суббота, 18 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Когда воруют идеи

Группа молодых алматинских архитекторов обвиняет столичную компанию «Астана Артфест» в нарушении авторских прав.

Вызов

Молодые архитекторы Аида Исаханкызы и Арайлым Естаева «вынесли сор из избы», приоткрыв ту часть творческого процесса, о которой многие их, даже зрелые коллеги, предпочитают молчать. А именно, об авторском праве художника, которое в Казахстане, по сути, не защищено ни грамотно прописанным законом, ни (зачастую) и заказчиком творческого объекта.

Наша основная цель - реализовать идею так, как она достойна быть реализованной, сделать ее лучше.

«Мы придумали идею детской площадки, - пишет в своем посте в фейсбуке Аида Исаханкызы, - Реализовали первый прототип идеи на фестивале Астана Артфест. Мы собирались реализовать нашу идею в полноценном виде на другом фестивале, потому что это наша основная цель - реализовать идею так, как она достойна быть реализованной, сделать ее лучше. Но вдруг, мы узнаем, что организаторы Астана Артфеста собираются реализовывать идею без нашего уведомления, без нас и без нашего разрешения.
Прав на исполнение идеи мы никому не передавали.

Люди не понимают, что такое интеллектуальная собственность и считают, что после такого в профессиональном сообществе к ним будут относиться нормально.

Зная, что получилось с первым прототипом, мы понимаем, что они снова пытаются испортить нашу идею своим корявым кураторством…

Самое ужасное, они считают это нормальным явлением. Т.е. эти люди не понимают, что такое интеллектуальная собственность и считают, что после такого в профессиональном сообществе к ним будут относиться нормально.

Если автор отдает на реализацию свою идею, это не значит, что организаторы фестиваля могут присвоить себе право на повторное ее исполнение. Если они забирают право на исполнение этой идеи себе априори, то тогда надо предупреждать художников об этом пункте, потому что никто из всех участвовавших с таким положением дел не знаком и точно не согласен.

Организаторы говорят мне, что они вправе реализовывать все идеи, которые были представлены на Астана Артфесте сами «сколь угодно». Значит, они считают, что завтра могут сами реализовать объекты Тотана Кузембаева или Нурлана Туреханова, ничего им не сказав, и это нормально? Мы понимаем, почему они поступают с нами так, как не поступили бы с другими именитыми художниками/архитекторами - потому что они ни во что не ставят труд молодых авторов и потому что побоялись бы».

После круглого стола

Организаторы «Астана Артфест» Майра Измайлова, Тимур Актаев и Ануар Нурпеисов оказались вынуждены выйти на большой и трудный диалог с художниками. Их извинения не были приняты алматинской командой.

Аида Исаханкызы сказала в интервью Exclusive.kz, что они озвучат свою позицию только после того, как организаторы письменно откажутся от использования нашей концепции. Пока мы воздержимся от других комментариев», - ответила Аида.

Закон об авторских правах в Казахстане не совершенен, да и если бы и был совершенен, мы прекрасно понимаем, что законы в нашей стране не работают.

Данияр Шабдукаримов, директор Esentai Gallery - галереи современного искусства в Алматы говорит, что в его практике подобных конфликтов не было. Репутация у галереи хорошая и всегда существует взаимопонимание между галереей и художниками. Нужно учитывать, что закон об авторских правах в Казахстане не совершенен, да и если бы и был совершенен, мы прекрасно понимаем, что законы в нашей стране не работают. Можно задавить людей насмерть, и отсидеть всего 45 суток. Вот пример, как закон не защищает граждан в нашей стране».

Сейчас наиболее актуальным, на мой взгляд, является защита концептуальной составляющей в любом творческом продукте.

Ольга Веселова, зам.ген.директора общественного объединения «Евразийский Культурный Альянс» во время обсуждения на круглом столе высказала свое мнение: «В современном мире, где технологии позволяют открывать собственное мини-производство каждому на дому, взять, к примеру, печать на 3D-принтерах, идея или концепт, как объект интеллектуального права, выходит на первый план. Сейчас наиболее актуальным, на мой взгляд, является защита концептуальной составляющей в любом творческом продукте. И именно к стандартам наиболее эффективной защиты идей креативного класса должно прийти профессиональное сообщество. Кто, как не мы, представители креативной индустрии, должны определять нормы и правила, которые бы защищали художников и творцов? Выработанные нами на практике нормы должны найти отражение в законодательстве. Кроме этого, важной составляющей работы в сфере культуры и искусства, безусловно, является репутация. И в этой связи, очень важно постоянно повышать собственную планку и пользоваться лучшими мировыми практиками, а также стараться защищать интересы пока только нарождающегося в Казахстане креативного класса. Именно репутация и особенно репутация, по моей оценке, является залогом устойчивого развития любых начинаний в социально-культурной сфере.

Сами же организаторы «Астана Артфест» постоянно оправдывались в том, что пока у них мало менеджерского опыта, признались, что с юридической точки зрения есть пробелы в тексте договора с художниками.

Глоссарий и этика

Надо сказать, что во время обсуждения на круглом столе стороны пришли к выводу, что термины, которые использовались в договоре, всеми понимаются по-своему. Что такое концепция, чем она отличается от идеи, что такое объект, и прочее, прочее?

Галерист Данияр Шабдукаримов провел ликбез: Идея - это задумка какого-либо произведения. Концепция - это идея в подробно расписанном (описанном) виде, вместе с чертежами, эскизами, бюджетом, сроками и другими деталями проекта. Объект - это готовое произведение, изготовленное и законченное в соответствие с концепцией».

