среда, 29 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Реестр обманщиков и халтурщиков

ЭЛ.ЗАК 2-2

В Казахстане составлен рейтинг недобросовестных участников государственных закупок. Создали его в Центре электронной коммерции, занимающимся госзакупками через электронные сети и Интернет

Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень: 1) потенциальных поставщиков, представивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям; 2) потенциальных поставщиков, допустивших нарушение требований статьи 6 Закона «О государственных закупках»; 3) потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках; 4) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках. Общее количество недобросовестных участников государственных закупок, отстранённых решением суда от выполнения работ, оказания услуг и поставок товаров государству, на 19 июля 2013 года составляет 4408. Наибольшее количество поставщиков внесено в реестр недобросовестных участников и составляет 666 по городу Астана. При этом в городе Астана зарегистрировано поставщиков- 20649. Наименьшее количество недобросовестных участников составляет 62 поставщика в Атырауской области, при общем количестве зарегистрированных поставщиков5 464 физических и юридических лиц.

Количество недобросовестных поставщиков в разрезе областей на 19 июля 2013 года

Регион

Количество недобросовестных поставщиков

(физ./юр. лиц)

Количество зарегистрированных поставщиков

(физ./юр. лиц)

г. Астана

666

20649

Южно-Казахстанская область

629

13858

г. Алматы

525

23051

Карагандинская область

392

14796

Алматинская область

285

10289

Восточно-Казахстанская область

284

16784

Кызылординская область

205

6930

Костанайская область

196

10684

Актюбинская область

190

8877

Жамбылская область

190

6639

Павлодарская область

189

10143

Западно-Казахстанская область

184

7435

Мангистауская область

152

6954

Северно-Казахстанская область

134

6616

Акмолинская область

125

7873

Атырауская область

62

5464

Итого

4408

177042

Мы попросили прокомментировать информацию пресс-службы ведомства по реестру недобросовестных поставщиков государства председателя правления ТОО «Центр электронной коммерции» Султанжана Ахметова:

-Порядок электронных торгов уже отработан и все участники его знают. В декабре каждого года предприниматели, в соответствии с планом госзакупок на год, загружают на портал свои предложения. У нас сегодня 25 тысяч заказчиков, начиная от министерств и заканчивая средней школой или детским садиком где-нибудь в глубинке. И если предприниматель сорвал поставку товара или услуг – он должен отвечать по закону.

Приводимые нами цифры – это то, что есть на сегодняшний день, они объективны. Они могут кому-то нравиться или не нравиться, но это факт. Предприниматели признаются недобросовестными поставщиками по решению суда и копия такого решения отправляется в Министерство финансов – уполномоченный орган по проведению госзакупок. Они, соответственно, направляют его нам и мы затем, автоматически закрываем на портале его участие. Внесенные в реестр предприниматели на два года отстраняются от участия в госзакупках. На портале в открытом доступе находится список недобросовестных поставщиков, ознакомиться с которым могут все желающие: http://portal.goszakup.gov.kz/portal/index.php/ru/public_careless/index.

Это делается для того, чтобы отсеять недобросовестных участников тендеров, чтобы они не стали поставщиками товаров и услуг для государства, потому что здесь идет речь о бюджетных деньгах, за которыми должен быть самый строгий контроль. Главная задача государства – чтобы бюджетные деньги расходовались правильно и эффективно, чтобы заказчики - государственные организации и предприятия – получали бы за них товары и услуги, на которые они рассчитывают.

- Некоторые предприниматели говорят, что слишком уж высокие требования предъявляются к поставщикам, им трудно соответствовать…

- А по другому нельзя – ведь это бюджетные деньги, наша обязанность беречь их и тратить только эффективно! Участник госзакупок просто обязан соответствовать самым высоким требованиям, потому что и цена вопроса очень велика - от результатов его работы зависит нормальная жизнь тысяч и тысяч людей, государственных организаций. И то, что можно работать именно так, говорит и наш анализ ситуации в системе госзакупок. В Атырау – 5 тысяч поставщиков, а недобросовестных – 62, меньше всего. Самому молодому поставщику, участнику тендеров – всего 18 лет. И он работает очень хорошо. Значит, можно работать в соответствии с требованиями, которые предъявляет закон.

