понедельник, 20 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Почему в Киргизии не получился транзит в стиле Путина–Назарбаева

Атамбаев был уверен в благоприятном исходе. В его активе были крупнейшая партия в стране, популярные СМИ, сторонники. Но его преемник Жээнбеков не стал принимать вызов публично, а вместо этого сосредоточился на тихих, но эффективных аппаратных мерах,

- Темур Умаров, московский фонд Карнеги.

Транзит власти, который четвертый президент Киргизии Алмазбек Атамбаев начал в 2016 году, затянулся на три года и закончился плачевно для его инициатора. Вроде бы Атамбаев делал все по инструкции: заранее поменял под себя конституцию, сохранил влияние на общественное мнение через СМИ, расставил своих людей на главные посты в стране, включая премьерский. Но схема дала сбой. После пары дней перестрелок Атамбаев сейчас находится под арестом, демонстрируя, что процесс передачи власти на постсоветском пространстве по-прежнему остается очень рискованным и непредсказуемым делом

Неполадки в тандеме

В 2017 году Алмазбек Атамбаев учел опыт своих свергнутых предшественников и, несмотря на явные амбиции стать отцом народа, не пытался задержаться в роли президента больше одного срока, положенного конституцией. В то же время полностью уходить из киргизской политики он тоже не собирался. Инициированные им изменения в конституцию увеличили полномочия премьер-министра, уменьшив при этом президентские, а свои люди на главных должностях должны были стать проводниками интересов Атамбаева после его ухода с президентского поста. Оставалось найти надежного преемника, чтобы воплотить в реальность план «сильный глава – слабый президент».

Ставка была сделана на Сооронбая Жээнбекова – давнего друга и коллегу Атамбаева по правящей Социал-демократической партии. Южанин из уважаемой семьи, бывший учитель, Жээнбеков начал работать с Атамбаевым еще в 1990-х годах, когда они входили в одну фракцию в верхней палате киргизского парламента. Придя к власти в 2011 году, Атамбаев назначил Жээнбекова министром сельского хозяйства.

Тихий и без амбиций, Жээнбеков казался идеальным кандидатом в преемники. Во время президентской кампании 2017 года Атамбаев не скупился на поддержку своего избранника, и за полгода предвыборной гонки рейтинг Жээнбекова вырос десятикратно – с 4 до 40%. Выборы прошли удачно, админресурс и поддержка Атамбаева позволили Жээнбекову избежать второго тура и получить большинство голосов (54,22%).

Сначала все шло по плану: первым указом Жээнбеков присвоил Атамбаеву звание Героя Киргизской Республики. Но уже через несколько месяцев новый президент стал уставать от наставнического тона своего предшественника. Атамбаев, хоть и не занял никаких официальных постов, не исчез из публичной жизни и постоянно бросался в адрес нового президента фразами типа «не позорь меня», «работай открыто и честно».

Одним из главных источников противоречий между бывшим и нынешним президентами стала ситуация с коррупцией. Если Атамбаев рассказывал об успешной борьбе с коррупцией в Киргизии и появлении в обществе веры в силу закона и справедливость, то Жээнбеков утверждал обратное и обещал начать антикоррупционную кампанию с чистки в силовых структурах.

28 марта 2018 года состоялся четырехчасовой разговор Жээнбекова с Атамбаевым за закрытыми дверями. О чем они говорили — неизвестно, но это была их последняя публичная встреча. После этого Атамбаев игнорировал все приглашения президента принять участие в различных мероприятиях.

Через три дня состоялся закрытый съезд правящей Социал-демократической партии Киргизии – крупнейшей и самой раскрученной партии страны, которую основал сам Атамбаев. На съезд пригласили всех, кроме брата действующего президента Асылбека Жээнбекова, а также Искендера Матраимова, семья которого тесно связана с семьей нынешнего президента. На этом съезде Атамбаев занял должность председателя партии и начал готовиться к парламентским выборам 2020 года с явным намерением стать премьер-министром, чьи полномочия он сам расширил еще в конце своего президентства.

В попытках использовать правящую партию против своего преемника Атамбаев дошел до абсурда – объявил, что социал-демократы теперь становятся оппозицией. Получилось, что, с одной стороны, Социал-демократическая партия занимает большинство мест в парламенте, в нее входит вся политическая элита, с другой – ее лидер объявил ее оппозиционной.

