вторник, 27 февраля 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Как Токаев хочет реформировать отношения с регионами?

С точки зрения развития экономики самое важное содержится в пятом разделе послания «Сильные регионы – сильная страна». Исторический опыт показывает, что сильные местные органы власти, обладающие большой самостоятельностью в принятии решений, обладающие соответствующими ресурсами и полномочиями – фундамент, на котором строится экономическое благополучие страны. И это относится и к унитарным государствам, и к государствfм с федеративным устройством.

Проиллюстрирую небольшим примером. Если взять ВРП на душу населения за несколько лет по всем регионам и долю индивидуальных предпринимателей в занятом населении за тот же период по всем регионам, и посмотреть их взаимозависимость, то выяснится, что корреляция между этими показателями довольно высокая – 0,73. Рост региональной экономики ведет (должен вести) к росту предпринимательской активности.

Посмотрим, как это происходит в регионах. Начнем с Западного макрорегиона.

В Актюбинской и Западно-Казахстанской областях корреляция между этими показателями умеренная и положительная – 0,5 и 0,63 соответственно. Худо-бедно, но микро- и малому бизнесу перепадает от роста региональной экономики.

В наших основных регионах-кормильцах ситуация несколько иная. В Атырауской области корреляция статистически незначима (0,16), в Мангыстауской области умеренная и отрицательная (-0,66).

Таким образом, в лучшем случае предпринимательская активность никак не зависит от роста региональной экономики, в худшем – экономический рост ее подавляет.

В Северном макрорегионе своя ситуация.

В Акмолинской области корреляция между ВРП на душу населения и долей ИП в занятом население умеренная и положительная (0,55). В Костанайской области положительная, но уже слабая (0,33). В Северо-Казахстанской статистически незначимая и отрицательная. Три соседние области с одинаковой специализацией, а влияние экономического роста на предпринимательскую активность совсем разное.

Центрально-Восточный макрорегион тоже имеет свои отличия. В Карагандинской области корреляция между нашими показателями сильная и положительная (0,83). Но уже в Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях она умеренная, но все еще положительная – 0,6 и 0,59 соответственно.

Посмотрим на Южный макрорегион. В Алматинской области корреляция между нашими показателями статистически незначима (0,11). В Кызылординской области слабая и отрицательная (-0,38). В Жамбыльской области умеренная и положительная (0,57), в Южно-Казахстанской положительная, но слабая (0,47).

В южной столице, Алматы, корреляция положительная, но слабая (0,46). Зато в Нур-Султане и положительная, и сильная – 0,72.

Разница в региональном развитие ни для кого не секрет. Все эти графики, с одной стороны, иллюстрируют хорошо известное положение дел, с другой стороны, служат иллюстрацией к тезису: «Больше полномочий регионам, но и больше ответственности региональных начальников перед жителями».

Казахстан – унитарное государство. И на этом основании у нас всегда выступали против того, чтобы руководителей регионов избирало население. Если смотреть на акима области как на представителя президента страны, отвечающего за обеспечение целостности страны и проведение президентской политики, то тогда, логично, что аким области должен назначаться президентом. Но все, что непосредственно касается жизни простых граждан – образование, здравоохранение, личная безопасность, развитие малого и среднего предпринимательства – должно решаться выборными народными представителями. И местные представительные органы должны работать на постоянной основе, а не собираться несколько раз в год. И работа на выборных должностях должна открывать путь в большую политику. Сильные регионы, с реальным народным представительством - сильная страна.

Один раз мне довелось обсуждать необходимость развивать местное самоуправление на довольно высоком уровне. В качестве контраргумента мне привели в пример КСК. Действительно, мы с удовольствием критикуем КСК, но не любим принимать участие в его работе – ходить на собрания, проверять финансовую документацию, вносить предложения по улучшению работы.

Путь к местному самоуправлению – это путь, не усыпанный лепестками роз, от одного успеха к другому. Это путь, усыпанный стеблями от роз, с их острыми шипами. Мы должны принять на себя ответственность за то, что происходит у нас в доме, микрорайоне, районе и т.д.

Нас отучили от того, что, что-то зависит от нас. Отсюда и сильная общественная индифферентность. Поэтому предложение президента страны начать с внедрения системы оценки населением эффективности работы местной власти, надо полагать, верное - позиция, что наше мнение имеет значение, должна стать привычной и обыденной.

Но без нашей вовлеченности в общественную жизнь невозможно развивать малый бизнес, невозможно разрабатывать и внедрять инновации. То есть невозможно избавиться от сырьевой зависимости.

Новации президента в части реформирования межбюджетных отношений, в свете всего, что было сказано выше, можно только приветствовать. Конечно, есть опасения, что, как и многие другие содержательные реформы, эти инициативы будут выхолощены бюрократическим аппаратом и не будут внедрены в жизнь. Поживем – увидим.

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33