среда, 09 октября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Социально-экономический рейтинг регионов Казахстана

R Коль скоро Казахстан 23 года живет в условиях свободного рынка, где главным мерилом успеха выступает конкурентоспособность, то и тема рейтингования субъектов тех или иных сфер деятельности имеет особую актуальность. Во всяком случае, так должно быть – поощрять на основе полученных данных тех, кто преуспел, призвать середняков подтянуться, в том числе беря пример с передовиков, наконец, пожурить, а то и наказать отстающих. Но рейтинги, помимо прочего, позволяют отслеживать динамику, анализировать тенденции, что является важным слагающим принимаемых государством решений. Насколько составляемые в стране не первый год рейтинги выполняют эту функцию, прислушиваются ли к ним как компетентные инстанции, так и общество в целом, судить не беремся. Отдельный вопрос – насколько объективны сами рейтинги не только с точки зрения профессионального подхода, но и подверженности пресловутому административному давлению со стороны самих субъектов исследования: министерств, акиматов, вузов, банков, компаний и.т.д.?           Памятуя об этих и иных подводных камнях, журнал «Эксклюзив» продолжает проводить собственные рейтинговые исследования. На этот раз мы представляем вниманию читателей социально-экономический ранжир областей Казахстана, внося тем самым свой вклад в процесс адекватной оценки и анализа работы местных органов государственного управления и их эффективности. Тем более, как известно, за последние годы вопрос распределения власти, ответственности и сфер полномочий между центром и регионами был сильно осложнен многочисленными административными реформами. С одной стороны, в регионы были переданы функции социально-предпринимательских корпораций, выделены солидные деньги на Программу по форсированному индустриально-инновационному развитию, поддержку малого и среднего бизнеса, с другой — их работа слабо контролируется, а степень коррупции и бюрократии в областях иногда в разы выше, чем в центральных органах власти. Опять-таки именно акиматы находятся в первом эшелоне борьбы с социальными проблемами. ЦЕЛИ И СТРУКТУРА РЕЙТИНГА Приступая к исследованию, в отличие от опыта других аналитических структур, в том числе государственных, мы сразу решили заострить внимание на оценке не акимов, а областных акиматов. На наш взгляд, во-первых, это даст более внятную картину о деятельности местной власти, стабильности, профессионализме и слаженности ее аппарата. Во-вторых, в реалиях современного Казахстана, когда первые руководители областей часто сменяются, акцент на одной личности, ее известности, влиятельности или популярности может заслонить реальное положение вещей. Наконец, в-третьих, акимы, равно как и министры, будучи назначенцами главы государства, являются всего лишь исполнителями его установок, а не самостоятельными политическим деятелями. Сообразно тому теряют смысл и рейтинги персоналий. Это было бы актуально для западных демократий с их лидерами оппозиционных партий, фракций в парламенте, независимыми профсоюзами, но не в нашем случае. Понятно, что любая система оценок, если она претендует на объективность, должна в первую очередь учитывать мнение местного населения, а также бизнеса, работающего в конкретном регионе. Отчасти подобные замеры делаются с помощью социологических опросов. Но данность такова, что опрос общественного мнения — сам по себе процесс весьма трудоемкий и финансово затратный. Поэтому  подобного рода мероприятия зачастую осуществляются по заказу самих государственных органов либо инстанций, приближенных к ним и финансируемых ими. Соответственно при таком раскладе, очень сложно ручаться за объективность. Так или иначе, от этого инструмента нам пришлось отказаться.   Другая сложность возникла при обращении к данным, выложенным местными властями в сети Интернет. На первый взгляд, ситуация видится неплохой, ибо создается ощущение, что Казахстан шагает в ногу со временем. Тут вам и официальные сайты акиматов областей, и персональные блоги акимов, и сайты статистических и прочих служб на местах. Сразу надо сказать: их значение никак нельзя умалять, поскольку у местных граждан, хотя бы тех, кто имеет доступ в Интернет, появилась возможность без очередей получить интересующую информацию и справку, минуя бюрократические препоны, напрямую обратиться к региональному руководству и даже иногда получить ответ. Правда, не все еще так радужно, как хотелось бы. К примеру, в отличие от центральных органов, областные интернет-ресурсы не унифицированы и не систематизированы под единый стандарт. В основном все идет вразнобой. Отличаются дизайн, правила пользования, режимы наполнения и обновления материалов, предлагаемые услуги и опции, прочее. Не совсем понятно и то, как модерируются вопросы и обращения граждан, поскольку на блогах акимов обычно выставляются только те вопросы, на которые даны ответы. Отсюда можно предположить: либо, в отличие от республиканских министерств, власти на местах работают превосходно, а потому вопросов с жалобами мало, а те, которые есть, решаются почти на 100%. Либо на обозрение публики выставляется отнюдь не всё. Зато немалое число указанных источников в Интернете изобилуют позитивными отзывами граждан о деятельности того или иного чиновника, индивидуальными и коллективными здравицами, письмами преисполненной благодарности за оперативное вмешательство и решение проблемы. Потому делать нужные умозаключения по этим источникам мы не стали и обратились к голой статистике, имеющейся в зоне доступа. Пускай у кого-то и возникнут параллели с одной известной песенкой («Я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила»), но нам представляется, что сопоставление социальных и экономических показателей, их оценка