Алматы и Питер: покинутые столицы с одинаковой судьбой?
Тема реконструкции Алматы по-прежнему сопровождается явно выраженным негативом со стороны горожан, вынужденных терпеть неудобства перекопанных улиц, площадей и скверов южной столицы. Желание понять происходящее привело к параллелям Алматы и Санкт-Петербурга.
Начнем с рассказа о почти анекдотическом случае. В Смольный, где традиционно располагается администрация города, за разрешением на съемку обратились немецкие кинематографисты. Намеревались они снимать в квартале, ограниченном Обводным каналом и улицами Шкапина и Розенштейна. Дальше самое любопытное: как выяснилось, снимают они кино о второй мировой войне, действие фильма происходит в Берлине в 1945 году. Простодушные немцы объяснили, почему снимать намерены именно в Питере: дело в том, что состояние домов на улицах Шкапина и Розенштейна таково, что им практически не придется ничего специально декорировать – все как в Берлине 45-го, один к одному. Когда эта история стала достоянием гласности, разразился крупный скандал. С него и началась сегодняшняя реконструкция Петербурга.
Немного истории
Стоит отметить, что тема реконструкции исторических городов отнюдь не нова. Так, например, первые планы модернизации Парижа, средневековые узкие улочки и хаотичная застройка которого не отвечали требованиям бурно растущего населения и развивающейся промышленности, появились еще в XVIII веке. А в середине следующего столетия умудрившийся стать первым президентом и последним императором Франции Наполеон III дал карт-бланш на реконструкцию парижского центра барону Эжену Осману, назначив его префектом столичного округа Сена.
Осман недаром слыл твердым и решительным человеком - в общей сложности он перестроил более 60% Парижа, безжалостно снося средневековые здания, чтобы проложить широкие современные бульвары, один из которых носит его имя
Его циклопические усилия отмечены в урбанистике термином османизация.
Эра всеобщей автомобилизации и постоянный рост населения мегаполисов обернулись серьезной головной болью для всех муниципальных управленцев. Задача реконструкции, прежде всего, исторических центров сверхактуальна для всех крупных городов мира.
Не стали исключением и Алматы с Санкт-Петербургом. Сохранивший во многом задуманную еще Петром I изначальную планировку трехсотслишнимлетний Петербург и, как недавно выяснилось, тысячелетний Алматы, регулярная застройка которого началась более полутора веков назад, абсолютно не рассчитаны на сверхплотный автомобильный трафик и прочие прелести сегодняшней городской цивилизации. Нужно отдать должное властям Северной и соответственно Южной столиц – они безусловно понимают и принимают, извините за штамп, вызовы современности.
СПб
В Питере, разумеется, были и есть программы и стратегии развития, Генплан и даже специальный НИИ, его разрабатывающий. Кстати, городу относительно повезло с тем, что глобальные урбанистические переменыкак-то обходили его стороной. Как и с потерей столичного статуса – большинство градостроительных экспериментов властей локализованы в Москве, в отличие от которой, исторический центр Петербурга сохранился практически в девственной неприкосновенности. Однако это везение с течением времени все больше оборачивается своей полной противоположностью.
Разумеется, изменения происходят.
Немало проектов было реализовано к 300-летию основания Санкт-Петербурга, сделавших среду обитания горожан комфортнее
Достроена дамба, что официально называется комплексом защитных сооружений, ее строительство было заморожено с первых постсоветских лет. Благодаря этому остался в прошлом бич Петербурга – регулярные наводнения, - отметкам уровня, которого достигала невская водица, можно нынче безопасно ужасаться на стенах Петропавловской крепости. Правда, когда закрывают дамбу, теперь затапливает ближайший Сестрорецк, но никто ведь не обещал его жителям, что будет легко. Построена кольцевая автодорога с первым неразводным мостом через Неву - КАД, что отводит транзитный транспорт и служит, если не случилось пробок, возникающих из-за регулярных аварий, быстрым способом добраться из одного конца города в другой. Тоже, но в западной части города, и не бесплатно позволяет футуристически парящий над Финским заливом ЗСД – Западный скоростной диаметр. Далее следует веское «но», к которому вернемся чуть позже.
Алматы
Есть своя стратегия развития и у родного города, называется она «Алматы 2020». Этот очень любопытный документ размещен в свободном доступе на сайте акимата Алматы. Нужно отметить, что редко из недр властных структур появляется столь всеобъемлющий, полный, правдивый анализ состояния всех значимых аспектов существования города. Авторы стратегии не ограничиваются лишь констатацией проблем, - рассматриваются сценарии развития событий: и негативные, и позитивные. А также предлагается перечень конкретных мер, которые планируют осуществить муниципальные власти для достижения целей, обозначенных в стратегии семью приоритетами. Первым в этом списке – комфортный город.
СПб
Мы добрались до того самого весомого петербургского «но». На рубеже веков автору довелось неоднократно беседовать с одним самых известных петербургских градостроителей, заслуженным архитектором, академиком, профессором Никитой Явейном. В то время он возглавлял Комитет государственного контроля, использования и охраны памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга.
