суббота, 18 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Cоциальный рейтинг нефтедобывающих стран

Всякий раз, как дорожают ГСМ, официальные инстанции объясняют это растущими ценами на нефть в мире и тем, что Казахстан, будучи частью глобального рынка, вынужден приспосабливать внутренние цены. В подтверждение кивают на Америку или страны Европы и Азии, в которых цены выше. Такие важные параметры, как уровень заработной платы, покупательная способность в этих странах, опускаются, и получается довольно приглядная картина. Хотя стоит сопоставить заработок среднего американца ($5–7 тыс. в месяц) и среднего казахстанца ($500–700), как впечатление портится. Но приводимые аргументы выглядят не совсем убедительно на фоне целого ряда нефтедобывающих стран, так же как и Казахстан, интегрированных в мировое экономическое пространство. Поэтому в своем очередном исследовании мы не стали заострять внимание на странах–импортерах нефти, где нефть по определению должна стоить дороже, нежели в странах-экспортерах (хотя опять-таки цена литра бензина в тех же США уже сравнялась с казахстанской). В расчет принимались страны, в которых доходы на нефть формируют львиную долю доходов, или страны, где нефти производится больше, чем потребляется. При составлении рейтинга за основу взят валовой внутренний продукт на душу населения из расчета паритета покупательской способности (ППС), объем которого делится на цену за литр бензина марки АИ-95. Такой подход покажет нам не только стоимость бензина в отдельных странах, но и то, насколько эта цена привязана к реальным доходам населения. Почему расчеты взяты для АИ-95, а не самого народного в Казахстане АИ-92? Потому что во всех нефтедобывающих странах, кроме СНГ, фактически нет понятия АИ-92 — там продается только бензин, соответствующий АИ-95. Наличие у государства собственных месторождений нефти. Естественно, если сама страна является поставщиком нефти на мировой рынок, то и продукты нефтепереработки могут стоить гораздо дешевле по сравнению с государствами–импортерами нефти. Поэтому в Венесуэле ($0,02/литр АИ-95) и Японии ($1,42/литр АИ-95) цены не могут быть одинаковыми. С этим трудно не согласиться. Хотя существуют исключения из правил. Например, в Китае, крупнейшем после США импортере нефти в мире, цена за литр АИ-95 составляет $0,85. В Казахстане эта цифра равна $0,75, то есть фактически сопоставима с Китаем. Наличие в государстве нефтеперерабатывающих предприятий. Здесь начинается самое интересное, если сравнить цены у нефтедобывающих стран, имеющих собственные нефтеперерабатывающие заводы (цены представлены в долл. США за литр АИ-95): • Венесуэла — 0,02, • Туркменистан — 0,03, • Иран — 0,08, • Казахстан — 0,75, • Россия — 0,81. Как видно, разница в ценах между Казахстаном и Венесуэлой составляет 4600%, Туркменистаном и Казахстаном — 3200%. Получается, что наличие НПЗ не влияет существенно на стоимость ГСМ. Но это дает представление о том, во сколько обходится реальная себестоимость нефтепереработки, а также вызывает вопрос, в чьи карманы утекает столь колоссальная прибыль. Наличие конкуренции среди производителей. На первый взгляд, тоже вроде бы все понятно. Чем больше в государстве будет нефтеперерабатывающих заводов, тем острее будет и их конкуренция между собой за снижение цены на товар. Смотрим на «прозу жизни» и видим, как далека жизнь от «академических догм»: • Туркменистан — $0,03, • Казахстан — $0,75, • Канада — $1. Третья догма экономистов также не выдерживает испытания жизнью. Специфика внутренней политики государства. Монопольно высокие налоги на бензин — залог высокого уровня жизни ее граждан. Экономисты обычно приводят пример нефтедобывающей Норвегии, в которой цена на бензин одна из самых высоких в мире — $2,7 за литр, в отличие от тех же Венесуэлы или Ирана. Пойдем по их логике дальше и снова удивимся: • Катар — $0,31, • Мексика — $0,78. Цены на бензин почти одинаковые, а уровень жизни населения многократно отличается, в данном конкретном случае разница между Катаром и Мексикой 11 к 1. Снова нестыковка. Существует, правда, еще один аргумент, который чаще всего приводят не экономисты, а политологи. Заключается он в том, что самый дешевый бензин в мире можно купить в авторитарных и диктаторских государствах: Венесуэле, Туркменистане, Иране, Саудовской Аравии, Ливии и т. д. Почему? Потому что все эти страны — крупные экспортеры нефти с доминированием государственного сектора в экономике и довольно авторитарными режимами власти, не соблюдающими многие права человека. Именно с целью снижения недовольства населения эти режимы идут на удешевление бензина. Логика в данном утверждении, безусловно, присутствует, однако, как показывает опыт многих других авторитарных режимов, он не оказывает существенного влияния на ценовую политику. Таким образом, мы выяснили, что цены на бензин — категория весьма относительная, которая не подчиняется разумным экономическим критериям и существует как бы сама по себе. Во всяком случае, если речь идет о нефтедобывающих странах, где разброс в ценах на бензин составляет 196 000% (!). О том же, что действительно влияет на процесс бензинового ценообразования, в частности в Казахстане, читайте в материале «Налог на бедных». Сапожник без сапог Из всех этих стран единственной, которая полностью не обеспечивает себя нефтепродуктами, является Казахстан. С 2011 года, кстати, аккурат после вступления в действие Таможенного союза, к нам неожиданно присоединилась Россия — она начала покупать бензин у… Японии и Сингапура. Причем цены на бензин, и не только, в обеих странах вновь подскочили. Прямых параллелей между событиями, может быть, и нет, но тенденция налицо. Бензин — горючая смесь легких углеводородов с температурой кипения от 30 до 200 °C. Плотность — около 0,75 г/куб. см. Теплотворная способность — примерно 10 500 ккал/кг (46 МДж/кг, 34,5 МДж/литр). Температура замерзания — ниже минус 60 °C. Комментарий независимого редактора Как далека «проза жизни» от «академических догм»! Нельзя не согласиться в этом с автором. Признаюсь, многие приведенные в статье факты для меня стали большой новостью. Я тоже считал, что наличие собственной нефтедобычи и конкуренции при нефтепереработке обязательно «работает» на низкие цены на бензин. Цифра разброса цен в нефтедобывающих странах просто поражает! Как и вывод, что «цены на бензин — категория весьма относительная, которая не подчиняется разумным экономическим критериям и существует как бы сама по себе». Не хотелось бы только, чтобы это утверждение стало аксиомой для наших чиновников, отвечающих за ценовую политику.
Оставить комментарий

Рейтинг

Страницы:1