ЭЛ.ЗАК 1 -1

Свое мнение о создании такого «черного списка» предпринимателей есть и у Председателя Алматинской ассоциации предпринимателей Виктора Ямбаева:

- Подобные «чистки» тех, кто участвует в госзакупках, нужно было делать давно, еще с начала 2000 годов. Государству и обществу остро необходимо знать: кто есть кто. Кто честен, кто нечестен, кто коррумпирован, кто не дает вязток. Госзакупки, наряду с некоторыми другими выстроенными государством схемами взаимодействия с бизнесом, являются сегодня очень «коррупционно опасными». И поэтому многим предпринимателям, которые имеют реальный потенциал, чтобы в них поучаствовать, дорога в эту сферу давно закрыта. А часто в тендерах выигрывают «счастливчики», которые кроме печати и связей в чиновничьей среде, по сути, ничего не имеют. Причем таковыми «счастливчиками» они почему-то являются постоянно. В лучшем случае они приглашают для выполнения госзаказа, на субподряд, фирмы, которые проиграли тендер и которые действительно могут что-то сделать. Чтобы те работали вместо них. Такое часто случается в строительстве. Это касается многих сфер – вспомните прошлую скандальную перепись населения.

Поэтому работа эта правильная. И нужно, на мой взгляд, продолжать и расширять ее. Необходимо публиковать списки не только недобросовестных предпринимателей, участвующих в госзакупках, но и списки чиновников, которые допустили их к тендерам. Они ведь, очевидно, попали в число победителей не просто так, а с помощью чье-то «мохнатой руки».

Главная ошибка всей системы госзакупок у нас в том, что главным и подчас решающим фактором в определении победителя является цена. Чем она ниже – тем шансов у участника тендера больше. Но цену на товары и услуги нельзя снижать бесконечно – пострадает качество. Так и происходит: получившая госзаказ фирма старается на всем экономить, поставляет товар или услугу ненадлежащего качества, начинаются скандалы¸ суды… И потом ее признают недобросовестным исполнителем.

Мне самому жаловались бизнесмены: люди, не имеющие товара в наличии, выигрывали тендер из-за заявленной низкой цены. А потом приходили к тем же проигравшим бизнесменам и просили их продать уже им товар по сниженной цене! Абсурдная ситуация!

Мера эта вынужденная, запоздалая, но правильная. Лучше поздно, чем никогда. Но одновременно Агентству по защите конкуренции нужно отслеживать и ситуацию с госзакупками, которая сложилась в наших государственных корпорациях, вроде «Казахстан Темир Жолы». Там ведь тоже происходят тендеры. И там зачастую сидят фирмы и люди, которые из года в год выигрывают тендеры, например, на поставку каких-то подшипников, комплектующих или чего-то другого. И туда, в этот процесс, не может попасть никто «чужой». Налицо искусственное ограничение конкуренции. Как это так, неужели во всем Казахстане, а теперь и шире – во всех странах Таможенного союза нет компаний, которые могли бы предоставить аналогичный товар или услугу лучшего качества и за более низкую цену? Трудно в это поверить.

Я думаю, создание такого реестра - это очередная попытка поставить заслон коррупции в сфере государственных закупок, потому что сегодня это одно из самых слабых мест в расходовании бюджетных средств. Помимо, конечно, громко рождающихся и тихо умирающих затем государственных программ.

Если предприниматель однажды получил такую «черную метку» - ничего страшного. Значит, он еще просто не готов работать с бюджетными деньгами, пусть наберется опыта, «нарастит мускулы», создаст прочную материальную базу. А затем может опять включаться в процесс госзакупок. Пусть пока поработает на конкурентном рынке. Ведь почему здесь такая коррупция и столь много скандалов? Потому что в бизнесе прекрасно понимают, что, учитывая сильные административные барьеры, узость внутреннего рынка, низкую платежеспособность населения, высокую конкуренцию, особенно в сфере поставок и торговли - выжить и заработать легче всего, если используешь государственные ( бюджетные) деньги. А бюджетные деньги должны быть обязательно под постоянным и жестким контролем. Нельзя допустить, чтобы деньги от налогов, которые платят предприниматели, тратились затем бездарно, расточительно. Это вызывает в предпринимательской среде уныние и депрессию. И то, что количество недобросовестных предпринимателей в сфере госзакупок, признанных судом, достигает внушительной цифры - около 4,4 тысячи, говорит о том, что ситуация здесь очень запущена и надо срочно очищать эту сферу.

Оставить комментарий

Рейтинг

Страницы:1 2 3