пятница, 10 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Мы готовы сотрудничать с частным бизнесом

На сегодня вопрос диверсификации экономики - самый актуальный вопрос, касающийся будущего развития Казахстана. И от решения этого вопроса в большой степени зависит, станем мы конкурентоспособной страной или нет. Одним из ключевых инструментов государственной политики в области модернизации экономики является созданный год назад фонд устойчивого развития «Казына», в который год назад вошли семь институтов развития, созданных в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003 – 2015 годы.

В ежегодном Послании главы государства обозначен большой блок наиболее важных задач, касающихся будущего развития Казахстана. Идеология рывка, заложенная в Послании, направлена на качественную модернизацию и обновление страны в свете наблюдаемых тенденций в мировой экономике. Уже определены четкие инвестиционные приоритеты, нацеленные на развитие перспективных отраслей, которые могут стать фундаментом конкурентоспособной экономики. Если говорить о цифровых показателях, то за период деятельности фонда «Казына» сделано немало. Так, за 4 года существования институтов развития был сформирован портфель одобренных проектов в размере 3,3 млрд. долларов, а за прошедший год он вырос до 5,1 млрд. долларов. Реализуются такие крупные проекты, как запуск заводов по производству биоэтанола в Северно-Казахстанской области, по производству листового стекла в Кызылординской области совместно с «Пилкингтон» (220 млн. долларов), по производству металлического кремния в Карагандинской области с участием «Тиссен Круп» (140 млн. долларов), по производству труб в Мангистауской области совместно с «Маннесман» (150 млн. долларов), завод по производству алюминия с ЕПА (450 млн. долларов), новый завод по производству цемента в Восточно-Казахстанской области (77 млн. долларов), производство нефтехимического волокна в Костанайской области и другие. Сегодня мы имеем опыт реализации крупных проектов и видим растущий инвестиционный потенциал Казахстана. Группой «Казына» наработан портфель перспективных проектов на сумму более чем 10 млрд. долларов. В промышленности - это новые переделы в металлургии, нефтехимии и производстве строительных материалов. В агросекторе – производство биотоплива, биохимия, переработка мяса. В области развития инфраструктуры это, прежде всего, создание новых генерирующих мощностей в энергетике и развитие транспортно-логистической системы. В ближайшие три года мы намерены реализовать 5 проектов только по производству биотоплива с дальнейшей его переработкой в Казахстане с участием казахстанских, немецких и австрийских компаний. А также планируем построить биохимический комплекс по выпуску аминокислот, ферментов и органических кислот в Акмолинской области, несколько современных мясокомбинатов в ряде областей, фабрику по производству готовой текстильной продукции в Южно-Казахстанской области совместно с компаниями «Карерра» и «Бенеттон». Кто может реализовывать такие проекты? Здесь есть только два варианта. Первый и наиболее предпочтительный вариант – казахстанские инвесторы. Мы встретились со многими отечественными бизнесменами. За последние 4 года было сформировано более 200 бизнес-групп разного уровня, способных реализовывать инвестиционные проекты. Причем многие из них появились в регионах и в таких секторах, как машиностроение и металлобработка, текстиль, производство муки, строительных материалов, пищевой продукции и т.д. Однако, говоря о мегапроектах стоимостью около 1 млрд. долларов и выше, надо признать, что бизнесменов и менеджеров, способных «вести» проекты такого уровня, у нас не так много. Поэтому мы активно работали и по второму направлению - с иностранными инвесторами. Мы встретились со многими компаниями из списка Fortune-500, провели встречи и переговоры с ведущими крупными зарубежными финансовыми институтами и корпорациями Западной Европы, США, Японии, Китая и Юго-Восточной Азии, мировыми лидерами в своих секторах. И эта работа продолжается. Другой важный вопрос – финансы. На наш взгляд, формула диверсификации выглядит в упрощенной форме следующим образом: ее масштабы прямо пропорциональны объему инвестиций. Причем речь идет об инвестициях в несырьевой сектор не только со стороны государства, но и частного сектора. Мы придерживаемся принципа разделения рисков, когда на 1 доллар инвестиций группы «Казына» привлекается дополнительно 2 доллара частных, в том числе иностранных инвестиций. Дополнительным инструментом является создаваемый Фонд фондов. Данный механизм позволит нам совместно с частным сектором инвестировать проекты в несырьевом секторе. На сегодня имеются договоренности с международными инвесторами, готовыми вкладывать средства в совместные фонды прямых инвестиций, такими как Goldman Sachs, Temasek, а также рядом отечественных инвестиционных групп. Кроме того, достигнуты договоренности с Всемирным банком, банком KfW, ЕБРР о совместном финансировании проектов. Таким образом, можно сказать, что в принципе создан механизм, позволяющий при инвестициях со стороны государства в 3 млрд. долларов привлечь дополнительно 7 млрд. долларов частных средств. Но, чтобы все сказанное не оставалось на бумаге, требуется сильная политическая поддержка. О чем идет речь? Опыт реализации вышеперечисленных проектов выявил ряд системных вопросов, требующих безотлагательных и четких ответов. Имеется ли альтернатива политике диверсификации? Нет. Имеются альтернативные механизмы: это улучшение общего бизнес-климата, повышение уровня конкуренции и использование рыночных механизмов. Такая работа проводится правительством и должна оставаться главной задачей государственных органов. Для ускорения процессов диверсификации необходимо:

