пятница, 17 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Госдолг растет как на дрожжах

На неделе Европейский банк реконструкции и развития презентовал любопытный доклад о том, что может ждать Казахстан в ближайшие 20 лет. В целом, как оказалось, ничего хорошего. Чем все это грозит? Об этом Exclusive.kz поговорил с экспертами.

Эксперты отмечают, что через 20 лет доходы бюджета Казахстана могут сократиться почти вдвое; госдолг резко вырасти. В ближайшие 20 лет из-за снижения объемов экспорта и падения цен на нефть экспортные поступления Казахстана могут сократиться на 40%, что может привести к чрезмерному росту государственного долга.

Без дальнейшей консолидации бюджета и устойчивого уровня нефинансовых активов чистые активы могут стать отрицательными в течение десятилетия. В Казахстане возможен бюджетный дефицит, убеждены эксперты ЕБРР.

Самое страшное, что если цены на нефть рухнут, то может встать вопрос обслуживания внешнего долга. Суммарный долг правительства  и внешний долг субъектов квазигосударственного сектора приблизился к предельному значению и составил 55,5 млрд долларов или 96,2% от всех валютных активов Национального фонда.

Константин Жуковский, директор по развитию компании ARUM Capital:

За последние пять лет госдолг РК вырос в четыре раза: в процентном выражении он увеличивался примерно на 30% в год, а к 2018 году достиг 26% от ВВП республики. Анализируя эту информацию, можно вспомнить о таких странах, как США или Япония, где этот показатель превышает 100%, и решить, что дела в Казахстане вполне неплохи.

Тем не менее, на ум приходит и такая страна, как Греция, чья безрассудная экономическая политика привела к затяжному кризису. Безусловно, Астане еще очень далеко до Афин, но текущие темпы роста долга вызывают серьезные опасения.

К тому же стоит понимать, что чем крупнее задолженность, тем больше средств приходится тратить на ее обслуживание. В данный момент на это уходит порядка 7% от всех бюджетных расходов, однако, если ситуация не изменится, то эта доля будет расти и дальше, заставляя государство урезать финансирование социальных обязательств.

Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade:

В прогнозах по доходной части бюджета Казахстана, как и других крупных экспортеров ископаемого топлива, ЕБРР исходит из несколько необычных и, честно говоря, малореалистичных предпосылок.

Они считают, что альтернативные источники энергии, чистые "зеленые" технологии достигнут в мире такого охвата в ближайшие 20 лет, и человечество нацелится на самоограничение настолько целеустремленно, что сдержит необратимые последствия изменения климата, существенно упадут и объемы экспорта нефти, и нефтяные цены.

То есть, эксперты ЕБРР ждут одновременно переизбытка предложения топливных ресурсов на фоне снижения мирового спроса, и именно поэтому возможного падения экспортных доходов Казахстана. Допущения по нефтяной конъюнктуре очень вольные, и на сегодня подобный тренд ничем пока не подтверждается. А если говорить о теме климата, то США, например, в этом году и вовсе вышли из соответствующих мировых конвенций, что уже ослабило единый фронт международных усилий по противостоянию климатическим изменениям.

Кроме того, структура казахстанской экономики в последние несколько лет меняется в пользу роста как раз все-таки доли ненефтяных, несырьевых отраслей - так что развитие, может быть, идет медленнее, чем того хотелось бы, но идёт оно в нужном русле. 

По госдолгу большой проблемы пока нет, его уровень составляет около 25% к ВВП: примерно на уровне таких стран, как Арабские Эмираты или Чили, меньше чем у Новой Зеландии или Норвегии. Но тревожные нотки все же есть, поскольку эта цифра выросла за последние 3 года почти на 4%, а также кроме долга собственно правительства и Нацбанка, который учтен формально в этих 25% к ВВП, есть ведь еще и долг квазигоссектора, и он тоже по большому счёту ложится бременем, ограничивая возможности  развития государства.

Предельный объем внешнего долга квазигоссектора на конец 2018 года определен правительством в размере около 8 трлн тенге. И тем не менее, это немало: еще 14% к ВВП, и в сумме с чистым госдолгом получаем уже нагрузку почти в 40% от ВВП страны. И, поскольку структура на сегодня такова, что в Казахстане квазигоссектор занимает очень много экономического пространства, то как-то ограничить и приостановить процесс наращивания долгов в нем, конечно же, необходимо.

Некорректно будет и сравнивать отношение госдолга к ВВП в Казахстане с аналогичными соотношениями в США, где долг около 110% от ВВП или с антирекордсменкой Японией, где долг превышает 250% от ВВП. То есть вся Япония могла бы 2,5 года работать только исключительно на платежи по долгу, если, конечно, теоретически предположить, что Япония поставила бы перед собой такие задачи, и не расходовала бы при этом ни копейки из прироста национального богатства ни на какие социальные задачи и цели развития.

В Казахстане, получается, на это ушло бы "всего лишь" полгода непрерывной работы всей страны. Но сравнивать Казахстан с этими высокоразвитыми по структуре экономики и финансовой системы странами невозможно, потому что очень существенная, основная часть доходов создается в развитом мире за счет активных несырьевых производств и сферы услуг, которые не зависят особо от конъюнктуры спроса и цен на нефть, металлы и другое сырье. У той же Японии одновременно накоплено более чем на $1 триллион только американских долговых бумаг, то есть там имеются и встречные расчеты по долговой позиции: не только большие пассивы, но и огромные активы.

Казахстану же, который по-прежнему почти на половину зависит от добывающих отраслей, нужно держать в плане долга ухо востро и не перебарщивать. Тут нужно учитывать еще и что долг в валюте, проценты на его обслуживание платятся кредиторам также в валюте, которая подорожала по отношению к тенге, и если курс останется на том же уровне или еще ослабнет, то вырастет и фактическая долговая нагрузка на финансовую систему страны.

А это значит, может возникнуть более заметный дефицит средств на инфраструктурные, транспортные проекты, на социалку, на налоговые стимулы к развитию несырьевых производств и сферы услуг. Поэтому нужно знать меру, и размер госдолга оставлять на самотек нельзя.

И важно использовать эти деньги на рост, на переориентацию экономики, а не проедать их, и чтобы прибавка к долгу не уходила просто на выплату процентов по накопленному нему. 

ЕБРР дает совет по четырем направлениям:

1) разнообразить источники доходов, способствуя развитию частного сектора; 

2) более эффективное управлять получаемыми нефтяными доходами, инвестируя активно в секторы, не привязанные к ценам на нефть, но это не значит, что не надо развивать тот же самый Кашаган;

3) сокращать нерациональные траты, увеличивать собираемость налогов, но и давать налогово-бюджетные стимулы, правда, предлагается, и сокращать субсидии на топливо, перекладывая эти расходы, по сути, на бизнес и на население

4) переходить плотнее к среднесрочному и долгосрочному бюджетному планированию, очевидно, чтобы сгладить на будущее эффект от возможно неравномерных экспортных поступлений в будущем.

Оставить комментарий

Финансы

Мыслить глобально Мыслить глобально
Редакция Exclusive
31.07.2018 - 11:36
KASE балансирует KASE балансирует
Редакция Exclusive
17.07.2018 - 14:02|
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33