воскресенье, 28 апреля 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

За что наказали «Айку»?

Сергей Дворцевой получил свою самую «большую награду» за фильм «Айка»: 7,5 млн. рублей ($120 тыс.) штрафа. Эти деньги он должен уплатить в ближайшее время. Иначе ему грозят судебные разбирательства. 

Напомним: режиссер этой картины – уроженец Казахстана, вошедший в историю мирового кинематографа двумя картинами -  «Тюльпан» (2008 г.) и «Айка» (2018 г.). Обе ленты Сергея Дворцевого удостоены множества наград самых престижных кинофестивалей планеты. Среди них – «Золотая пальмовая ветвь» («Айка») и главный приз секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля («Тюльпан»), а также  шорт-лист «Оскара» («Тюльпан»).

Родом из Шымкента 

- Я поступил по направлению «Казахфильма» на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве в 1990 году, - рассказывает Сергей о себе. - Это было хозрасчётная мастерская. Когда Союз развалился и у национальной киностудии начались сложности, за нас просто перестали платить. В казахстанской мастерской остался, кажется, я один. Людмила Владимировна Голубкина, директор курсов, перевела меня из хозрасчетных в обычные студенты. После их окончания возвращаться мне, собственно, было некуда. Сам я родом из Чимкента. Тогда это был небольшой областной город, кино там не снималась, а на «Казахфильм» меня никто и не звал. И я остался в Москве, хотя и не мечтал об этом особенно. Но связи с родиной не прерывал никогда. У меня там мама, друзья, коллеги.

И хотя я сегодня гражданин России, некоторые до сих пор считают меня казахстанским режиссером. Вот, например, фильма «Айка» не был номинирован на российскую кинопремию «Золотой Орел». Так и сказали, что Дворцевой казахстанский, а не российский режиссер, а это отечественная награда.

- Обидно, наверное?

- Нет, я особо не расстраиваюсь. У «Айки» и так много больших мировых наград. Ничего страшного, если останется без «Золотого орла».

-  А вот теперь вы должны заплатить российскому Минкульту $120 тыс.  за перерасход, кажется, средств при съемках этого фильма.

- Никакого перерасхода не было. И долга тоже. 7,5 млн. рублей - это штраф, который Минкульт  наложил на меня за то, что на производство фильма времени ушло больше, чем планировалось. Однако многие путают это с «долгом», который я якобы не хочу возвращать. Ничего подобного.

Министерство давало деньги  - 28 млн. из 100 с лишним млн. рублей (это бюджет картины) - не в взаймы и не в кредит, а как безвозвратный грант на производство художественного произведения,  а потом  автоматически включило меня в какой-то список должников. А ведь «Айка» принесла славу и России, и Казахстану, хотя картина была очень сложной и долгой в производстве.

-  Почему вы свое кино так долго снимаете? «Тюльпан» четыре года, «Айка» - шесть лет.
-  Почему? Потому что... Потому что…  На мой взгляд, лучше снять за это время один хороший фильм, чем  пять плохих. Я очень сильно вкладываюсь в свое кино, стараясь сделать его на уровне мирового. А как этого добиться? Не надо строить иллюзии, что победа на Каннском кинофестивале дается легко и случайно. К примеру, снегопада, который можно считать одним из главных действующих «лиц» «Айки», пришлось ждать два года, во время съемок умер продюсер с немецкой стороны. И таких задерживающих съемки причин, маленьких и больших, было много. В Минкульте об этом было известно. Каждый год я писал туда объяснительные, с чем связана очередная задержка. И я сейчас не понимаю, за что, в чём смысл наказания «Айки»?  Чтобы я больше не делал таких  успешных картин, что ли? Абсурд какой-то. Я потому и снимал так долго, что ставил перед собой самые высокие цели.  Что такое вообще главная программа Каннского фестиваля? Это 20 лучших фильмов со всего мира. Попасть в этот элитный список, естественно, архитрудно. 

Цена победы 

– И как вы будете платить этот штраф?

-  Пока не знаю. У меня нет таких денег. Когда я делал «Айку», то не только не заработал на ней, я вкладывал в нее и свои деньги тоже. Сейчас я, признаться кругом в долгах, как в шелках. 7,5 млн. рублей – это огромная сумма. Разве можно такие несоразмерные штрафы накладывать за сложнейший художественный фильм? Это же не коммерческая, а артхаусная картина. Прокат такого кино - нелегкий процесс. К сожалению, так уж получилось, что зрителя на постсоветском пространстве для авторских картин почти нет, хотя в мире ситуация другая. Нет, я не против коммерческого кино типа «Бабушки легкого поведения» в России или сериалов про келинок и агашек в Казахстане. Они тоже должны быть, потому что люди хотят смотреть такое развлекательное кино. Но артхаусное кино по-другому делается и окупается - гораздо медленнее, зато оно не на один день - надолго.

- Чем для вас грозит неуплата этого штрафа?

-  Ну судом, наверное.

-  А Казахстан не собирается помогать?

-  Пока не знаю. Может, и поможет, хотя где-то в новостях сказали, что Дворцевой - гражданин другого государства, к производству картины Казахстан не имел отношения, следовательно, и помогать юридически не уполномочен. Против закона, действительно, не пойдешь, но, с другой стороны, я ведь довольно много сделал для своей родины. Картина «Тюльпан», сделанная чисто на казахстанском материале, к примеру, удостоена множества наград на самых престижных кинофестиваля мира. Надежда на помощь появилась после разговора с продюсером этой картины, председателем Центра поддержки национального кино Казахстана Гульнарой Сарсеновой. Посмотрим, как будут развиваться события дальше.

