четверг, 12 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Дом маленьких лебедей

412 На днях три казахстанских балерины завоевали высшие места на престижном Х Международном хореографическом фестивале-конкурсе «Танцевальный Олимп» в Берлине. Это стало еще одним доказательством высокого уровня казахстанской классической хореографической школы. Алматинскому хореографическому училищу имени А.В. Селезнева в будущем году исполнится 80 лет. За это время из его стен вышли  около двух тысяч выпускников – будущих Одиллий, Джульетт и Спартаков, составивших основу балетного искусства страны. Срок обучения в училище – 8 лет. Начиная с 10 - летнего возраста, когда мальчик или девочка приходят под гулкие своды репетиционных залов, они учатся, а многие – и живут здесь, получая одновременно общее и хореографическое образование. В их дипломе, в графе специальность, гордо значится: «артист балета». Как рассказала один из старейших педагогов,  воспитавшая десятки артистов, Гульзира Акимовна Ашимова, сегодня училище выпускает 32 -40 балерин и танцовщиков в год. Воспитанники училища сегодня работают во многих театрах всего мира – в России, Германии, Франции, США и других, но в основном местом их работы становятся два казахстанских театра: Академический театр оперы и балета им. Абая в Алматы и Национальный театр оперы и балета им. К. Байсеитовой в Астане. Диплом АХУ имеет большой авторитет среди специалистов балета, и в не последнюю очередь потому, что в училище, несмотря на трудные годы, смогли сохранить все лучшие традиции классической школы балета, сохранить преемственность поколений преподавателей. Сегодня выпускники училища без особых проблем находят работу практически в любом театре мира. На всем пространстве Средней Азии АХУ осталось единственным учебным заведением, дающим высококлассное хореографическое образование. Подобные училища в Киргизии, Узбекистане  и других постсоветских странах, сегодня или закрылись, или влачат жалкое существование. Классический танец там умирает, они делают сегодня упор на национальные, народные танцы. Наша же балетная школа сохранена, и она успешно развивается. Однако это не значит, что народные танцы не присутствуют в программе обучения АХУ. Не каждый учащийся, хотя и все они проходят жесткий отбор при поступлении, может, к примеру, крутить 32 фуэте подряд, или танцевать па-де-де, вариации. Поэтому у них есть возможность посвятить себя специализации в области народного танца, современного танцы, казахских национальных танцев. Все эти дисциплины проходит в училище каждый танцор. Но какое направление он выберет – показывает практика. Отбор учащихся идет по строгим критериям. Прежде всего оцениваются физические данные, которые подтверждаются и выявляются в ходе учебы. Педагоги смотрят, какая у ребенка стопа, шаг, прыжок, гибкость тела, выворотность ног, оценивается и отношение ребенка к тем или иным направлениям в танце. Но это не значит, что те дети, которым не даются высоты классического танца, в училище остаются без внимания. Все учащиеся получают абсолютно равные права и возможности проявить себя, показать свои возможности, все получают внимание и заботу педагогов. Но эта профессия изначально соревновательная, поэтому всегда кто-то будет лучше другого… Не всем суждено стать солистами, других ждет кордебалет. Гульзира Ашимова считает, что только дилетанты считают, что там танцевать легко. - Кордебалет – важнейший элемент любого балетного спектакля и напрасно думают, что работа в нем легче работы солистов.  Скажу более: я считаю, что в кордебалете во многих отношениях работать даже сложнее! Ведь там нужно следить за линиями, уметь танцевать синхронно, одинаково и в нужный момент чувствовать музыку, вовремя повернуть голову, и так далее. Это также большое искусство и оно очень востребовано в балетном мире. К тому же, понятно, что сразу сольную партию молодой танцор или балерина в театре не получают – разве что уж очень талантливые… Поэтому все наши и учащиеся, и выпускники в театрах проходят эту школу.  Мало того, многие зрители и любители балета не знают, но ведущие балетные театры мира ценятся прежде всего кордебалетом! Солиста, самого лучшего и знаменитого, можно порой пригласить и со стороны, а вот кордебалет – это свое, это основа, это «ткань» любого спектакля. Можно даже сказать, что если в театре есть великолепный кордебалет – то это ТЕАТР! В училище не очень благожелательно относятся к размножившимся в последнее время многочисленным танцевальным шоу.  