся под тень Эйфелевой башни, что тут скажешь – достоин Париж и внимания, и стремлений в него попасть! Правы были в этом и вульгарная особа из самолета, и знаменитый французский монарх Генрих IV с его историческим афоризмом «Париж стоит мессы!», поменявший ради того, чтобы войти в этот город, свою веру.

 

Cколько ни бывай в Париже, не перестаешь ему удивляться. Надеюсь, банальность этой фразы искупает ее искренность… И дело здесь вовсе не в сосредоточении исторических и культурных реликвий на ограниченной городской площади. Конечно, Лувр, Триумфальная арка, Эйфелева башня, мост Александра III… Но, в общем-то, и в других культурных столицах мира есть свои памятники мирового уровня, традиционно влекущие потоки туристических паломников. Привлекательность же Парижа, на мой взгляд, в его органичности. В данном плане этот город просто удивителен. Какую сторону ни возьми. Например, с точки зрения нас, постсоветских людей, привыкших к стандартам советского градоустройства, в Париже не слишком много зелени на улицах. Да, есть скверы, парки, но типичная городская улица лишена того обилия деревьев и кустарников, что привычны нам (хотя если брать за образчик Алматы, то скоро у нас с обилием зелени, видно, будет успешно покончено). И при этом в Париже в отличие от других западных столиц нет ощущения дефицита насаждений. Не знаю, почему, может быть, из-за органичного сочетания красок вокруг сине-серой Сены, светло-серого камня старинных построек, как правило, очень яркого неба с непривычно быстро для нас бегущими облаками, золотого купола Дома инвалидов (практику золотить купола, говорят, привнес во Францию Наполеон, увидев и полюбив это в Москве)… Местная историко-культурологическая традиция и климат создали очень органичное смешение красок. И так – во всем. Конечно, сделаем сразу оговорку, что наш взгляд есть взгляд, во-первых, иностранца, то есть сторонний, а значит, вполне возможно, многого сущностного не замечающий. А во-вторых, взгляд позитивный изначально, если не сказать позитивистский. И, оговорив этот важный момент, пойдем дальше. Эта же органичность легко прослеживается и в проекции на французское общество, даже на таком глобальном уровне, как формирование нации. Сегодня в Европе существует неофициальное мнение, что французы – одна из наиболее патриотичных наций, сильно сопротивляющаяся культурной глобализации, американизации медиа- и кино-пространства и т.п. И это действительно так. И этому не мешает то, что нынешние французы – очень синкретическая нация собственно в генетическом плане. В интервью автору этих строк г-жа Жаклин Коста-Ласку, член высшего Интеграционного совета, организации, в чью компетенцию входят вопросы интеграции эмигрантов во французское общество, заметила: сегодня у каждого третьего француза в ретроспективе трех поколений в роду есть иностранцы, а каждый четвертый из заключаемых в стране браков – межэтнический (первое место в Европе по этому показателю)... Даже среди крупных политиков сегодняшнего и вчерашнего дня немало тех, кто имеет, к примеру, итальянское, турецкое, русское, украинское происхождение. Самый известный в эти дни пример – кандидат в президенты Николя Саркози. Здесь же стоит заметить, что французское общество знает не изжитую до конца проблему языковых диалектов, и это имеет серьезные исторические истоки; например, известный историк Марселен Дефурно писал о феномене «провинциальных национальностей» внутри большой французской нации в средние века (М. Дефурно. Повседневная жизнь времен Жанны Д'Арк, СПб, 2002). Судя по общению с французами, этот феномен, конечно, сглажен, но существует и сегодня. И при всем том французы действительно производят впечатление монолитной нации, всерьез озабоченной сохранением культурной идентичности. Так, насколько нам известно, именно Франция была первой страной в Европе, на законодательном уровне начавшей регламентировать доступ иностранной музыкальной и кинопродукции в свое культурное пространство. Очевидно, что за этим – попытки бороться с засильем англоязычной музыки и американских фильмов. Кстати, похожие шаги уже бывали во французской истории: в ХVI веке одним из проявлений патриотизма в стране воспринималась борьба за внедрение в культурную и образовательную сферу французского языка в противовес латинскому (В. Бондарчук. Национальная идея в Западной Европе… М., 2005). - Сила французской нации – в политической, а не этнической связи, - заметила г-жа Коста-Ласку. - И приведенные выше примеры, исторические и нынешние, похоже, подтверждают этот тезис. Притом в стране много лет существует со своим стабильным электоратом правый Национальный фронт, чей лидер на прошлых выборах президента вышел во второй тур, в итоге проиграв, но набрав в нем больше голосов, чем в первом. И все эти тенденции в обществе существуют если уж не совсем мирно, то, скажем так, параллельно. А значит, органично. Если идти дальше в разрезе социальных проблем, то нельзя не упомянуть вопрос, самый животрепещущий для очень многих стран, – о демографии. Франция с ее репутацией (видно, все-таки сильно приукрашенной) чуть ли не родины «свободы нравов» – ныне едва ли не единственная в Европе страна с позитивной демографической динамикой. И отнюдь не только благодаря выходцам из восточных стран, проживающих во Франции. При том, что общество все же не производит впечатления, живущего на основе пуританских заповедей. Французские женщины могут иметь двоих и даже четверых детей, не имея при этом «штампа в паспорте», и притом быть социально не только активными, но и успешными, вплоть до занятия политикой на ее «высоких этажах». Как-то удается это без доведенного до абсурда феминизма. Интересно, что официально отношения с мужьями многие женщины не фиксируют из-за… налогов! Оформленная семья платит их заметно больше, чем де-юре мать-одиночка, а на самом деле – «мужняя жена». Так органично «устроились» французское общество и французское государство: первое успешно решает демографические задачи современности, экономя на налогах, второе, конечно, понимая ситуацию, мирится с меньшим злом за ради большого выигрыша – роста рождаемости. Далее – восприятие прошлого, истории. Говорят, что во французской историографии споры по поводу революционного прошлого страны идут до сих пор, и ожесточенно. Но в целом, на уровне отношения нации к былому, две совершенно противоположные и даже враждебные друг другу идеи как-то помещаются рядом, не слишком «толкаясь». Сочетание почтения и гордости к революционному прошлому, давшему миру формулу: «Свобода, равенство, братство», и то же – в отношении и королевской эпохи, и особенно наполеоновской. Францию так долго и сильно «лихорадило» в XVIII-XIX веках, от клича «тираны мира, трепещите!», до слов одного политика и публициста середины позапрошлого столетия – «эта страна страшно устала от революций, и все, что она сейчас требует, так это хорошего деспотизма» (А. Смирнов. Империя Наполеона III, М., 2003)! А вот сегодня разные исторические идеи и эпохи мирно сосуществуют в сознании нации, хотя история-то «гладкой» не была. Наполеоны, и дядя, и племянник, привели страну к тяжелым военным поражениям и политическому унижению, а революции – что уж говорить! Тут и гильотина, и разграбленная сокровищница Собора Парижской Богоматери. Но – все примирило время. У нас же, на постсоветском пространстве, до сих пор исторические битвы «красных» и «белых» нет-нет, да получают свое современное политическое звучание. В России, к примеру, в последние годы на уровне государственной политики делаются попытки примирить прошлое, во Франции же это состоялось. Может, отчасти из-за сложности и противоречивости этого прошлого, проявившихся, например, в ходе Второй мировой войны. Но – состоялось, и удачно уложилось в общую картину французской органичности.

Оставить комментарий

Антресоли

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33