Дальше Атамбаев развязал информационную войну, в том числе через принадлежащий ему популярный телеканал «Апрель». Бывший президент обвинял Жээнбекова в махинациях и покупке голосов во время президентской кампании (хотя Атамбаев лично его поддерживал), в связях с олигархом Раимбеком Матраимовым (aka Раим-миллион). Провластные СМИ в ответ вменяли Атамбаеву  подстрекательство и подготовку госпереворота, хотя сам президент Жээнбеков публично отмалчивался о конфликте со своим предшественником и игнорировал выпады в свою сторону. Вместо этого он сосредоточился на тихих, но эффективных аппаратных мерах.

Ответный ход

Поругавшись с Атамбаевым, Жээнбеков довольно быстро смог обновить состав правительства, администрации президента, силовых структур и Совета безопасности, избавившись от людей бывшего президента. В этом ему сильно помог скандал с Бишкекской теплоэлектростанцией.

В 2013 году, еще при президенте Атамбаеве, на ее модернизацию китайский Экспортно-импортный банк выделил $386 млн в кредит под условие, что проект будет реализовываться китайской компанией TBEA. Однако, несмотря на модернизацию, в январе 2019 года на станции случилась авария, и значительная часть Бишкека осталась без отопления. Люди заинтересовались документацией, власти не смогли скрыть явные растраты (например, обычные плоскогубцы закупались по цене $600).

В результате расследования первым был отстранен премьер-министр Сапар Исаков (Атамбаев называл его своей правой рукой). Ему и всему правительству был объявлен вотум недоверия. Одной отставкой Исаков не отделался, позже его обвинили в лоббировании интересов китайской компании TBEA. Всего по делу ТЭЦ обвинения были предъявлены 30 чиновникам. В СИЗО находится бывший мэр Бишкека Кубанычбек Кулматов, в 2013 году он был советником Атамбаева. Другой член команды экс-президента Албек Ибраимов, который, по словам оппозиционера Омурбека Текебаева, стал мэром столицы после того, как подарил Атамбаеву 27,5 га земли, также находится под следствием.

В Киргизии, где коррупцией пронизаны практически все сферы деятельности, при желании можно найти компромат на каждого госслужащего. Бывшего завотделом судебной реформы Манаса Арабаева, который был близко связан с советником Атамбаева Илмияновым, обвинили в превышении полномочий и рейдерском захвате имущества иностранных инвесторов. Но после того, как он дал показания против супруги Атамбаева, отпустили под домашний арест. По той же статье о превышении полномочий было заведено дело на бывшего начальника 9-й службы Госкомитета по нацбезопасности Дамира Мусакеева (личного охранника Атамбаева).

Параллельно Жээнбеков занимался и главным политическим активом своего оппонента. Ему нельзя было допустить, чтобы Атамбаев, контролируя популярные СМИ и крупнейшую партию, получил большинство в парламенте по итогам выборов 2020 года. Поэтому в пику Социал-демократической партии Киргизии (СДПК) сторонники действующего главы государства основали движение «СДПК без Атамбаева», которое поддержал даже соратник и друг Атамбаева Иса Омуркулов.

Жээнбеков предлагал Атамбаеву мирный выход из противостояния. В апреле этого года киргизский парламент внес изменения в закон «О гарантиях деятельности Президента Киргизской Республики». Закон запретил экс-президентам занимать государственные должности и участвовать в работе политических партий под угрозой лишения гарантий неприкосновенности и гособеспечения. Эти поправки вносились исключительно для Атамбаева – единственный другой экс-президент не в изгнании Роза Отунбаева занята своим неправительственным фондом и не собирается в политику.

Под таким давлением Атамбаев формально ушел из партии, но все равно пытался управлять ей через своих ставленников. Поэтому новым главой социал-демократов назначили Сагынбека Абдрахманова, который до этого был главой пропрезидентского движения «СДПК без Атамбаева». Жалобы Атамбаева в Генпрокуратуру не помогли.

Финальный раунд 

Тем не менее Атамбаев продолжил заниматься политикой, собирая митинги против действующей власти. Выступая перед сторонниками, он не раз утверждал, что не признает легитимность президента Жээнбекова, а также нелестно отзывался о парламенте.

Парламент в ответ лишил экс-президента неприкосновенности. Бывший глава Киргизии оказался обвиняемым сразу по нескольким делам, в том числе в расследовании незаконного освобождения криминального авторитета Азиза Батукаева.

После этого депутаты ушли на летние каникулы, а Атамбаев собрал на территории собственной резиденции в поселке Кой-Таш «Народный штаб», куда съехались его родные, сторонники и жители поселка. Трижды Атамбаеву направляли повестки на допрос к следователю в качестве свидетеля, которые он игнорировал.

