вторник, 14 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Казахский бог

Данияр Шабдукаримов

Последние два года все чаще замечаю, что многие городские казахи проявляют неподдельный интерес к древнетюркской религии, тенгрианству. Я лично не являюсь сторонником возврата к пройденным этапам истории, так как убежден, что человечество должно постоянно прогрессировать и самосовершенствоваться. Да, мы должны учитывать опыт предков, но не настолько, чтобы практиковать объективно устаревшие вещи. Например, я считаю, что в наше время не нужно знать семь колен своих предков и их племена, потому что эта первобытно-общинная традиция не имеет никакого практического применения в современной реальности. Если у кого-то есть сильное желание исключить кровосмешение из своей жизни, то можно просто заказать генетическую экспертизу на совместимость. Многие городские казахи стали романтизировать древний кочевой образ жизни, что автоматически возбудило интерес к тенгрианству. Они вдруг решили, что жизнь в войлочных шалашах и танцы с бубном вокруг костра являются кульминацией развития казахского этноса. С одной стороны, я вижу, что этот интерес временный, являющийся данью моде. С другой стороны, понимаю причины возникновения этой моды на паганизм (язычество). С начала реформ Горбачева мы прошли несколько этапов моды на духовность и эзотерику. Сначала пресса начала публиковать гороскопы, затем появились прайм-таймовые экстрасенсы, позже начался наплыв миссионеров сомнительных сект и церквей, мультфильмов в духе «Суперкнига» и, конечно же, возврат к мусульманским корням. Помню, как в начале 1990-х Олжас Сулейменов появлялся на публике в псевдомусульманском наряде, с четками в руках. Карго-культ чистой воды. Ведь советский режим уже не диктовал народу, как надо жить, во что верить и о чем мечтать. И вот народу потребовались альтернативные источники команд сверху. Но в последнее время ислам и христианство в Казахстане сильно подверглись явлению цезаропапизма. Например, появилась такая странная организация, как ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана), существование которой прямо противоречит исламской морали. По непонятной причине проповеди в мечетях ведутся только на казахском языке абсолютно бестолковыми проповедниками, в университетах усилилось давление на студенток, носящих платки. Имидж ислама на мировой арене серьезно испорчен ужасами теократических режимов Ближнего Востока и усилиями радикальных фундаменталистов. В силу этих причин все больше казахов начинает восполнять духовные потребности с помощью других верований. Тенгрианство нам наиболее близко по духу, потому что мы сохранили многие рудиментарные традиции этого древнего мировоззрения. Яркий тому пример — языческий праздник Наурыз и связанные с ним обряды. Тенгрианство возникло достаточно давно, примерно в 1 тысячелетии до н. э. Письменных свидетельств и трактатов в силу объективных обстоятельств осталось очень мало, что дает большое поле для разного рода спекуляций и фантазий, которые временно подавят наш комплекс неполноценности. Вот только мы забываем, что наши предки в свое время отказались от язычества и приняли ислам. Наверное, они понимали, что Тенгри со всем сонмом остальных божеств и привидений не совсем отвечает духу времени. Для новоявленных тенгрианцев хочу напомнить пример из истории Европы. Примерно в XIII–XIV веке на территории современной Италии свирепствовала католическая церковь, которая продавала индульгенции и терроризировала народ инквизицией. И именно в это время начинается Ренессанс — эпоха Возрождения. Рост городов-республик привел к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им были чужды иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и ее аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Искусство и философия языческих государств — Древней Греции и Римской империи — стали востребованы. Древнее наследие предков заново рассматривалось и пересматривалось, внедрялось в повседневную жизнь. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Эпоха Возрождения оказала огромное влияние на философию, литературу, изобразительное искусство, архитектуру, музыку и науку. Это новое для того времени мировоззрение перекинулось на другие европейские страны, выдвинув итальянские города-государства в авангард европейской культуры. Эпоха Возрождения дала миру новые музыкальные жанры — сольная песня, кантата, оратория и опера, — способствовавшие постепенному утверждению гомофонного стиля. Никто не может отрицать огромный вклад деятелей того времени в общечеловеческое развитие. Список можно продолжать долго: Джордано Бруно, да Винчи, Боттичелли, Тициан, Брейгель Старший, Микеланджело Буонаротти, Петрарка, Макиавелли, Сервантес, Шекспир… Так вот, дорогие неопаганисты, тенгрианцы и шаманисты, если вы не ограничитесь выполнением внешних церемоний древних тюркских учений, а вместо этого на основе тенгрианства начнете казахский Ренессанс, то в добрый путь! В наше время есть куча технологий и приспособлений для формирования и распространения новых идей. Но, скорее всего, мода на тенгрианство закончится, как только мы найдем себе другое увлечение и правительство создаст Духовное управление тенгрианцев Казахстана.
Оставить комментарий