Незамеченный подвиг премьера Сагинтаева
Премьер-министр снял с работы двух замов министра энергетики, а руководителю министерства грозит дисциплинарное взыскание. Но народ требует более жестких мер. А ведь премьер создал прецедент – впервые чиновники несут персональную ответственность за невыполнение своих обязанностей.
По сути, премьер совершил демарш. Возможно, это некий месэдж президенту страны, которого он ставит перед необходимостью принять более системные решения, нежели дисциплинарные взыскания. Особенно на фоне традиционных слухов о смене премьера.
Топливный кризис преследует нашу страну уже четверть века. Но впервые за 25 лет кто-то понес за это персональную ответственность. Ту самую персональную ответственность, отсутствие которой стало причиной многих перманентных проблем нашего общества.
Любое решение нужно рассматривать в контексте. Посвященные понимают, что Сагинтаев, как и многие казахстанские (и не только) премьеры, далеко не самостоятелен в своих решениях. Не он формирует правительство и, уж тем более, не в его воле наказывать или поощрять того или иного чиновника, особенно если речь идет о таких довольно знаковых людях для энергетической отрасли как Сауат Мынбаев, Данияр Берлибаев, Асет Магауов или, тем более, Канат Бозумбаев.
Все эти люди государственные менеджеры топ уровня уже даже не первое десятилетие и каждый из них, по сути, является самостоятельной фигурой с огромным влиянием.
Жест Сагинтаева – жест бессилия и отчаяния человека, который прекрасно понимает, что для решения топливного вопроса, как и других системных проблем Казахстана, нужна прежде всего политическая воля президента.
Топливный кризис – это квинтэссенция того, как, в общем-то проблема, не стоящая и выеденного яйца, не решается в силу групповых интересов. Все прекрасно понимают, что хроническая модернизация существующих НПЗ, которые еще к тому же и хронически не дозагружены – это вопрос экспортной политики государства, для которого важнее поставлять собственную нефть на экспорт, нежели решить задачи обеспечения топливом собственного рынка.
"Я принимаю решение: первое – в связи с тем, что дисциплинарные меры воздействия в отношении членов правительства принимает президент страны, я сегодня вношу на имя главы государства представление об объявлении выговора министру энергетики Канату Бозумбаеву", - сказал сегодня премьер. -"Относительно вице-министра энергетики Асета Магауова принимаю решение освободить от занимаемой должности. Канцелярии подготовить сегодня соответствующее решение правительства", - добавил Б.Сагинтаев.
Кроме того, глава правительства поручил принять меры по наложению дисциплинарного взыскания в виде выговора председателю правления нацкомпании "КазМунайГаз" (КМГ) Сауату Мынбаеву за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также по прекращению полномочий заместителя председателя правления КМГ Данияра Берлибаева за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей.
Мяч на стороне президента. Сагинтаев выбрал весьма уместный повод, чтобы обозначить свою позицию. Для населения, которое никак не может понять, почему в нефтедобывающей стране хронически не хватает дешевого и качественного топлива, это самый очевидный признак неэффективности чиновников, доверие к которым стремительно снижается на фоне латентной девальвации.