Нет, я не обижаюсь ни на кого. Просто я попал в очень непростую ситуацию, когда за художественную картину заставляют отвечать так, как будто я помидоры или огурцы не вовремя вырастил. На мировых премьерах картины коллеги говорили, что после такого успеха меня, наверное, в России ждет какая-то особая награда. Ну вот она и нашла меня - 7.5 млн. рублей штрафа.

Материнский инстинкт

- «Айка» у вас получилась такой документально достоверной, как будто подсматриваешь за чужой жизнью. Но откуда вы так хорошо знаете о судьбе гастарбайтеров из Кыргызстана?

- Эта о судьбе реальной девушки, а судьбы разные бывают, и лёгкие, и тяжёлые. Когда я готовился к съёмкам картины, то узнал, что только за один год в роддомах Москвы около 250 киргизских женщин отказались от своих детей. Я начал интересоваться. Разговаривал с некоторыми из них. И понял, что об этой наисерьёзнейшей проблеме надо говорить, посредством художественного кино в том числе, потому что это противоестественно, когда женщина отказываться от своего ребёнка. Ведь самое базовое,  что есть в жизни - это  материнский инстинкт и связь между матерью и ребенком. Если мы от этого уйдём, то куда тогда придём? И вот в поисках ответа на этот вопрос я и сделал картину, стоившую мне шести лет жизни.

- А как Самал Еслямова попала в картину? Только потому, что она знакома вам по «Тюльпану»?

-  Конечно, я знал её возможности по первому нашему фильму. Но в «Айке» ее актерская игра не просто талантлива, а, не побоюсь этого слова, - гениальна. Даже не игра это, а что-то свыше – настолько абсолютно правдиво и эмоционально ее существование на экране. Конечно, этому предшествовала большая подготовка и множество дублей. Чехов говорил, что у каждой книги, как у человека, своя судьба. У фильмов то же самое - у каждой ленты своя судьба. Вообще Москва - очень непростой для съёмок город. Съёмки «Айки» проходили в холоде и сырости. Но Самал это не останавливало. Очень требовательный к себе человек, она готова была бесконечно много репетировать ради результата. Поскольку главная героиня говорит на киргизском, она даже выучила язык. Такой уж у нее серьёзный характер. Все эти маленькие факторы сложились в одно - мир отметил её великолепную игру.

 -  Ваша жизнь после этой картины каким-нибудь образом кардинально поменялось?

-  Жизнь Самал изменилась. В Казахстане она заслуженно стала легендой. Её узнают, ей поступает много предложении. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль - это всё-таки уникальнейшая награда. И, повторяю, абсолютно заслуженная. А я неожиданно оказался в списке позора российского кино. Это, конечно, не повод, чтобы не снимать свое кино и дальше, но мне сначала надо выпутаться из этой ситуации.

Чистка души 

- А вы могли бы снимать коммерческое кино?

- Я думаю, что чем больше мы будем делать разнонаправленных картин, тем больше людей будет это смотреть. И артхаусное, и коммерческое кино могут быть талантливыми и не очень. Но лично я не хотел бы заниматься сугубо коммерческим кино, которое делается только для того, чтобы заманить зрителей в кинотеатры, быстро сделать большие деньги и забыть о нем. Я хочу делать картины, которые будут жить и волновать людей значительно дольше. Во всём мире делается такое кино, но у нас так получилось, что развитие кинематографа не предполагает хорошего авторского кино. Почему? А потому, что государство в нем не заинтересовано, а людей отучили его смотреть. Но ситуация будет потихоньку меняться, рано или поздно зритель захочет смотреть качественное кино с глубоким смыслом. Он становится более образованным и лет через пять - десять примитивное кино его больше не будет удовлетворять.

Нейробиологи говорят, что, если человеку давать только развлечения, он деградирует. Его мозг нуждается временами в серьезных вещах, чтобы он мог размышлять, думать и двигаться вперед.

-  Как восприняла суровую правду о себе киргизская диаспора Москвы?

-  В Москве фильм прошёл хорошо. Всех тронуло то, что главная героиня фильма говорит на киргизском языке. Меня даже благодарили за то, что кто-то наконец-то сделал фильм о судьбе граждан той страны, где сейчас ситуация очень тяжелая и многие уезжают в поисках работы в другие страны. Люди ведь не виноваты в том, что так складывается жизнь.

На показах в Кыргызстане я не был, но отзывы поступали разные. Были даже такие критики, не видевшие картину, начали ее ругать из-за того, что снял ее русский режиссер, а главную роль сыграла казахстанская актриса. Они вообще, мол, не должны прикасаться к киргизским темам. А ведь это фильм вообще-то не о Кыргызстане, а о Москве, где живет много приезжих. И не только киргизов, но и других национальностей.

Было бы наивно утверждать, что люди, посмотрев «Айку», перестанут бросать детей прямо с завтрашнего дня. Кино ведь не работает также напрямую, как журналистская статья-расследование: нужно срочно принимать меры. Но души людей, которые посмотрят этот фильм, чуть-чуть поменяются, потому что жесткая правда «Айки» попадает в самое сердце. Это похоже на то, как приходится два раза в день чистить зубы. Не хочется этого делать, а надо. Вот и «Айку» тоже надо смотреть, чтобы чуть-чуть почистить душу. Посмотревший эту картину дважды задумается, отказываться ли от ребенка,  не будет относиться к приезжим, как к пустому месту. Он увидит в уборщике, который в поисках куска хлеба приехал в другую страну, прежде всего человека, который заслуживает уважения.

Оставить комментарий

Культурная среда

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33