Фискальное бремя добивает и население, и бизнес
Ужесточая фискальную политику и количество налоговых выплат, государство бьет в первую очередь по самому себе. Работодатели уходят в тень, о чем красноречиво свидетельствует статистика. Такие выводы содержатся в анализе форсайтингового агентства EXIMAR, которое представило свое исследование о ситуации в сфере налоговой политики на примере Алматы.
По данным агентства, в Казахстане за пять лет произошло значительное снижение доли официальных начислений заработной платы штатных наемных работников, и увеличилась доля неформальной занятости. В разрезе секторов экономики видно, что доля ненаблюдаемой экономики выросла за последние 3 года свободного плавания тенге.
Согласно данным департамента государственных доходов, в Алматы за 5 лет общий прирост собираемости налогов составил 61,4%, в том числе по платежам в республиканский бюджет 63,1%, по платежам в местный бюджет 57,3%.
Наиболее значимый вклад в собираемость налогов в пользу республиканского бюджета кроме КПН вносят НДС 16,1%, таможенные платежи 16,5% от общей собираемости налогов. В местном бюджете ключевыми являются ИПН у источника выплаты 9,3%, социальный налог 6,9%, прямые налоги с собственности физических лиц (включая штрафы, пени) 11,4%, прочие платежи с юридических лиц (включая штрафы, пени).
Наименьший вклад в собираемость налогов дают земельный налог (0,2%) и имущественный налог (1,3%) в совокупности, формирующие с объектов налогообложения физических и юридических лиц, например, около 26,3 млрд тенге в 2017 году. Однако налоговое бремя крайне не равномерно по секторам экономики и доля ИПН, оплачиваемого источником выплаты, с наемного персонала падает.
Эксперты агентства приходят к выводу, что идет жесткий крен в усиление и без того неподъемного налогового бремени на массового плательщика - физических лиц с полной и неполной занятостью, самозанятых, безработных, домохозяек, малый бизнес.
Несправедливая и не прогрессивная налоговая система вкупе со сложностью и репрессивным стилем администрирования для массового плательщика привела к практической гибели МСБ в перерабатывающей отрасли, повлекла полную утрату способности к накоплениям основной массы населения, спровоцировала новый рост миграционного оттока квалифицированных кадров, заблокировала приток инвестиций в страну.
Самое печальное, что такое ужесточение к массовому плательщику инициирует Министерство труда и социальной защиты населения, призванное обеспечивать социальный договор между гражданами РК и властью, подчеркивают эксперты.
Пристального внимания заслуживает ситуация по налоговой нагрузке на предприятия с регистрацией в качестве налогоплательщика в Алматы в секторах нефтегазовой и горнодобывающей отраслей. Задолженность бюджета перед такими организациями составляет 10357 млрд тенге по КПН, НДС и таможенным пошлинам за счет возмещения НДС по экспорту.
Вклад в местные налоги составляет лишь 3 млрд тенге. Целесообразность удержания таких налогоплательщиков в бюджете требует анализа – с одной стороны минусовое сальдо по налогам, с другой стороны размещение головных офисов с дислокацией административного персонала без значительного числа рабочих мест.
В целом, сектор услуг вносит 81,3% объем налоговых отчислений, а производство товаров 18,7%. При этом, в сфере производства ключевыми плательщиками являются сектор строительства 11,8% всех налогов в городе от бизнеса, обрабатывающая промышленность 5,6%.
В сфере услуг ключевыми секторами – налогоплательщиками по вкладу являются сектор торговли и СТО 27,5%, финансовая и страховая деятельность 15,6%, профессиональная научно-техническая деятельность 7,8%, телекоммуникационный и ИТ секторы 6,5%, транспорт и логистика вносят 4,5% вклада в собираемость налогов.
Самый низкий вклад у энергетики 1,3%, водоснабжения и КНС 0,3%, государственного управления 0,2%, сферы искусства, развлечений и отдых 0,8%, сферы здравоохранения 1,1%, а также в сфере образования 1,9%.
Общий коэффициент налоговой нагрузки на экономику составляет 10,5%, а не 14,6% общей нагрузки на бизнес и население вместе взятые. При общем 10,5% коэффициенте налоговой нагрузки на юридические лица, нагрузка на реальный сектор составляет 26,9%, а на сферу услуг и торговлю 9,2%.
К секторам с самым высоким показателем налоговой нагрузки в 2017 году относились строительная отрасль с чистым коэффициентом 24,7%, ЖКХ сектор 22,5%, аграрный бизнес (теплицы) 21,9%, энергетика 18,8%, деятельность в области управления 16,7%, обрабатывающая промышленность 16%.
Профессиональная и научно-техническая деятельность выплачивает до 12,3% от своего оборота, а сфера развлечений культуры и искусства 11,7%. Услуги по проживанию и питанию, транспорт и складирование имеют одинаковый КНН 9,1%, а сфера образования 8,1% за счет высокой доли по наемному персоналу (от НДС отрасль освобождена).
Меньше образования платит сектор оптовой и розничной торговли, а также автозаправочные станции 7,9% КНН. Здравоохранение за счет большого сектора частной медицины, а также большого числа рабочих мест, выплачивает в виде налогов 7,5% от своего совокупного годового дохода.
Наибольший рост шел не по основным налогам – акцизам и прочим платежам. ИПН у источника выплаты прибавил за 5 лет 58,4%, а сопутствующий социальный налог 49,3%. При этом при сопоставлении изменений среднемесячной заработной платы, а также числа рабочей силы видно неполное соответствие динамике прироста базы налогообложения.
Среднемесячная заработная плата в Алматы по данным Департамента статистики за 5 лет выросла на 34%, а численность занятого населения на 20%.
При расчете фонда оплаты труда и вычислении из него 10% ИПН у источника выплаты сумма налога в 2017 году должна была увеличиться по отчислениям с наемного персонала на 61% до 187,8 млрд тенге. Однако совокупные выплаты ИПН у источника в 2017 году составили 164,2 млрд тенге, при этом не менее 32,7 млрд тенге пришлось на выплаты ИПН с пенсий по платежам клиентам ЕНПФ, оценочно около 10-11% всего ИПН у источника выплаты приходится на договора гражданско-правового характера.
Таким образом, за 5 лет произошло значительное снижение доли официальных начислений заработной платы штатных наемных работников, и увеличилась доля неформальной занятости. По результатам 2017 года зависимость от платежей ИПН у источника от ЕНПФ, как налогоплательщика Алматы с налоговой базы получателей пенсий из накопительной системы всего Казахстана достигла почти 20%.
Авторы исследования приходят к выводу, что правительству необходимо мыслить стратегически, а не пытаться латать дыры в бюджете карательными мерами за счет населения и малого бизнеса. Необходимо повышение компетенции уполномоченных органов по борьбе с агрессивной налоговой политикой крупного бизнеса, в особенности квазигосударственного сектора и национальных компаний.