и анализ все же имеют свои резоны. РЕЙТ.3-3 Однако и здесь пришлось столкнуться с определенными сложностями. Как оказалось, отдельные статистические органы на местах по тем или иным причинам выдают неполную информацию, особенно если речь идет о негативных показателях или тенденциях. Например, если процент темпов роста в определенной отрасли нулевой либо отрицательный, то нередко эти данные опускаются, а для общественности обнародуются лишь абсолютные цифры, скажем, по объему произведенной промышленной продукции в тенге. Попытки самостоятельно вычислить индексы, исходя из показателей прошлых лет не увенчались успехом, так как ряд таблиц хоть и заявлены в интерфейсе, но недоступны. Такие цифры в силу их условности пришлось игнорировать. Поэтому, возможно, с некоторым авансом, в пустых графах были вписаны среднереспубликанские показатели. В итоге за основу были взяты шесть, на наш взгляд, ключевых позиций в процентах: • объем промышленного производства; • объем розничного товарооборота; • строительство; • среднемесячная зарплата; • темпы роста населения; • индекс потребительских цен (инфляция) Здесь объем промышленного производства выступает в качестве основного индикатора экономического развития региона и его динамики. Объем розничного товарооборота дает представление об уровне потребительской и деловой активности, а также указывает на такие составляющие, как качество предложения, его доступность, наличие необходимой инфраструктуры.  Капиталовложения в строительство сами по себе являются важнейшим барометром социально-экономической перспективности и привлекательности региона, вместе с тем говорят об эффективности внедряемых местными властями жилищных программ. Размер среднемесячной заработной платы вкупе с индексом потребительских цен, другими словами, уровнем инфляции дает более-менее правдивую картину о платежеспособности и в целом финансовом положении населения. Наконец, темпы роста населения создают представление не только о балансе рождаемости и смертности, но и степени притягательности того или иного региона с точки зрения жизни и работы населения. РЕЙТ.4-4 Отдельного пояснения заслуживает размер среднемесячной заработной платы. Вопрос здесь заключается даже не в том, что отнюдь не все областные статистические службы предоставляют динамку роста в процентах. Вместо этого в основном выдаются абсолютные показатели. Проблема состоит в огромных диспропорциях между областями, несмотря на то, что Казахстан является унитарным государством и априори должен создавать равные условия для всех регионов. Так, например, разница между самым богатым по этому показателю (Атырауская область – 215.633 тенге) и самым бедным (Северо-Казахстанская область – 75.147 тенге) регионами составляет 286 процентов.  Понятно, что средняя величина заработной платы в отдельной области совсем не означает, что местные жители живут лучше, чем остальные граждане страны. Опять же мы имеем дело с весьма усредненным и далеким от реальности показателем, когда, например, менеджер нефтяной компании может получать в месяц 400.000 тенге, а санитарка в больнице 31.266 тенге, но на двоих выходит по требующейся сумме - 215.633 тенге. Вместе с тем умалять размер заработной платы тоже нельзя, поскольку он указывает на объемы денежной массы (пускай они и распределены неравномерно), что наряду с негативными последствиями (например, рост цен), дает и положительный эффект через повышение доходов обслуживающего персонала, торговцев, компаний и фирм, предоставляющих необходимые услуги. Поэтому в интересах нахождения «золотой середины» мы решили брать в расчет не абсолютные суммы зарплат, а проценты, начисленные в зависимости от размера: 70-90 тысяч тенге – 101 процент 90-110 тысяч тенге – 102 процента 110-130 тысяч тенге – 103 процента 130-150 тысяч тенге – 104 процента 150-170 тысяч тенге – 105 процентов 170-190 тысяч тенге – 106 процентов 190-210 тысяч тенге – 107 процентов 210-230 тысяч тенге – 108 процентов МЕТОДИКА РАСЧЕТА          Методика вычисления конечного балла проста: первые пять (объем промышленного производства, объем розничного товарооборота, строительство, среднемесячная зарплата, прирост населения) рассматриваются в качестве положительных, а потому баллы по ним зачисляются в плюс. Оставшийся один параметр (инфляция) есть показатель отрицательный, соответственно, он заносятся в минус.  
Объем промышленного производства(январь-апрель   2014 года к январю - апрелю 2013 года)   Строительство  (январь-апрель   2014 года к январю - апрелю 2013 года)   Объем розничного товарооборота(январь-апрель   2014 года к январю - апрелю 2013 года)   Среднемесячная зарплата  (апрель   2014 года)   Прирост населения  (за   последние пять лет) Инфляция  (май 2014 года, к декабрю 2013 года, %) Итого
Павлодарская 99,8 178,3 108,5 102 100,5 104,1 484,8
Южно-Казахстанская 103,3 127,0 128,7 101 115,0 103,7 471,3
Мангистауская 104,6 99,8 110,0 106 138,0 104,5 453,9
Алматинская 101,5 115,6 119,1 101 119,1 103,9 452,4
Западно-Казахстанская 107,2 135,8 102,6 102 100,9 103,4 445,1
Жамбылская 101,8 127,7 110,0 101 105,4 105,8 440,1
Атырауская 99,9 104,0 113,5 108 113,4 104,5 434,1
Кызылординская 95,7 99,2 125,0 102 115,6 104,4 433,1
Акмолинская 101,7 109,2 120,4 101 100,5 104,1 428,7
г. Алматы 103,1 107,9 100,2 104 110,4 105,7 419,9
г.Астана 74,3 101,3 117,9 105 126,7 106,1 419,1
Восточно-Казахстанская 102.0 114,2 105,8 102 98,4 105,9 416,5
Актюбинская 91,9 104,2 105,9 102 113,9 103,1 415,0
Северо-Казахстанская 103,5 97,2 121,7 101 89,0 103,7 408,7
Костанайская 100,8 85,0 123,9 101 99,2 103,2 406,7
Карагандинская 101,5 90,0 110,3 102 101,8 105,2 400,4
Весь Казахстан 99,9 104,0 110,0 103 107,5 104,5 419,9
* Все данные снимались по состоянию на 20 июня 2014 года.  
Оставить комментарий

Рейтинг

Страницы:1 2 3 4