Вечером 7 августа киргизские власти начали операцию по задержанию Атамбаева, которая продлилась двое суток. Отряд специального назначения «Альфа» штурмовал резиденцию, а бывший президент, как и обещал, отстреливался. Уже после штурма и задержания глава Госкомитета по нацбезопасности Орозбек Опумбаев утверждал, что действия Атамбаева расцениваются властью как попытка госпереворота.

Действия силовиков вызвали немало вопросов. По Закону о гарантиях экс-президентам до вынесения обвинительного приговора судом Атамбаев пользовался защитой 9-й службы Госкомитета по нацбезопасности. Получается, телохранители Атамбаева, защищавшие резиденцию, тоже были сотрудниками спецслужб и находились при исполнении. Несогласованность действий разных силовых структур привела к хаосу и кровопролитию.

Теперь Атамбаева будут судить не только по предыдущим делам о коррупции и пособничестве криминальному авторитету, но и по особо тяжким статьям: применение насилия в отношении сотрудников правоохранительных органов, организация массовых беспорядков, убийство, захват заложников. Список инкриминируемых ему преступлений продолжает увеличиваться.

Благодаря тому что Жээнбеков изначально не числился в списке руководящих операцией, действующему президенту удалось избежать репутационных издержек. Сложно в это поверить, но по легенде, озвученной Опумбаевым, президент даже не знал о времени проведения операции, лишь дал указание не применять оружие. Логика властей ясна – нельзя рисковать рейтингом президента в такой момент – скоро выборы в парламент. Для отвода глаз Жээнбеков за два дня до операции улетел отдыхать в Иссык-Куль, хотя отпуск пришлось прервать.

Выхода нет

Вся история противостояния Жээнбекова с Атамбаевым выглядит так, словно последнему настойчиво намекали на необходимость покинуть страну по-хорошему. Однако, в отличие от своих предшественников Акаева и Бакиева, Атамбаеву было некуда бежать. Сложно представить, чтобы Россия предоставила ему политическое убежище, это четко объяснил Путин, говоря о важности объединения вокруг Жээнбекова. Китай в принципе не вмешивается во внутренние дела других стран. Соседи по Центральной Азии и СНГ не стали бы портить отношения с действующей властью Киргизии ради бывшего президента. Нынешняя ситуация совсем не похожа на предыдущие: в Киргизии не было революций, все происходит в рамках закона.

К тому же Атамбаев сам не хотел бежать и был уверен в благоприятном исходе. В его активе были крупнейшая партия в стране, популярные СМИ, сторонники. Уверенности ему, возможно, добавила встреча с Путиным незадолго до штурма особняка. Для Атамбаева важны были не слова российского президента (мол, не будет же Путин его открыто поддерживать), а сам жест – лично для него был отправлен спецборт авиакомпании «РусДжет», который по причинам безопасности вылетел с российской военной базы в Канте, а Путин в своем плотном графике нашел время для личной встречи.

Однако за время правления Атамбаев успел нажить в Киргизии слишком много недоброжелателей. Среди тех, кто за эти годы пострадал от политически ангажированных дел, есть и бывшие соратники Атамбаева (его охранник Мамбеталиев, экс-мэр Бишкека Тюлеев), и политические противники (бывший мэр Оша Мырзакматов, экс-спикер парламента Кельдибеков, оппозиционер Текебаев). Атамбаев конфликтовал с экс-президентом Отунбаевой и другими влиятельными фигурами, выступавшими против конституционной реформы в 2016 году. Также экс-президент открыто давил на СМИ (дело «Вечернего Бишкека», иски против «Занозы» и «Азаттыка»). 

Алмазбек Атамбаев стал первым избранным киргизским президентом, которому удалось передать власть без революции, но в итоге все равно не смог избежать кровопролития. Теперь четвертый президент Киргизии, скорее всего, надолго исчезнет из киргизской политической жизни. Его уход открывает новые возможности для других политических сил. С одной стороны, президент Сооронбай Жээнбеков сможет продолжить консолидацию власти, с другой – оппозиция будет готовиться к парламентским выборам 2020 года в менее напряженной обстановке.

В Киргизию уже вернулся оппозиционный политик Омурбек Бабанов, который на президентских выборах 2017 года несильно проиграл Жээнбекову, получив 34% голосов без админресурса. Без давления Атамбаева Бабанов может добиться еще более впечатляющих результатов. А значит, Киргизии по-прежнему не грозит превратиться в традиционную центральноазиатскую автократию, а ее политическая жизнь останется бурной и конкурентной.