Там не разрешают учащимся выступать в таких, прямо скажем, непрофессиональных, полусамодеятельных коллективах. Сегодня на эстраде, в шоу в танцевальных жанрах царит полный разброд и эклектика. Участие в них необратимо портит не только стиль, танцевальную культуру, которые  хотят воспитать в своих  учениках педагоги «Селезневки», но порой и вредит их здоровью. Ведь выступление в танцевальных шоу – это часто и огромные дополнительные нагрузки, а они и в училище очень серьезные.  Поэтому молодым танцорам официально запрещено работать в таких шоу. Иначе, считают педагоги, они просто не смогут отвечать за качество обучения, основа которого – классическая, проверенная столетиями, балетная хореография. А наработанный поколениями престиж «Селезневки» здесь ценят высоко. - Учтите еще – говорит Гульзира Ашимова, -  все эти шоу происходят, как правило, в позднее время, в местах, которые часто нельзя назвать достойными для посещения молодых юношей или девушек – рестораны, ночные клубы… И мы сами, и родители наших учеников, следим за их питанием, режимом, физическим и психологическим состоянием. Поэтому в ходе учебы эти «мероприятия» для наших учащихся – табу. После окончания училища они, конечно, могут выбрать любую жизненную дорогу. В училище стараются учитывать новые веяния в современной хореографии. Это веление времени, ведь балет, танец - это живое, развивающееся искусство, и новые стили, новые тенденции обязательно должны проникать и обогащать его. Сегодня на любом крупном международном конкурсе обязательно в программу включается современный танец – сольный или дуэтный. Но дело в том, что сегодня очень много подделок под хороший современный танец. Это особенно видно по телевидению, где различные танцевальные группы, «подтанцовки» заполонили экраны и зритель часто воспринимает эту самодеятельность как искусство, не подозревая, что эти кривляния к искусству не имеют никакого отношения. Профессионалу – хореографу, конечно, сразу видны все многочисленные огрехи этого, с позволения сказать, танцевального «убожества» - в технике, в композиции, даже в фигурах этих  толстоватых «шоу – герлз». Но что поделать – на телевидении господствует кич – броское, грубое зрелище, где надо все «поярче», «погорячее»… А настоящие шедевры современного танцевального искусства, как и, впрочем, классического балета, пропагандируются мало. Вкус зрителя сегодня дезориентирован, испорчен этой агрессивной примитивностью. Нести народу классическое искусство сегодня нелегко. Балет - это неустанный, бесконечный труд души, ума и тела. Так было, и так будет всегда. Эта профессия требует огромной внутренней дисциплины, даже порой самоотречения. Уже в  половине девятого утра учащиеся «Селезневки»  должны стоять у балетного станка, заниматься. Затем уроки, занятия по разным дисциплинам, опять занятия у станка, разучивание различных элементов и многое другое. И так – каждый день, на протяжении восьми лет. Некоторые не выдерживают такого темпа, таких нагрузок, уходят. Но большинство остаются. Потому что они очень любят балет. Конечно, нагрузка постепенно увеличивается с годами. Особенно в училище следят за малышами, к каждому там индивидуальный подход. Но и им не дают поблажек, их сразу приучают к тому, что учеба-это труд. Ученики первых классов проходят классический танец, историко-бытовой танец, ритмику и каждую неделю у них классная работа, где они изучают первые элементарные основы движения: как стоять себя, как сохранять осанку, как выйти, как сделать поклон и многое другое. И проходят элементарные танцевальные этюды. Пик нагрузки выпадает на 2-й и 3-й курсы, когда учащимся уже по 16-17 лет. Здесь уже спрос идет по полной программе. К классическому танцу добавляются народно-сценический танец, где есть, к примеру, польский, венгерский, испанский танец. Изучается также казахский танец, современная хореография. Много часов у станка и в залах приходится проводить учащимся, много пота пролить в репетиционных залах. Но такова специфика профессии. Век балерины и танцовщика короток, зарплаты  в балете невысоки, работа тяжелая, связана с травмами, с нервными нагрузками… Но все искупает ощущение причастности к великой красоте.

Оставить комментарий

Культурная среда

Страницы:1 2 3 4 5