четверг, 16 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Фискальное бремя добивает и население, и бизнес

Ужесточая фискальную политику и количество налоговых выплат, государство бьет в первую очередь по самому себе. Работодатели уходят в тень, о чем красноречиво свидетельствует статистика. Такие выводы содержатся в анализе форсайтингового агентства EXIMAR, которое представило свое исследование о ситуации в сфере налоговой политики на примере Алматы.

По данным агентства, в Казахстане за пять лет произошло значительное снижение доли официальных начислений заработной платы штатных наемных работников, и увеличилась доля неформальной занятости. В разрезе секторов экономики видно, что доля ненаблюдаемой экономики выросла за последние 3 года свободного плавания тенге.

Согласно данным департамента государственных доходов, в Алматы за 5 лет общий прирост собираемости налогов составил 61,4%, в том числе по платежам в республиканский бюджет 63,1%, по платежам в местный бюджет 57,3%. 

Наиболее значимый вклад в собираемость налогов в пользу республиканского бюджета кроме КПН вносят НДС 16,1%, таможенные платежи 16,5% от общей собираемости налогов. В местном бюджете ключевыми являются ИПН у источника выплаты 9,3%, социальный налог 6,9%, прямые налоги с собственности физических лиц (включая штрафы, пени) 11,4%, прочие платежи с юридических лиц (включая штрафы, пени).

Наименьший вклад в собираемость налогов дают земельный налог (0,2%) и имущественный налог (1,3%) в совокупности, формирующие с объектов налогообложения физических и юридических лиц, например, около 26,3 млрд тенге в 2017 году. Однако налоговое бремя крайне не равномерно по секторам экономики и доля ИПН, оплачиваемого источником выплаты, с наемного персонала падает.

Эксперты агентства приходят к выводу, что идет жесткий крен в усиление и без того неподъемного налогового бремени на массового плательщика - физических лиц с полной и неполной занятостью, самозанятых, безработных, домохозяек, малый бизнес.

Несправедливая и не прогрессивная налоговая система вкупе со сложностью и репрессивным стилем администрирования для массового плательщика привела к практической гибели МСБ в перерабатывающей отрасли, повлекла полную утрату способности к накоплениям основной массы населения, спровоцировала новый рост миграционного оттока квалифицированных кадров, заблокировала приток инвестиций в страну.

Самое печальное, что такое ужесточение к массовому плательщику инициирует Министерство труда и социальной защиты населения, призванное обеспечивать социальный договор между гражданами РК и властью, подчеркивают эксперты.

Пристального внимания заслуживает ситуация по налоговой нагрузке на предприятия с регистрацией в качестве налогоплательщика в Алматы в секторах нефтегазовой и горнодобывающей отраслей. Задолженность бюджета перед такими организациями составляет 10357 млрд тенге по КПН, НДС и таможенным пошлинам за счет возмещения НДС по экспорту. 

Вклад в местные налоги составляет лишь 3 млрд тенге. Целесообразность удержания таких налогоплательщиков в бюджете  требует анализа – с одной стороны минусовое сальдо по налогам, с другой стороны размещение головных офисов с дислокацией административного персонала без значительного числа рабочих мест.

В целом, сектор услуг вносит 81,3% объем налоговых отчислений, а производство товаров 18,7%. При этом, в сфере производства ключевыми плательщиками являются сектор строительства 11,8% всех налогов в городе от бизнеса, обрабатывающая промышленность 5,6%.

В сфере услуг ключевыми секторами – налогоплательщиками по вкладу являются сектор торговли и СТО 27,5%, финансовая и страховая деятельность 15,6%, профессиональная научно-техническая деятельность 7,8%, телекоммуникационный и ИТ секторы 6,5%, транспорт и логистика вносят 4,5% вклада в собираемость налогов.

Самый низкий вклад у энергетики 1,3%, водоснабжения и КНС 0,3%, государственного управления 0,2%, сферы искусства, развлечений и отдых 0,8%, сферы здравоохранения 1,1%, а также в сфере образования 1,9%.

Общий коэффициент налоговой нагрузки на экономику составляет 10,5%, а не 14,6% общей нагрузки на бизнес и население вместе взятые. При общем 10,5% коэффициенте налоговой нагрузки на юридические лица, нагрузка на реальный сектор составляет 26,9%, а на сферу услуг и торговлю 9,2%.

К секторам с самым высоким показателем налоговой нагрузки в 2017 году относились строительная отрасль с чистым коэффициентом 24,7%, ЖКХ сектор 22,5%, аграрный бизнес (теплицы) 21,9%, энергетика 18,8%, деятельность в области управления 16,7%, обрабатывающая промышленность 16%.

Профессиональная и научно-техническая деятельность выплачивает до 12,3% от своего оборота, а сфера развлечений культуры и искусства 11,7%. Услуги по проживанию и питанию, транспорт и складирование имеют одинаковый КНН 9,1%, а сфера образования 8,1% за счет высокой доли по наемному персоналу (от НДС отрасль освобождена).

Меньше образования платит сектор оптовой и розничной торговли, а также автозаправочные станции 7,9% КНН. Здравоохранение за счет большого сектора частной медицины, а также большого числа рабочих мест, выплачивает в виде налогов 7,5% от своего совокупного годового дохода.

Наибольший рост шел не по основным налогам – акцизам и прочим платежам. ИПН у источника выплаты прибавил за 5 лет 58,4%, а сопутствующий социальный налог 49,3%. При этом при сопоставлении изменений среднемесячной заработной платы, а также числа рабочей силы видно неполное соответствие динамике прироста базы налогообложения. 

Среднемесячная заработная плата в Алматы по данным Департамента статистики за 5 лет выросла на 34%, а численность занятого населения на 20%.

При расчете фонда оплаты труда и вычислении из него 10% ИПН у источника выплаты сумма налога в 2017 году должна была увеличиться по отчислениям с наемного персонала на 61% до 187,8 млрд тенге. Однако совокупные выплаты ИПН у источника в 2017 году составили 164,2 млрд тенге, при этом не менее 32,7 млрд тенге пришлось на выплаты ИПН с пенсий по платежам клиентам ЕНПФ, оценочно около 10-11% всего ИПН у источника выплаты приходится на договора гражданско-правового характера.

Таким образом, за 5 лет произошло значительное снижение доли официальных начислений заработной платы штатных наемных работников, и увеличилась доля неформальной занятости. По результатам 2017 года зависимость от платежей ИПН у источника от ЕНПФ, как налогоплательщика Алматы с налоговой базы получателей пенсий из накопительной системы всего Казахстана достигла почти 20%.

Авторы исследования приходят к выводу, что правительству  необходимо мыслить стратегически, а не пытаться латать дыры в бюджете карательными мерами за счет населения и малого бизнеса. Необходимо повышение компетенции уполномоченных органов по борьбе с агрессивной налоговой политикой крупного бизнеса, в особенности квазигосударственного сектора и национальных компаний.

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33