Первое. Четкая системная координация деятельности. Необходимо определить системного интегратора, способного скоординировать всю деятельность. Фонд «Казына» при наличии соответствующего мандата готов выступить в качестве такого оператора государственной поддержки.

Второе.
Прорывная среда для прорывных проектов. Практика реализации проектов показала необходимость решения большого количества проблем на микроуровне для обеспечения больших побед. К примеру, при реализации проекта по кремнию только благодаря поддержке правительства, министерства индустрии и торговли, акимата области и СПК «Сары-Арка» удалось решить вопрос по выделению земельного участка и средств для развития инфраструктуры. Но вопрос обеспечения нового производства электроэнергией остается открытым. Поэтому необходимо активно решать вопросы обеспечения транспортными и инженерными коммуникациями, энергетическими мощностями. Мы тоже подключились к финансированию электроэнергетической отрасли (линия электропередачи Север-Юг, Мойнакская ГЭС). В целом нужен персональный и комплексный подход к каждому проекту. Это и будет реальное государственно-частное партнерство, которое должно стать главным девизом работы в новых условиях.

Третье.
К сожалению, по оценкам экспертов, полностью обеспечить новые крупные проекты, особенно высокотехнологичные, отечественными кадрами в ближайшее время не удастся. Поэтому предстоит решить принципиальный вопрос, связанный с миграционной политикой, – станет ли Казахстан привлекательным центром для талантов и умов, какими являются сегодня Канада, Гонконг, Сингапур.

Четвертое.
Казахстанский бизнес должен быть максимально вовлечен в реализацию программы развития 30 корпоративных лидеров и увидеть себя в ней. Ориентир на становление в качестве корпоративного лидера будет способствовать формированию мышления глобальной компании. Важно обеспечить равные условия конкуренции, а также прозрачные правила игры.

Пятое.
Глобальный рынок это не просто конкуренция, а конкуренция по всем правилам маркетинга. Сегодня государства конкурируют между собой за предоставление наиболее удобных и комфортных условий для ведения бизнеса. Кто создаст такие условия раньше, тот и выиграет. Для того чтобы Казахстан мог успешно конкурировать в этой жесткой борьбе, необходимо очень динамично принимать решения и действовать на опережение. В целом сегодня Казахстан имеет все условия для того, чтобы стать мощным региональным бизнес-центром. Бизнес уже создал определенные связи и проекты. Но для активной масштабной работы в этом направлении необходимо решить вопрос о поддержке со стороны фонда не только проектов, имеющих производственную кооперацию с казахстанской экономикой, но и других проектов, усиливающих нашу роль в регионе. По мнению ведущих международных консалтинговых компаний, проводимая в Казахстане экономическая политика, созданные институты развития и холдинги «Самрук» и «Казына», инициативы по формированию конкурентоспособных кластеров, нефтехимического комплекса, созданию Регионального финансового центра в г. Алматы, Стратегия территориального развития создали прочную идеологическую, организационную и правовую основу для предстоящего рывка вперед. Поэтому считаем, что только при активном участии всех сторон, бизнеса и государства возможна диверсификация экономики.

Оставить комментарий

Антресоли

Karatau: 
from Teriskey to Kungey Karatau: from Teriskey to Kungey
Редакция Exclusive
18.04.2007 - 12:10
“Terra incognito” of Turkmenistan “Terra incognito” of Turkmenistan
Редакция Exclusive
18.04.2007 - 11:33
Business Guide Business Guide
Редакция Exclusive
18.04.2007 - 11:29
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33