Но, мы предварительно обговорили все с «Астана АртФест», с художником и с организаторами в Шымкенте. Всех все устроило. Ничего письменного не подписывали, только на устных обещаниях.

Во время обсуждения он рассказал: «На фестивале в Шымкенте мы тоже работали с художниками, которые зарекомендовали себя не только как художники, но и исполнители обязательств. У нас были для формальности подписаны договоры со всеми, но они были общие и там не было прописано практически ничего. Художник изготавливает объект, получает гонорар и деньги на расходные материалы. То, что произведение не может тиражироваться без ведома художника, подразумевалось само собой. Это такая морально-этическая договоренность. Например, Алмагуль Менлибаева представила инсталляцию «Традиция! Традиция!» на шымкентском фестивале. Затем эту же инсталляцию она представила на фестивале в Астане через 2 месяца. Но, мы предварительно обговорили все с «Астана АртФест», с художником и с организаторами в Шымкенте. Всех все устроило. Ничего письменного не подписывали, только на устных обещаниях. И последнее. Художник сегодня не должен быть голодным. Он зарабатывает деньги, живет полной жизнью, рожает детей и обучает их в частных университетах».

Вывод

Главный вывод из всей этой истории должны сделать сами участники сторон. Впрочем, уже сейчас ясно одно – в нашей стране активно развивается творческая среда, и, конечно, все возникающие проблемы становятся комплексными. В частности, эта история говорит о необходимости совершенствовать законодательство в этой сфере. Проще говоря, пора и нам вести дела и заниматься творчеством на уровне международных стандартов, если мы хотим жить в цивилизованном обществе. А пока вопросы нужно регулировать, если не по закону, то по совести.

Оставить комментарий

Культурная среда

Партизанский фестивальный собираем мы отряд (видео) Партизанский фестивальный собираем мы отряд (видео)
Олжас Кожахмет
Продвигать искусство – тоже искусство Продвигать искусство – тоже искусство
Редакция Exclusive
Как Үміт учила родному языку казахов в 2184 году (видео) Как Үміт учила родному языку казахов в 2184 году (видео)
Ботагоз Сейдахметова
Новая книга для всех, кому интересна история казахского народа Новая книга для всех, кому интересна история казахского народа
Редакция Exclusive
Ермек Турсунов обсуждает «Выстрел на перевале Караш» Ермек Турсунов обсуждает «Выстрел на перевале Караш»
Редакция Exclusive
Сакральное искусство Сакральное искусство
Редакция Exclusive
От эстетики -  к этике От эстетики - к этике
Айгуль Аубакирова
Субхашис Гош: «В моем искусстве - слияние восточной и западной сущностей» Субхашис Гош: «В моем искусстве - слияние восточной и западной сущностей»
Дина Дуспулова
Эдвард Уолш: «Что делает искусство великим?» Эдвард Уолш: «Что делает искусство великим?»
Дина Дуспулова
Алло, мы ищем таланты! Алло, мы ищем таланты!
Редакция Exclusive
Киновитамины на уикенд (видео) Киновитамины на уикенд (видео)
Залиха Сеидова
Искусство атакует Искусство атакует
Редакция Exclusive
Путешествие по русскому лесу Путешествие по русскому лесу
Редакция Exclusive
Алматыда Дэмиен Хёрсттің «Жаңа дін» көрмесі өтеді Алматыда Дэмиен Хёрсттің «Жаңа дін» көрмесі өтеді
Редакция Exclusive
«Новая религия»  Дэмиена Херста в  Алматы «Новая религия» Дэмиена Херста в Алматы
Редакция Exclusive
Раджат Субхра Бандопадхья: «Живопись - моя религия» Раджат Субхра Бандопадхья: «Живопись - моя религия»
Дина Дуспулова
Александр Донской: «Даже в злое время уникальное искусство пробивалось и жило» Александр Донской: «Даже в злое время уникальное искусство пробивалось и жило»
Дина Дуспулова
Новое культурное пространство Новое культурное пространство
Дина Дуспулова
Оразбек Есенбаев: «Для меня все только начинается» Оразбек Есенбаев: «Для меня все только начинается»
Дина Дуспулова
«Казахстан может гордиться, что он Казахстан» – художник «Казахстан может гордиться, что он Казахстан» – художник
Дина Дуспулова
Алия Назарбаева продюсирует этнонациональный фильм (видео) Алия Назарбаева продюсирует этнонациональный фильм (видео)
Редакция Exclusive
Рашид Нугманов: «Хватит с нас внутренней борьбы!» Рашид Нугманов: «Хватит с нас внутренней борьбы!»
Редакция Exclusive
Разговоры на «Евразии» Разговоры на «Евразии»
Редакция Exclusive
Кино: здесь и сейчас. Кино: здесь и сейчас.
Редакция Exclusive
Латика Падгоанкар Латика Падгоанкар
Редакция Exclusive
Саин Габдуллин Саин Габдуллин
Редакция Exclusive
Весенний джаз – для нас Весенний джаз – для нас
Карлыгаш Еженова
Борейкиада… Борейкиада…
Карлыгаш Еженова
101 портрет Юрия Мечитова (видео) 101 портрет Юрия Мечитова (видео)
Карлыгаш Еженова
Фотолетопись Юрия Мечитова Фотолетопись Юрия Мечитова
Карлыгаш Еженова
Украинские песни над степью Украинские песни над степью
Карлыгаш Еженова
«Воздух земли» над фестивалем ARTBAT FEST «Воздух земли» над фестивалем ARTBAT FEST
Карлыгаш Еженова
Дом маленьких лебедей Дом маленьких лебедей
Редакция Exclusive
Книга перемен Книга перемен
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33