четверг, 18 июля 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Рейтинг регионов Казахстана

Год назад, 12 марта 2010 года на совещании с акимами областей и городов Астаны, Алматы глава государства поручил определять рейтинг работы акимов всех уровней. Цель — способствовать влиянию акимов на общественно-политическое развитие региона, улучшению социально-экономического положения на местах, оценить эффективность работы акимов, выявить достижения и недостатки в их работе. Были даже определены 35 социально-экономических критериев. Среди них: достижение стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе, исполнение актов и поручений Президента РК, Администрации Президента, премьер-министра и других, а также реализация бюджетных программ, оказание госуслуг, управление персоналом и применение информационных технологий и т. д. Что ж, посыл можно только приветствовать, ибо рейтинги являются если не единственным, то одним из немногих инструментов, которые позволяют объективно судить о работе местных органов государственного управления и их эффективности. Тем более за последние годы вопрос распределения власти, ответственности и сфер полномочий между центром и регионами был сильно осложнен многочисленными административными реформами. С одной стороны, в регионы переданы функции социально-предпринимательских корпораций, выделяются солидные деньги на Программу по форсированному индустриально-инновационному развитию, поддержку малого и среднего бизнеса, с другой — их работа слабо контролируется, а степень коррупции и бюрократии в областях иногда в разы выше, чем в центральных органах власти. Опять-таки именно акиматы находятся в первом эшелоне борьбы с социальными проблемами. Вместе с тем сам факт, что акиматы, в том числе областные, будут оцениваться самой же властью, по меньшей мере свидетельствует о слабом участии неправительственного сектора, общественных организаций. В чем тут дело — судить не беремся, так же как о степени объективности таких рейтингов. Другое дело — предложить собственный рейтинг и вынести его на суд читателей. Приступая к исследованию, в отличие от предшествующего опыта, мы сразу решили заострить внимание на оценке не акимов, а областных акиматов. На наш взгляд, во-первых, это даст более внятную картину о деятельности местной власти, стабильности, профессионализме и слаженности ее аппарата. Во-вторых, в реалиях современного Казахстана, когда первые руководители областей часто сменяются, акцент на одной личности, ее известности, влиятельности или популярности может заслонить реальное положение вещей. Наконец, в-третьих, акимы, равно как и министры, будучи назначенцами главы государства, являются всего лишь исполнителями его установок, а не самостоятельными политическим деятелями. Сообразно теряют смысл и рейтинги персоналий. Это было бы актуально для западных демократий с их лидерами оппозиционных партий, фракций в парламенте, независимыми профсоюзами и губернаторами. Понятно, что любая система оценок, если она претендует на объективность, должна в первую очередь учитывать мнение местного населения, а также бизнеса, работающего в конкретном регионе. Отчасти подобные замеры делаются с помощью соцопросов. Но данность такова, что опрос общественного мнения — сам по себе процесс весьма трудоемкий и финансово затратный, подобные мероприятия зачастую осуществляются по заказу самих государственных органов либо инстанций, приближенных к ним. Соответственно, сложно гарантировать, что над подведением итогов исследований не будет довлеть пресловутое административное влияние. Другая сложность возникла при обращении к данным, выложенным местными властями на страницах Всемирной паутины. На первый взгляд, ситуация видится неплохой, временами создается ощущение, что Казахстан шагает в ногу с передовыми державами. Тут вам и официальные сайты акиматов областей и ключевых городов, и персональные блоги акимов, и сайты статистических и прочих служб. Сразу надо сказать: их значение никак нельзя умалять, поскольку у местных граждан, хотя бы тех, кто имеет доступ в Интернет, появилась возможность без очередей получить интересующую информацию и справку, минуя бюрократические препоны, напрямую обратиться к региональному руководству и даже получить ответ. Правда, не все еще так радужно, как хотелось бы. К примеру, в отличие от центральных органов, областные интернет-ресурсы не унифицированы и не систематизированы под единый стандарт. Всё вразнобой. Отличаются дизайн, правила пользования, режимы наполнения и обновления материалов, предлагаемые услуги и опции, прочее. Не совсем понятно