пятница, 23 мая 2025
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Комплекс Чингисхана

Ныгмет Ибадильдин, ibadildin@mail.ru

В Казахстане уже несколько лет шла дискуссия о том, насколько Чингисхан является предком казахов или самим казахом. Сейчас она вроде приостановилась, но из каких-либо сугубо профессионально исторических кругов дискуссия стала широкой. И от этого она не перестала быть смехотворной. То, что в Казахстане мифологизация истории приняла почти астрономические масштабы, можно объяснить молодостью государства, нуждающегося в своих собственных героях и поспешностью в их поиске. Но какая-то мера должна быть. И дискуссия о «казахскости» Чингисхана является своего рода апофеозом мифологизации истории. И это все выглядело бы комичным заблуждением, если бы не было таким жалким и не было бы таким массовым. Свои же люди выглядят не то, чтобы глупо, а глуповато. И вот почему. Три основные причины делают вопрос о Чингисхане и его отношении к  казахам если не веселым, то странным недоразумением. Вначале было смешно, потом стало печально.
Первая причина в том, что сама ориентация в прошлое, а не в настоящее или будущее, означает то, что люди не верят в себя, в свои силы и возможности и в своих потомков и в их будущее. Чингисхан жил более 800 лет назад (!). А мы ведь здесь и сейчас. В более недавнем прошлом неужели не нашлось героев? Люди ищут успокоения в великом выдуманном прошлом. И чем невероятнее прошлое, тем сладостнее мечта. Такое положение вещей, когда прошлое величие служит оправданием или фоном для убогого настоящего, какое-то жалкое. Вся эта дискуссия, ориентированная в прошлое, отдает каким-то провинциализмом и комплексом неполноценности. Величие предков, апелляция к прошлому и генеалогический аргумент – все это обязывает потомков, а не освобождает их от ответственности за нынешние кризисы. Генеалогия как аргумент не соответствует принципу равенства, когда рождение дает все или, наоборот, ничего. Мы разве такого хотим или хотим, чтобы благодаря способностям и при равенстве стартовых возможностей каждый мог достичь своего, не мешая другим.  Легко произнести и трудно сделать. Гораздо труднее, чем придумывать несуществующих предков.
Вторая причина в том, что дискуссия о Чингисхане не совсем приемлема, в том, что в ней идет??? аргумент к крови. И это сразу предполагает деление казахов на племена и кланы. Да еще и все остальные казахстанцы как-то остаются за бортом генеалогии Чингисхана. Кто Чингисхан для русских, корейцев, немцев и украинцев? Те же найманы вроде как воевали с монголами Чингисхана многократно. Хотя современных найманов и тех упомянутых в летописях некоторые историки считают различными. С войсками Чингисхана пришли предки не всех казахских племен, ведь на территории Казахстана уже жили и кипчаки, и потомки саков и иных ирано и тюркоязычных племен. Трайбализм как-то не вяжется с современностью. Тут уже даже не этнократическое, а какое-то трайбократическое  общество. Дошло уже до противопоставления Абулхаир хана и Аблай хана. Хотя они друг друга поддерживали практически безоговорочно.
Сама апелляция к крови, к происхождению, к генеалогии, а не к способностям и достижениям – все это как-то легко трансформируется в сословное общество, в позывные «наш, не наш», «высшего сорта, низшего сорта». Кто-то член золотого уруга Чингисхана, а кто-то его мозг. Тут уже о демократии можно забыть. При самом Чингисхане, кстати, могли выдвинуться за заслуги и простолюдины.
Третья причина – сам выбор темы и героя как-то слишком конъюнктурен. Чингисхан, как и Александр Македонский, Гитлер или Наполеон, потопил в крови и своих, и чужих. Регулирование численности населения при монгольских завоевателях шло достаточно просто – их загоняли в реку и топили. Наполеон оставил кодекс Наполеона, а Чингисхан свод законов Ясса. Естественно, как организатор, лидер, стратег, военный. Малыми силами побеждал огромные армии. Но все равно он – убийца. Если мы говорим о Чингисхане как герое, то подразумеваем, что ценность человеческой жизни невелика по сравнению с величием насилия. Лучше уж, если младенческая и материнская смертность снизится в Казахстане. Но тогда героями должны быть врачи, исследователи, просветители. Возвращаясь к вопросу о поиске героев и не в таком легендарном  прошлом - ведь были алашординцы, люди, сделавшие так много и в политическом сознании, и в литературе, и в просвещении Казахстана. О Шаяхметове и Кунаеве вообще дискуссии не ведется, а их заслуги перед Казахстаном невозможно оспорить.
Сама тема о Чингисхане ассоциируется с «бронзовением» и какой-то божественностью власти. А  в начале девяностых говорили о степной демократии, о том, что казахи ханов выбирали, и ханский титул не наследовался. А сейчас о Чингисхане. Сигнал такой - забудьте о демократии, время для богоизбранного героя. Так похоже на трагифарс, когда сперва смешно, а потом печально. Но потом опять будет смешно, мы это знаем, это закон жанра. Важно сейчас одно – понять: перешли мы эту вторую грань? Или нет?

Мне 34 года. За это время я успел поучиться и поработать в самых разнообразных местах. Читая свое резюме, мне кажется, я не знаю этого человека и даже немного его боюсь. Вернувшись в Алматы последний раз, неожиданно обнаружил, что в родном городе страдаю от высокогорья. Хотя раньше активно ходил в горы. Может, опять адаптируюсь. Из всех своих достижений самым основным одно время считал восхождение на пик Советов. Но время проходит, и сейчас самое важное для меня – мои дети.

Оставить комментарий

Антресоли

Компьютерные «игры» - Компьютерные «игры» -
Редакция Exclusive
04.03.2008 - 11:54
Системный подход Системный подход
Редакция Exclusive
04.03.2008 - 11:54
Индустрии.net Индустрии.net
Редакция Exclusive
04.03.2008 - 11:54
Вне закона Вне закона
Редакция Exclusive
04.03.2008 - 11:54
Страницы:1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16