Оставить комментарий

Политика

Китай: слишком много антибиотиков Китай: слишком много антибиотиков
Редакция Exclusive
На первом заседании НСОД не будет Касым-Жомарта Токаева На первом заседании НСОД не будет Касым-Жомарта Токаева
Редакция Exclusive
«Нур Отан»: досрочные выборы или перезагрузка партии власти? «Нур Отан»: досрочные выборы или перезагрузка партии власти?
Редакция Exclusive
Элизабет Уоррен – возможный преемник Трампа Элизабет Уоррен – возможный преемник Трампа
Редакция Exclusive
Провал Трампа в Иране Провал Трампа в Иране
Редакция Exclusive
Кыргызстан  рискует  стать политической пародией на Казахстан Кыргызстан  рискует  стать политической пародией на Казахстан
Редакция Exclusive
Парвиз Муллоджанов: «ЕАЭС  нужен Таджикистану в качестве баланса против нарастающего влияния Пекина» Парвиз Муллоджанов: «ЕАЭС  нужен Таджикистану в качестве баланса против нарастающего влияния Пекина»
Редакция Exclusive
Борис Шихмурадов: люди боятся спугнуть удачу Борис Шихмурадов: люди боятся спугнуть удачу
Редакция Exclusive
Почему Дональд Трамп повторяет ошибки Джорджа Буша Почему Дональд Трамп повторяет ошибки Джорджа Буша
Редакция Exclusive
Казахстанский правозащитник - о массовых нарушениях прав казахов в Синьцзяне Казахстанский правозащитник - о массовых нарушениях прав казахов в Синьцзяне
Редакция Exclusive
От футбольной победы к экономическому успеху в Алжире От футбольной победы к экономическому успеху в Алжире
Редакция Exclusive
Дело Скрипаля – новые санкции Дело Скрипаля – новые санкции
Редакция Exclusive
Что происходит в Гонконге? Что происходит в Гонконге?
Редакция Exclusive
Китайское лето в Таджикистане Китайское лето в Таджикистане
Редакция Exclusive
Женщины у власти в демократических странах мира Женщины у власти в демократических странах мира
Редакция Exclusive
Что общего между Трампом и Борисом Джонсон? Что общего между Трампом и Борисом Джонсон?
Редакция Exclusive
Совет в конце тоннеля Совет в конце тоннеля
Редакция Exclusive
Атамбаева пытаются арестовать с почестями Атамбаева пытаются арестовать с почестями
Редакция Exclusive
Амиржан Косанов: Рад, что меня не позвали! Амиржан Косанов: Рад, что меня не позвали!
Редакция Exclusive
Почему Нацсовет общественного доверия – не совсем безнадежное предприятие Почему Нацсовет общественного доверия – не совсем безнадежное предприятие
Редакция Exclusive
АЛЬЯНС vs НАЦСОВЕТ АЛЬЯНС vs НАЦСОВЕТ
Редакция Exclusive
Громкое молчание Казахстана Громкое молчание Казахстана
Карлыгаш Еженова
Почему Европа «вспомнила» о Центральной Азии? Почему Европа «вспомнила» о Центральной Азии?
Редакция Exclusive
Новая фаза торговой войны Трампа с Китаем Новая фаза торговой войны Трампа с Китаем
Редакция Exclusive
Законы популистской политики бессильны перед законами физики Законы популистской политики бессильны перед законами физики
Редакция Exclusive
Корпоративная Америка под перекрёстным огнём Корпоративная Америка под перекрёстным огнём
Редакция Exclusive
Власть в Германии может «позеленеть» Власть в Германии может «позеленеть»
Редакция Exclusive
Таджикистан –Туркменистан – Иран: зона повышенного внимания Таджикистан –Туркменистан – Иран: зона повышенного внимания
Редакция Exclusive
Центральной Азии не нужен региональный лидер Центральной Азии не нужен региональный лидер
Редакция Exclusive
Афганские  страхи  и фобии Аркадага Афганские страхи и фобии Аркадага
Редакция Exclusive
Прошли газовые переговоры Туркменистана и России Прошли газовые переговоры Туркменистана и России
Редакция Exclusive
Президент начинает – аппарат выигрывает Президент начинает – аппарат выигрывает
Редакция Exclusive
Привлечь к ответственности жуликов Брексита Привлечь к ответственности жуликов Брексита
Редакция Exclusive
Токаев был избран еще 3,5 года назад Токаев был избран еще 3,5 года назад
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33