вторник, 21 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Сокровищница страны

Почти каждый третий тенге в качестве КПН генерируется зарубежными добывающими компаниями. Более того, как выяснилось, НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК отмечается как отрицательный показатель, то есть по данному виду налога государство больше потратило само, чем получило поступлений. В 2012 году он составил -265,8 млрд.тенге (почти 10% от всех налоговых поступлений) и в 2013 году -88,7 млрд.тенге (менее 5% всех налоговых поступлений). Тем не менее, затраты госказны на НДС являются значительными, принимая во внимание тот факт, что эти средства могли бы быть направлены на социальное развитие регионов, например, в 2012 на средства возврата НДС можно было построить приблизительно 1000 стандартных школ, а в 2013 году 332 школы.

Виды поступлений от добывающих секторов специально разрабатываются и утверждаются методологией, техническим заданием по сверке информации о платежах компаний и поступлениях Правительства. Данные документы утверждаются Национальным советом заинтересованных сторон по реализации Инициативы прозрачности добывающих отраслей промышленности (НСЗС), который создан при Комитете геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию РК.

 В связи с требованиями Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) все данные о платежах должны быть включены в отчетность. Следовательно, все поступления должны быть представлены в итоговом отчете о существенных налоговых и неналоговых платежах и поступлениях плательщиков нефтегазового и горнорудного секторов.

 Поступления и платежи от добывающих компаний подразделяются на следующие категории:

        I.            Налоговые поступления

      II.            Специальные платежи недропользователей

    III.            Другие обязательные платежи

    IV.            Таможенные платежи

 

Налоговые поступления

 Налоговые поступления занимают более половины всех поступлений и платежей добывающих компаний. При этом среди различных видов налоговых поступлений есть свой рейтинг значимости. На первом месте расположился корпоративный подоходный налог, который занимает приблизительно 75% от всех налоговых поступлений, еще 20% приходится на рентный налог на экспортируемую сырую нефть и газовый конденсат. На остальные налоговые платежи приходится всего 5%.

 На индивидуальный подоходный налог, налог на имущество и землю, которые направляются в местные бюджеты, приходится чуть менее 5% налоговых поступлений и менее 1% на все остальные налоговые поступления.

 Будет интересно взглянуть на составляющие корпортивного подоходного налога, как один из существенных видов поступлений от добывающих компаний.

Основную долю поступлений по КПН составляет КПН с юридических лиц предприятий нефтяного сектора (за 2013 год 979 млрд.тенге или около 60% всех поступлений по КПН),  далее следует КПН с юридических лиц нерезидентов, без нефтяного сектора (то есть горнорудных компаний, которые принадлежат зарубежным инвесторам, за 2013 год 270 млрд.тенге или 17%). Завершает тройку лидеров по поступлениям КПН с юридических лиц нерезидентов у источника выплаты (то есть также нефтяных компаний, но полностью принадлежащих зарубежным инвесторам, за 2013 год 198 млрд.тенге и 12%). Если говорить о казахстанских предприятиях горнорудного сектора, то,  в отличие от нефтяного, они уступают по объемам поступлений иностранным предприятиям. То есть казахстанские горнорудные компании выплатили всего 7% (119 млрд.тенге) в отличие от иностранных горнорудных компаний - 12% от всего объема выплаченного в 2013 году КПН. Следовательно, масштабы иностранных компаний горнорудного сектора значительнее, как значительны и трудовые ресурсы, которые у них заняты.

 Почти каждый третий тенге в качестве КПН генерируется зарубежными добывающими компаниями. Интересным является и тот факт, что ТОО «СП Тенгизшевройл» является совместным предприятием, зарегистрированным в качестве казахстанской компании, поэтому поступления от этого проекта класифиицируются как поступления от резидента, что в итоге отражается на графиках, демонстрирующих значительный вес поступлений от юридических лиц резидентов.

 Поступления по другим видам КПН не превысили и 3% по итогам 2013 года, а КПН с чистого дохода юридических лиц нерезидентов составили ноль тенге за рассматриваемый период. Лишь в 2010 году отмечается незначительная сумма в 2,7 млн.тенге по КПН с чистого дохода юридических лиц нерезидентов нефтяного сектора.

 

Важно отметить данные по индивидуальному подоходному налогу (ИПН), которыми облагаются физические лица резиденты (казахстанцы) и нерезиденты (иностранцы). Так, по данным информационного портала Neftegaz.kz в нефтегазовой отрасли Казахстана из 70 тыс.работников трудятся 97% казахстанцев и 3% иностранцев. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики, в горнорудном секторе Казахстана трудится 250 тыс.работников, основная их часть также являются гражданами Казахстана.

