четверг, 18 июля 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Афганистан: трансформация угроз безопасности для государств Центральной Азии

Абдулвахид Шамолов, д. э. н., профессор, директор Института философии, политологии и права Академии наук Таджикистана Сложность и разнообразие текущих угроз безопасности, особенно со стороны экстремистских и террористических групп «Аль-Каиды», «Талибана», ИДУ, «Хизб-ут-тахрира» и т. д., требуют от государств региона более эффективной организации и координации межведомственной деятельности на национальном и региональном уровне. Реализация комплексного подхода по отношению к вопросам влияния Афганистана на стабильность и безопасность в Центральной Азии, на наш взгляд, включает в себя переосмысление роли и задач военной и гражданской составляющих национальных стратегий стран региона с целью объединения их организационного потенциала, возможности оптимального обеспечения ресурсами и налаживания межведомственного сотрудничества в рамках ШОС, ОДКБ, СНГ и ЕврАзЭС для создания тесных партнерских отношений. Заметим, что, как и любая новая концепция, продолжающаяся глобальная дискуссия по вопросам Афганистана и наиболее эффективная реализация всестороннего подхода к ним имеет свои специфические особенности. Эти особенности, по нашему мнению, включают в себя трудности, стоящие перед странами Центральной Азии в реализации комплексной стратегии, трудности, испытываемые государствами региона в формировании сил безопасности, способных к выполнению задач обеспечения национальной и гражданской безопасности, анализ военно-гражданских отношений в вооруженных силах этих стран, анализ сотрудничества правоохранительных органов с гражданскими сектором в странах региона, необходимость образования регионального Центра по борьбе с трансграничной преступностью и т. д. Наряду с вышеназванными организациями в последние годы НАТО стремится к углублению сотрудничества с государствами-партнерами в Центральной Азии по этим вопросам. Этот процесс является результатом решения, принятого руководством альянса в 2004 году на Стамбульском саммите, о приоритетном развитии партнерских отношений с государствами Центральной Азии и Кавказа. Это направление деятельности НАТО является составным элементом его политики, направленной на оказание содействия стратегически важным регионам, стабильность и безопасность которых тесно сопряжена с безопасностью евроатлантического региона в целом. Каждая из пяти стран Центральной Азии обладает потенциалом, который в будущем может оказать позитивное воздействие на процесс развития Афганистана, в котором альянс играет активную роль. В современных условиях безопасности члены ШОС, ОДКБ, СНГ и НАТО и их партнеры в Центральной Азии сталкиваются с общими вызовами в области безопасности. Угрозы, которые представляют собой терроризм, религиозный экстремизм, этнические конфликты, недееспособные государства, распространение оружие массового поражения и незаконный оборот наркотиков, не знают границ, и противодействовать им можно только на основе согласованного международного сотрудничества. Для того чтобы не быть голословным, приведу пример. В 2009 году в Германии наблюдался 5%-ный по сравнению с предыдущим годом рост числа сторонников и членов радикальной исламистской группы. Некоторые из этих новобранцев были молодыми немцами, лишь недавно перешедшими в исламскую веру. По мнению де Майзиера, это явление объясняется чувством потери, социальной незащищенности и неполноценности в период полового созревания, что привело молодых немцев в ряды членов радикальных исламистских групп. Сегодня мое выступление будет состоять из анализа следующих вопросов: 1) внутриполитическая и социально-экономическая ситуация в Афганистане; 2) динамика переговоров с талибами на фоне новых террористических вызовов; 3) афганский наркобизнес и его влияние на ситуацию в стране и Центральной Азии; 4) о развитии обстановки в приграничных с ЦА районах Афганистана; 5) стратегические установки стран ЦА применительно к нынешней ситуации. 1. Внутриполитическая и социально-экономическая ситуация в Афганистане Внутриполитическая и социально-экономическая ситуация в Афганистане характеризуется следующими особенностями: • администрация Карзая и непрекращающиеся военные действия привели страну в состояние частичного коллапса; • коррупция и некомпетентность властей как на государственном, так и на провинциальном уровне; слабость политических институтов; • связи правительства с наркомафией и организованной преступностью; • регулярное и ошибочное поражение военными НАТО гражданских целей; • множество неэффективных и дорогостоящих «гуманитарных» проектов заставляют многих мирных жителей браться за оружие; • в стране свирепствуют голод и засуха; • восстановление экономики и инфраструктуры Афганистана требует серьезных финансовых средств, которые пока не дают нужной отдачи и в основном разворовываются. Проблема квалифицированных кадров для афганского правительства постоянно усугубляется; • рост цен на недвижимость и продовольствие. Пример экономического фактора Согласно британской Теlеgrарh, боевики «Талибана» получают ежедневную плату в размере 10 американских долларов, в то время как сотрудники афганской полиции — 4 доллара в день. «Так называемые 10-долларовые боевики из «Талибана» воюют за такие деньги, потому что они им нужны и, кроме того, у них нет других занятий», — сообщалось в Теlеgrарh. В статье говорилось о том, что некоторые боевики из «Талибана» не являются закоренелыми исламскими экстремистами, а представляют собой группу безработных мусульман с весьма ограниченными возможностями трудоустройства. 