и то, как модерируются вопросы и обращения граждан, поскольку на блогах акимов обычно выставляются только те вопросы, на которые даны ответы. Отсюда можно предположить: либо, в отличие от республиканских министерств, власти на местах работают превосходно, а потому вопросов мало, а те, которые есть, решаются почти на 100%, либо на обозрение публики выставляется отнюдь не всё. Зато немалое число указанных источников изобилуют позитивными отзывами граждан о деятельности того или иного чиновника, индивидуальными и коллективными письмами благодарности за оперативное решение тех или иных проблем. Как бы то ни было, делать умозаключения по этим источникам мы не стали и обратились к голой статистике, имеющейся в зоне доступа. Пускай у кого-то и возникнут параллели с одной известной песенкой («Я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила»), но нам представляется, что сопоставление социальных и экономических показателей, их оценка и анализ все же имеют свои резоны. К сожалению, и здесь пришлось столкнуться с определенными сложностями. Как оказалось, отдельные статистические органы на местах выдают неполную информацию, особенно если речь идет о негативных показателях или тенденциях. Например, если процент темпов роста в определенной отрасли нулевой либо отрицательный, то, как правило, эти данные опускаются, а для общественности обнародуются лишь абсолютные цифры, скажем, по объему произведенной сельхозпродукции в тенге или прожиточному минимуму. Попытки самостоятельно вычислить индексы исходя из показателей прошлых лет не увенчались успехом, так как ряд таблиц и расчетов хоть и заявлены в интерфейсе, но недоступны. Встречались и случаи, когда с целью занизить количество безработных в расчет принимались только те граждане, которые официально зарегистрированы в органах занятости. Такие цифры в силу их условности пришлось игнорировать. Поэтому, возможно, с некоторым авансом, в пустых графах были вписаны среднереспубликанские показатели. Признаться, в ходе исследования отдельные статистические выкладки даже ставили нас в тупик с точки зрения здравой логики. Один только пример: Западно-Казахстанская область, которая по итогам 2010 года заняла передовые строчки по двум, мягко говоря, не стыкующимся позициям: рост номинальных денежных доходов населения составил 35,3%, а рост объема промышленного производства — минус 0,3%. Проще говоря, в регионе с одним из самых низких показателей роста экономики в стране наблюдается наибольший доход населения, пускай и номинальный. Возможно, это и частности, но, глядя на них, вспоминаешь расхожую поговорку о трех видах лжи. Итак, за основу в нашем рейтинге областных акиматов были взяты шесть, на наш взгляд, ключевых позиций в процентах: • номинальные денежные доходы населения; • объем розничного товарооборота; • объем промышленного производства; • величина прожиточного минимума; • уровень безработицы; • индекс потребительских цен (инфляция). Здесь уровень безработицы и величина прожиточного минимума указывают на эффективность государственного органа в решении наиболее злободневных социальных проблем в регионе. В свою очередь, рост номинальных денежных доходов вкупе с индексом потребительских цен, другими словами, уровнем инфляции, дает более-менее ясную картину о платежеспособности и в целом социально-экономическом положении населения. Наконец, объемы розничного товарооборота и промышленного производства дают представление об экономической и деловой активности. При этом из шести параметров четыре (номинальные денежные доходы населения, объем розничного товарооборота, объем промышленного производства и величина прожиточного минимума) рассматриваются в качестве положительных — баллы по ним зачисляются в плюс. Оставшиеся два параметра (уровень безработицы и индекс потребительских цен) есть показатели негативные, соответственно, заносятся в минус. Все статистические данные в рейтинге снимались по состоянию на 20 января 2011 года. Напоследок обращаем внимание на еще один любопытный факт: участвуй в общем ранжире 14 областей и двух городов республиканского значения Казахстан как государство, он скромно разместился бы между 13-м и 14-м местами в промежутке между Астаной и Мангистауской областью. Если учесть, что лидирующие позиции в рейтинге завоевали не самые крупные и густонаселенные регионы, то сам собой напрашивается вопрос: за счет чего или кого случилось так, что социально-экономические показатели республики в целом оказались столь низкими?    

Оставить комментарий

Рейтинг

По ранжиру По ранжиру
Редакция Exclusive
21.08.2014 - 09:50
Страницы:1 2 3 4