Несмотря на превалирующую занятость граждан казахстана в добывающих отраслях, на их долю приходилось в 2010-2011 гг. лишь 75% от всех поступлений по ИПН. В последние рассматриваемые в данном отчете годы – 2012-2013 гг. – ситуация несколько изменилась, доля ИПН по резидентам составила 86%, и по иностранным гражданам 14%. Из этих данных следует, что нанимаются высокоплачиваемые сотрудники-иностранцы.

 

Специальные налоговые платежи

 Специальные платежи недропользователей занимают вторую строчку по поступлениям доходов в государственный бюджет и Национальный фонд. В 2010 году общая сумма платежей составила 1,61 трлн.тенге, годом позже – 2,2 трлн.тенге, в 2012 – 1,55 трлн.тенге и в 2013 году – 1,42 трлн.тенге. В связи с фактором снижения цен на продукцию нефтегазовой отрасли, снизились и специальные платежи.

 Существенную долю в специальных налоговых платежах занимает налог на добычу, и именно от организаций нефтяного сектора – более 75%. За рассматриваемый период максимальный показатель по налогу на добычу составил 1,6 трлн.тенге в 2011 году, тогда как в 2013 году наблюдался минимум – 1,06 трлн.тенге. В составе налога на добычу, по итогам 2013 года, 915 млрд.тенге приходится на нефтегазовые компании и лишь 151 млрд.тенге на горнорудный сектор, в относительном выражении – 86% и 14% соответственно. При этом, сумма налога на добычу предприятий горнорудного сектора за последние четыре года увеличивалась с 114,7 млрд.тенге до указанных 151 млрд.тенге.

 Вторым по значимости специальным платежом является доля РК по разделу продукции, максимальный размер данного платежа составил 384 млрд.тенге в 2011 году, а минимальный платеж составил 177 млрд.тенге в 2013 году (12% от всех специальных платежей). Данный вид платежа приходится лишь на предприятия нефтегазового сектора, по горнорудным предприятиям за все четыре рассматриваемых года выплат не было.

 Третье место по доле в специальных платежах занимает налог на сверхприбыль, и хотя кажется, что данный налог должен быть существенным, но при текущих низких ценах на нефть сверхприбыль очевидно не влика. Вместе с тем, наблюдается постоянный рост размеров налога на сверхприбыль. Так, в 2010-2011 гг. его размер составил около 104 млрд.тенге, а уже в 2013 году – 163,6 млрд.тегнге, составив прирост почти 60%. Существенное влияние на рост поступлений оказывает нефтяной сектор – занимая почти 96% от всех поступлений налога на сверхприбыль, и лишь 4% приходится на горнорудный сектор.

 На долю платежей по возмещению затрат, дополнительных платежей по соглашениям о разделе продукции и бонусам валовый объем поступлений не превышает и 1% или почти 13 млрд.тенге.

Другие обязательные платежи

 Другие обязательные платежи имеют незначительные 1-2% за рассматриваемый период времени. Так в 2010 году размер данных платежей составил всего 44,25 млрд.тенге, в 2011 году 36 млрд.тенге, в 2012 году – 95 млрд.тенге и в 2013 году рекордные 103 млрд.тенге. Другие обязательные платежи администрируются местными органами и взымаются в зависимости от использования добывающими компаниями природных ресурсов отличных от минеральных, то есть водные, лесные ресурсы, земельные участники и прочее.

 В период 2010-2011 годы и 2012-2013 годы обязательные платежи, за исключением такой статьи как «Плата за эмиссию в окружающую среду» отличались. Данная плата является основной в этом разделе и занимает более 60% по итогам 2013 года, а в 2010 и 2011 году 90%.

 Таблица 1. Изменения по статьям «Другие обязательные платежи» за период 2010-2013 гг.

 Плата за эмиссию в окружающую среду взымается с тех недропользоватлей, которые осуществляют выбросы как в атмосферу, так и в почву, и водоемы. Данная плата априори имеет собой целью либо повлиять на снижение выборосов и изменить политику компаний, либо направить полученные средства на улучшение экологической ситуации. Вместе с этим, ряд исследований по экологическим платежам добывающих компаний показывает, что государственные органы заинтересованы в получении значительных объемов от оказываемого экологического ущерба, а на мероприятия по охране окружающей среды расходуется значительно меньшая сумма. Другие обязательные платежи должны быть более эффективными инструментами поддержки охраны окружающей среды и устойчивого развития.

 В 2011 году:

а) плата за водные ресурсы (245 млн.тенге), б) плата за лесные пользования (1,7 млн.тенге), в) плата за радиочастотный спектр (51 млн.тенге), г) плата за земельные участки (3 млрд.тенге), д) другие сборы и платежи в бюджет (11,5 млн.тенге), составляли незначительные суммы в государственных масштабах. В основном именно по этой причине государственные органы видоизменили «правила игры», поменяв статьи поступлений данного раздела, оставив лишь относительно значительные платы за эмиссию в окружающую среду (в 2011 году сумма составила 32,7 млрд.тенге).