2. Динамика переговоров с талибами на фоне новых террористических вызовов • Еще в 2008 году в Эр-Рияде проведено несколько этапов неформальных переговоров между талибами и официальным Кабулом. • Первое из одиннадцати требований талибов — немедленный вывод всех иностранных оккупационных сил из Афганистана; официальный же Кабул поставил свое условие о сложении оружия талибами. • Но сразу после этого официальные талибские круги выступили с заявлением, что никаких договоренностей не будет достигнуто до тех пор, пока иностранные войска не уйдут из Афганистана. • Компромисс с вооруженными пуштунскими группировками талибов на юге и востоке страны может повлечь противостояние с таджикско-узбекским севером. Скорее всего, интересы северян будут приняты к сведению, и Карзай пойдет на сотрудничество с Раббани и его соратниками, чтобы сохранить баланс власти и снизить риск. • В исторической перспективе переговоры с радикальными исламистами в Афганистане не давали результатов. Вспомним хотя бы, как в конце 1980-х, перед уходом советских войск из Афганистана, коммунистическое правительство Наджибуллы пыталось сесть за стол переговоров с исламистами. • В исторической перспективе «центральная власть в Афганистане была традиционно слабой», тогда как на местах, в провинциях, «родоплеменная властная структура никогда не давала сбоев» и поэтому «примирение на местном уровне может принести хорошие дивиденды». • В 2007 году и в начале 2008 года среди экспертного и разведывательного сообщества, работающего по афганской тематике, бытовало мнение, что переговоры с талибами (или имитация) необходимы Карзаю для победы на президентских выборах в сентябре 2009 года. С другой стороны, американские военные справедливо опасались, что переход переговоров из секретных в открытые придаст талибам некую легитимность и вдохновит на более смелые действия, что в действительности и произошло. • «Успехи» талибов кроются в постоянном пособничестве со стороны афганских чиновников и полиции. Возросший уровень координации и боевой подготовки объясняется более интенсивной подготовкой, которую талибы получают в военно-тренировочных лагерях на неконтролируемых властями и армией территориях Северного Вазиристана и Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП) в Пакистане. • Еще одной серьезной проблемой является размытость структуры управления талибов, а также их связи с «Аль-Каидой». • Социально-экономические и межплеменные проблемы пуштунских трайбов. Фактор силы имеет огромное значение в переговорах с талибами, притом для обеих сторон. Талибы осмелели не только потому, что им стало легче набирать рекрутов, но и потому, что в последнее время многие члены НАТО слишком часто «сигналят» о своем намерении поскорее уйти из Афганистана. Несмотря на то что позиция силы является лучшей в переговорах с талибами, не следует забывать и о том, что окончательное решение афганского вопроса заключается в поиске политического компромисса, приемлемого для всех племен и этнических групп. 3. Афганский наркобизнес и его влияние на политическую и военную ситуацию в Афганистане и Центральной Азии Наркоторговля является истинным бичом Афганистана. Основными действующими лицами этого бизнеса являются бывшие полевые командиры высшего звена из рядов «моджахедов», воевавших против советской армии в 1980-х, а также некоторые лидеры движения «Талибан» и их пособники. За последние несколько лет ряды таких «акторов» пополнялись уже и людьми из ближайшего окружения президента Афганистана. Западная стратегия по борьбе с наркотрафиком дает серьезные сбои. Кроме того, некоторые представители властей сознательно торпедируют любые попытки западных спецслужб и военных, направленные на тотальное уничтожение маковых полей, что, в принципе, поможет очень быстро снять с повестки дня проблему наркоторговли в Афганистане. За почти десять лет военной операции в Афганистане наркотрафик из этой страны увеличился в несколько раз. И основной поток афганского героина идет через Центральную Азию в Россию, а потом в Европу. 4. О развитии обстановки в приграничных с Центральной Азией районах Афганистана Основными факторами, влияющими в данный момент на формирование и развитие оперативной обстановки в приграничных с Центральной Азией районах Афганистана являются: • активизация диверсионно-террористической деятельности исламских экстремистов против подразделений Афганской национальной армии (АНА), НАТО и США, а также в отношении органов госуправления, личного состава сил полиции и службы национальной безопасности, представителей международных организаций; • инфильтрация вооруженных групп радикалов через пакистано-афганскую границу, обучение боевиков в учебных центрах подготовки террористов-смертников на территории СЗПП Пакистана и непосредственно на территории Афганистана; • смещение подрывной деятельности радикалов с южных и юго-восточных провинций Афганистана на приграничные со странами Центрально-Азиатского региона территории; • активизация деятельности боевиков и эмиссаров, террористических и экстремистских организаций по проникновению на территорию Таджикистана и Центрально-Азиатского региона, переброске в регион оружия, средств террора и диверсий. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что на развитие оперативной обстановки в приграничных с Центральной Азии районах ИРА будет влиять активизация диверсионно-террористической деятельности радикалов против вооруженных сил и правоохранительных структур ИРА, подразделений НАТО и США, а также инфильтрация боевиков через пакистано-афганскую границу с одновременным созданием перевалочных баз в северо-восточных провинциях Афганистана. Учитывая поддержку, оказываемую радикалам со стороны определенной части населения афганского приграничья, не исключена возможность эскалации напряженности в северо-восточных провинциях Афганистана с возможным захватом некоторых уездов региона боевиками ДТ и ИПА. Наряду с этим сохранится рост количества контрабандных сделок через афганско-таджикскую границу представителями трансграничных наркокриминальных структур и террористических организаций по перемещению из Исламской Республики Афганистан в Таджикистан наркотиков, оружия, других средств диверсий и террора. 5. Стратегические установки в Центральной Азии в нынешней ситуации Согласно заключениям экспертов, сегодня из Афганистана в ЦА и Россию нелегально ввозится и потребляется не менее 50 тонн чистого героина в год. Даже без прямого вмешательства в меры по тотальному уничтожению наркотиков внутри Афганистана ЦА окажется только в стратегическом выигрыше от жестких мер по ликвидации наркопроизводства в стране, которая поставляет миру почти 90% всех наркотических веществ. Необходимо также надежно закрыть границу среднеазиатских республик коллективными силами ОДКБ и увеличить интенсивность и частоту оперативно-профилактических операций, наподобие «Канала-2008». Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК) России постоянно обнаруживает и уничтожает в Афганистане тонны наркотических веществ, оборудование для производства героина, оружие и спутниковые телефоны. ФСКН РФ продолжает сотрудничество с США. Основные задачи контингентов антитеррористической коалиции и Международных сил содействия безопасности в Афганистане заключаются в поиске и уничтожении боевиков афганского экстремистского движения «Талибан» и международной террористической группировки «Аль-Каида». В ближайшие десять лет ЦА будет трудно оказывать Афганистану безвозмездную экономическую помощь. В ближайшей перспективе ЦА стоит подумать о том, чтобы перейти к «точечному» финансированию нескольких ключевых проектов в области развития инфраструктуры или образования, чтобы малыми средствами добиться наибольшего резонанса в общественном мнении Афганистана и укрепить позитивное представление о ЦА среди афганцев. Например, население почти всегда положительно оценивает строительство мостов, дорог или школ. В дополнение к этому ШОС, членами которой являются все стороны региона, могла бы оказать действенную помощь в деле снижения тарифов на продукцию из Афганистана, экспортируемую в страны ШОС или идущую через них транзитом. Это помогло бы развитию местного производства в Афганистане. Странам ЦА выгодно, чтобы войска НАТО в конце концов ликвидировали экстремистские группировки в Афганистане, так как снижается риск для самой ЦА. В связи с этим ЦА может также предложить свою территорию для временного или постоянного транзита вооружения и провизии для войск НАТО в Афганистане. Также страны ЦА могли бы рассмотреть вопрос квот на бесплатное учение афганских студентов ЦА в своих светских и теологических вузах. Получившие такое современное образование афганские граждане могли бы привнести много новых и конструктивных научных мыслей в науку своей страны. В завершение следует сказать, что борьбу с экстремизмом необходимо вести на нескольких фронтах. Главное, чего никак не поймут или не хотят понять некоторые страны: демократическая президентская система управления на западный либеральный лад не подходит Афганистану с его многогранными межэтническими и трайбалистскими традициями. Главной задачей нам видится помощь правительству Афганистана в деле стабилизации страны и борьбы с терроризмом. Ведь если не погасить очаг терроризма внутри Афганистана сейчас, то его пламя может быстро перенестись на Центральную Азию, а затем на Европу. В заключение хотелось бы отметить, что афганский народ, имеющий самобытную культуру и многовековую историю, всегда отличался особым уважением к гостям, но не к захватчикам. Этот народ невозможно победить, колонизировать или завоевать военным путем. Однако кто сможет завоевать сердце афганского народа своей дружбой, искренностью и добротой, тот останется там навсегда.
Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5