четверг, 16 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Большая миссия Нацбанка

Надо отдать должное экс-председателю Нацбанка Данияру Акишеву. Его руками было сделано много неприятных вещей. И, как человек не глупый, он наверняка это понимал.

В чем заключалась политика Нацбанка? В запрете всего, что не разрешено. Эту позицию можно оправдать в условиях тотального недоверия на рынке, когда действительно Нацбанк видел, что многое делается на грани законности, но по факту потенциально может привести к серьезным проблемам. И, в конечно итоге, привело. Даже несмотря на жесткие нормативы.

Теперь, с  введением рискоориентированного надзора, вроде бы как включаются превентивные механизмы по принципу светофора: зеленая зона – все отлично, оранжевая – осторожно, красная – жесткий контроль, …  Если у тебя честный бизнес – ты в зеленой зоне.. 

Однако, проблема в том, что профучастники боятся, что эти критерии могут определяться субъективно и целиком будут зависеть от компетенции и объективности людей, которые будут за этим следить. Нацбанку придется постоянно доказывать свою компетенцию, иначе доверие к регулятору, и без того низкое, окончательно будет утрачено. Проблема Нацбанка была в том, что он скорее контролировал, чем регулировал, а уж тем более не стимулировал развитие рынка потому, что не хотел или не мог поставить себя на место банка, страховой или инвестиционной компании. Опять-таки, в силу глубокого взаимного недоверия.

Как видно из наших опросов отраслевых экспертов, 60% считает, что Нацбанк сдерживает развитие фондового рынка. Легко предположить, что в отношении страхового или банковского сектора эти оценки еще более жесткими.

Глобально, регулятор оказался исключен из экономической цепочки и поэтому фактически не мог реально контролировать ни инфляцию, ни валютный рынок, ни даже макроэкономические показатели. Впрочем, то же самое можно сказать и о правительстве, и о акимах, и всех остальных государственных структурах. Это типичная ситуация, когда у всех противоположные интересы.

Как бы там ни было, но Нацбанк был и остается заложником неэффективности всей экономической политики, поэтому в его положении принцип «лишь бы чего не вышло» вполне оправдан. Но ирония в том, что как раз такая позиция и не стала гарантией здоровья финансовой системы. Запреты и ограничения не помогли и, если называть все своими именами, то кровеносная система страны забита тромбами. Достаточно запустить любого «черного лебедя», чтобы все закончилось достаточно плачевно. А в ситуации неопределенности, которой мы живем, вероятность такого «черного лебедя» очень высока.

Поэтому фондовый рынок может стимулировать запуск механизма саморегуляции, когда экономические субъекты будут, пусть и первое время немного искусственно, но, в конечном счете, кровно заинтересованы во взаимной устойчивости. По сути, в этом заключается концепция фондового рынка, когда слишком много людей заинтересованы в экономическом росте, иначе их вложения окажутся под угрозой. Помимо всего прочего, это механизм, позволяющий включить в экономику деньги, которые сегодня либо пылятся на депозитах, либо выведены в оффшоры, либо опять-таки крайне плохо тратятся на сомнительные проекты.

Вот тогда население будет заинтересовано в том, чтобы отслеживать котировки, индексы, да в целом контролировать ситуацию в экономике. Сейчас же большинство людей глубоко равнодушны к тому, что делает правительство и все остальные госструктуры. Понятно, что для предприятий это выход из зоны комфорта – придется возиться со своими акционерами, быть прозрачнее и эффективнее. Но в противном случае через год-два возможны массовые банкротства. Возможности господдержки иссякают.

У этого сценария есть еще один приятный побочный эффект – развитие свободы слова. Наши масс-медиа, которые сегодня с трудом выживают из-за недостатка рекламодателей, получат нормальные рыночные деньги предприятий, которые просто будут вынуждены быть прозрачнее. Низкое качество нашего информационного поля не только в искусственном ограничении свободы слова, но и в том, что масс-медиа не выполняют своих классических функций медиатора между властью, бизнесом и обществом.

Поэтому, как ни странно, но фондовый рынок – это очень эффективный инструмент развития демократии. Не говоря уже о том, что это некий способ сделать так, чтобы казахстанцы стали, наконец, совладельцами своей  страны, почувствовали себя ее хозяевами.

На самом деле, эта концепция не нова и старожилы ее помнят и как программу «голубых фишек», а потом и  Народного IPO.

Народное IPO оказалось серьезным драйвером развития экономики. Это была блестящая попытка вовлечения казахстанцев в фондовый рынок, чтобы граждане нашей страны могли приобрести акции ведущих отечественных компаний.

Программа предусматривала вывод на KASE первоначально 6 компаний квазигосударственного сектора, фактически были размещены акции 2 компаний. В конце 2014 года сначала были изменены целевые индикаторы программы "Народное IPO", а сроки реализации пролонгированы до 2022 года. Но позже и  вся программа была поставлена на утрату.

Но даже два размещениям акций в рамках Народного IPO на KASE увеличили  число инвесторов более чем в 9 раз. Спрос со стороны инвесторов превышал предложение: по акциям АО "КазТрансОйл" спрос превысил предложение акций в 2 раза, при подписке на акции KEGOC спрос превысил предложение в 1,3 раза. Безусловно, рынку нужны новые качественные инструменты для инвестирования, но даже в тех условиях спрос наших инвесторов говорит сам за себя.

А вот если предположить, что в будущем размещения будут проходить также, как и IPO Казатомпром, то значительного прироста частных инвесторов ожидать не стоит. Достаточно сказать, что акции  АО "Казатомпром" на AIX купили менее трех тысяч казахстанцев. Тогда как в ходе IPO на KASE акции АО "Казтрансойл" приобрели 34676 казахстанцев и акции АО "KEGOC" купили 41989 физлиц.

Теперь можно только гадать, почему исчезла заинтересованность в том, чтобы народ Казахстана стал собственником своей страны.

В следующей публикации – рассказ о том, почему сегодня никто не заинтересован в развитии фондового рынка.

Предыдущая часть пожалуйста см. http://www.exclusive.kz/expertiza/finansy/115678/

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33