 Примечательно, что, несмотря на кризис, а, возможно, благодаря кризисным явлениям, государственные органы увеличили объемы собираемых обязательных платежей почти в три раза с 36 млрд.тенге в 2011 году до 103,7 млрд.тенге в 2013 году.

 Среди трех наиболее значимых поступлений по другим обязательным платежам выделяются отмеченная выше плата за эмиссии в окружающую среду – 61 млрд.тенге в 2013 году (60% всех других обязательных платежей), возмещение экологического вреда по искам к нефтяным компаниям – 24,5 млрд.тенге (24%) и другие неналоговые поступления от организаций нефтяного сектора 9,28 млрд.тенге (9%). 

 Значимыми для регионов являются также отчисления на социально-экономического развитие региона и инфраструктуры. Однако, за последние два года с 2012 по 2013 они уменьшились в два раза, с 8,9 млрд.тенге до 4,41 млрд.тенге. Этот вид поступлений остается на местном уровне и пополняет местный бюджет. Также стоит отметить, что обеспечение прозрачности и эффективности данных ресурсов могло бы быть осуществлено через создание рабочих групп по социально-инвестиционным проектам добывающих компаний в рамках деятельности областных общественных советов.

 

Таможенные платежи

 Таможенные платежи занимают предпоследнюю строчку среди поступлений и платежей от добывающих компаний. Значимость и суммы по данному разделу с каждым годом становятся все больше, если в 2010 году таможенные платежи способствовали получению 224 млрд.тенге (5% от всех поступлений добывающих компаний), то в 2013 году эта сумма выросла более чем вдвое – 584 млрд.тенге (12% всех поступлений от добывающих компаний).

 Более 90% поступлений данного раздела занимают таможенные платежи, второе место занимают НДС РК, кроме НДС на товары с территории РФ – 23,5 млрд.тенге (4%), и НДС на товары РФ – 19,3 млрд.тенге (3%). Если рассматривать отдельно НДС по товарам, связанным с Российской Федерацией и остальным миром, то соотношение по товарообороту с РФ выглядит довольно существенным.

Таким образом, значительную долю налоговых поступлений компаний составляет корпоративный подоходный налог, хотя его доля снизилась с 75% в 2010 году до 60% в 2013 году. При этом более 30% всех налоговых поступлений компаний приходится на рентный налог на экспортируемую сырую нефть и газовый конденсат. Негативное влияние на поступления государства оказывает налог на добавленную стоимость (НДС), в связи с необходимостью возврата данного вида налога компаниями, доля НДС в 2012 году составила 10% всех налоговых поступлений или -265 млрд.тенге;

Каждый третий тенге, направляемый государству в качестве уплаты КПН, генерируется зарубежными компаниями нерезидентами;

На долю иностранцев приходится 14% выплат по индивидуальному подоходному налогу, а на граждан Казахстана 86%. При этом доля иностранной рабочей силы составляет всего 3% по нефтегазовому сектору и несколько ниже доля по горнорудному. Следовательно, при одинаковой вовлеченности иностранной рабочей силы разница в ИПН составляет 5 раз;

Наблюдается значительное снижение специальных платежей недропользователей за период с 2011 года (2,2 трлн.тенге) по 2013 год (1,42 трлн.тенге), что связано со снижением поступлений по налогу на добычу с 1,6 трлн.тенге до 1 трлн.тенге;

Доля налога на сверхприбыль увеличилась с 104 до 163 млрд.тенге и в относительном выражении с 6 до 11% всех специальных платежей недропользователей;

В 2012 году был изменен подход по статьям раздела «Другие обязательные платежи», однако такая статья как «Плата за эмиссию в окружающую среду», которая формирует основную часть поступлений по данному разделу (более 60% в 2013 году), осталась в отчетности;

Взимаемые платежи по возмещению вреда, включая и экологический (около 20% всех поступлений по разделу «Другие обязательные платежи)», не ведут к повышению размеров расходов государства на мероприятия по охране окружающей среды, следовательно, государство больше зарабатывает на экологическом вреде нежели расходует на преодоление негативных последствий влияния добывающих отраслей;

Таможенные платежи за период 2010-2013 годы выросли более с 224 млрд.тенге до 584 млрд.тенге, а в относительном выражении с 5% до 12% всех доходов от добывающих отраслей;

Более 90% всех поступлений по разделу «Таможенные платежи» формируются за счет одноименной статьи, незначительны поступления акцизов на импортируемые товары, НДС и другие.

 

Жанибек Хасан, директор ZERTTEU RESEARCH INSTITUTE 

 

Оставить комментарий

Жанибек Хасан

Страницы:1