Никита Игоревич главной проблемой Петербурга называл огромное количество охраняемых памятников: сейчас более 10 тысяч объектов. Он приводил в пример восьмисотлетнюю Барселону, где под охраной государства лишь 300 памятников
Главная беда питерской мемориализации, по его мнению, в том, что город не развивается. Кроме того, состояние исторического центра таково, что, если не предпринять срочных мер, то, по словам Явейна, лет через тридцать Петербург ожидает коллапс – все эти памятники просто разрушатся от старости.
Стоит добавить, что в историческом центре продолжает проживать немало людей, большинство из них - в коммуналках.
В целом, более 600 тысяч петербуржцев вынуждены до сих пор ютится в коммунальных квартирах
Но, к сожалению, сверх актуальные, остро необходимые жителям проекты комплексной реконструкции кварталов в историческом центре: Северная Коломна, Конюшенная, Новая Голландия остановлены, не успев толком начаться. Власти винят кризис и несговорчивых петербуржцев, не желающих менять центр города на заКАДовские окраины. Зато в третий(!) раз за последние 15 лет реконструируют Сенную площадь. На этот раз снесли торговые павильоны, построенные в петербургском стиле и несколько лет назад с помпой открытые.
Кстати, квартал Шкапина -Розенштейна, который упомянут в начале статьи, был передан на реконструкцию структурам олигарха, алюминиевого магната Олега Дерипаски. Жителей домов частично расселили, а более ничего там не изменилось – он лишь сильнее напоминает Берлин 45-го.
Алматы
На этом беспросветно сером, как осеннее питерское небо, фоне муниципальные власти Алматы выглядят батырами из народного эпоса.
Абсолютно серьезно, последовательность и целеустремленность акима Алматы г-наБайбека напоминает лучшие качества барона Османа
В стратегии «Алматы 2020», среди прочего негативного наследия, доставшегося нынешним жителям города, прежде всего отмечена крайне прискорбная экологическая ситуация с непомерно загрязненным алматинским воздухом. Это проблема, не столь заметная в советский период истории, резко обострилась в связи с активным ростом населения города и его поголовным стремлением обзавестись личным автотранспортом.
Не останавливает автолюбовь алмаатинцев даже то, что, как указано в стратегии 2020, средняя скорость движения в городе в час пик едва составляет 19 км/ч. В задыхающейся от пробок тринадцатимиллионной Москве этот показатель - 27 км/ч
При этом, по прогнозу авторов стратегии, существующий ежегодный прирост личного автотранспорта на 4% в год, за 5-7 лет приведет к снижению средней скорости до 15 км/ч. Кажется, пешком быстрее.
Но, что куда важнее, приведенные в стратегии 2020 данные о загрязнении атмосферы Алматы, свидетельствуют, что выбросы передвижных источников, то есть транспорта, составляют более 80% от их общего количества, и год от года продолжают расти. Думаю, ни у кого нет сомнений, что это нужно срочно менять. В стратегии указан целый ряд мер, и одна из них - оптимизация транспортного трафика, особенно в центральной части города, что еще называют золотым квадратом.
Акимат пригласил всемирно известного философа-урбаниста Яна Гейла, который разрабатывал рекомендации по гуманизации общественных пространств Нью-Йорка, Лондона и Москвы, а также еще десятка крупных городов на разных континентах. В 2014 году он презентовал проект решения транспортных и экологических проблем Алматы, о котором, наверное, читатели неплохо осведомлены. Любопытно и ценно то, что теории Гейла позволяют решать и глобальную физиологическую проблему– гиподинамию, недостаток движения жителя современного мегаполиса.
Вопрос, конечно, вызывает острая неприязнь акимата Алматы к замечательно экологичному виду городского транспорта – трамваю. До полного его уничтожения.
В Петербурге тоже был период борьбы с трамваями – главным борцом выступала бывшая губернаторша Матвиенко
При ней были существенно сокращены трамвайные маршруты, часть из них, в том числе на Садовой улице, пришлось восстанавливать следующей городской администрации. А в ближайшее время в Северной столице появится первый частный трамвай, а, коли так – значит, есть экономический смысл в подобных инвестициях. Поэтому, можно не сомневаться в том, что трамвай, рано или поздно, вернется на алматинские улицы.
СПб
Один из факторов, способствующих сохранению не слишком веселого петербургского статус-кво с регулярно падающей на головы прохожих лепниной, а иногда и более массивными конструкционными элементами старых зданий – это, как не парадоксально, бесконечно любящие свой город петербуржцы, многочисленные и активные градозащитники. У них немало заслуг, в частности, то, что на Охтинском мысе, практически напротив Смольного не возводится сейчас гигантский небоскреб штаб-квартиры Газпрома. Но бескорыстное стремление градозащитников к сохранению исторического облика Петербурга, увы, не всегда ему на пользу – городу необходимо развиваться, а, значит, изменения неизбежны.
Алматы
Но опыт петербургских градозащитников несомненно может пригодиться алмаатинцам.
Не сомневаюсь, нам вполне по силам объединится в движение за освобождение исторического центра Алматы от автомобилей
Полное. И начать, прежде всего с себя – ведь так приятно прогуляться по тенистым, тихим и спокойным улицам нашего прекрасного города. Пешком.
Понятно, что мы не очень копенгаген, но придется, иного выхода нет. Если алмаатинцы хотят, чтобы дети и внуки имели возможность дышать в родном городе без использования противогазов.