Латика Падгоанкар
Председатель жюри НЕТПАК (Network for the Promotion of Asian Cinema, Ассоциация по промоушену азиатского кино), Индия. Писатель, киновед. Содиректор фестиваля Osian’s Cinefan, исполнительный директор Cinemaya — ежеквартального журнала об азиатском кино. Соредактор книг «Мир Кэндзи Мидзогути» (2008) и «Путешествие по азиатским фильмам: избранные статьи из Синемайи» (2010). Жюри НЕТПАК работает на 30 международных кинофестивалях мира, где вручает свой приз — «Лучший азиатский фильм». На кинофестивале «Евразия» этот приз был вручен казахстанскому фильму «Студент» Дарежана Омирбаева.
— Латика, мы очень рады, что вы приехали к нам на кинофестиваль и возглавили жюри НЕТПАК. Эта организация много делает для промоушена казахского кино в Азии. Скажите, пожалуйста, что вас больше всего удивило или понравилось вам на «Евразии»?
— Грандиозные церемонии открытия и закрытия кинофестиваля во Дворце Республики, который вмещает в себя, как мне сказали, 3000 человек. Длинная красная дорожка, красочное представление гостей — всё было сделано, как на фестивалях класса «А». Это меня поразило! Потом, у вас был высокий уровень гостей — Данис Танович, Вольфганг Петерсон, Лой Арсенас... Я была очень рада увидеть здесь своих коллег-кинокритиков мирового масштаба — Филиппа Че, Атиллу Дорсай. И программа фестиваля очень хорошая. Мы в основном смотрели конкурсные фильмы, а мне хотелось посмотреть картины из других программ, например, из «Эха Берлинале» или «Эха Бусана».
— Спасибо за добрые слова. А что вы думаете о фильмах Центрально-Азиатского региона? Ведь НЕТПАК сразу решило, что сфокусируется только на фильмах из этого региона, и вы посмотрели одиннадцать картин из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана.
— Думаю, что в целом кино Центральной Азии — это взрослое кино, со своей историей и продолжением. У вас было развито кино и в 1950-е, и в 1960-е годы, и имеет свою отдельную историю после независимости. Неважно, получают эти фильмы призы на международных кинофестивалях или не получают, — они существуют сами по себе для народов этих государств. Они самодостаточны. В этом плане я говорю о взрослости.
История центральноазиатского кино пишется сама по себе. Мы посмотрели картины разных жанров и разной тематики — о внутреннем мире ребенка («Принцесса Назик», Кыргызстан) и о размышлениях старой женщины на пороге смерти («Телеграмма», Таджикистан), о жизни пастуха верблюдов («Степняк», Азербайджан) и молодой девушке, которая отправляется в поисках лучшей доли сначала в Россию, а потом во Францию («Пустой дом», Кыргызстан). Потом, наоборот, о судьбе девушки, которая остается жить в родном кишлаке, но жизнь ее не складывается («Паризод», Узбекистан), о судьбе таджикских эмигрантов («Презумпция согласия», Россия–Таджикистан) и о молодом парне, который из деревни приезжает в город, чтобы найти здесь работу («Кишкентай», Казахстан). Всё это очень интересно и дает яркую панораму жизни в Центральной Азии.
— Но вы все-таки свой приз дали казахстанской ленте «Студент» Дарежана Омирбаева. Скажите, почему?
— В наше жюри входили три человека — я, Максин Уильямсон из Австралии и Рада Шешич из Нидерландов, но мы единогласно решили, что дадим свой приз картине «Студент», потому что это удивительно тонкая работа. Дарежан Омирбаев рассматривает общечеловеческие проблемы, поднятые еще в романе Достоевского «Преступление и наказание», перенеся своего героя в современный Казахстан. И это здорово сделано! Омирбаев — настоящий мастер кино, его картина, на наш взгляд, была на голову выше всех представленных работ, и Казахстан должен гордиться, что имеет такого режиссера.
— Помните, в начале этого года мы с вами встретились на кинофестивале в Везуле, где показывалась большая программа — 22 фильма! — казахского кино? Меня удивило, что вы посмотрели почти всю эту ретроспективу, и когда я спросила вас, почему вы это делаете, вы ответили, что очень любите казахское кино. За что вы любите наше кино?
— В Везуле я хотела понять, откуда берутся корни, откуда идет сила вашего кино. Поэтому я посмотрела фильмы 1960, 1970, 1980-х годов и убедилась, что у вас всегда было сильное кино. Теперь я понимаю, что сегодня вы не можете снимать хуже, чем пятьдесят лет назад, что у вас взрослое кино, что ваши молодые режиссеры стоят на плечах своих отцов и даже дедов. И еще мне интересно посмотреть, как кино эпохи независимости отходит от российского кино и вы строите свою собственную идентичность. Мне понравилось, что на «Евразии» вы показали много казахских фильмов, кажется, 17. Я с удовольствием посмотрела и «Виртуальную любовь», и «Жаужурек мын бала», и «Книгу легенд: сказочный лес», не говоря уже о «Студенте». Все эти фильмы говорят о том, что у вас мощное, развитое кино. Вы строите свою историю и общество по своему собственному пути, и это потрясающе!
— Спасибо вам большое за интервью!
Деннис Хейсберт
Справка
Американский актер, родился в 1954 году в Сан-Матео, Калифорния. Окончил Американскую академию театрального искусства. В конце 1970-х начал сниматься в телевизионных сериалах. В 1989 году получил первую серьезную кинороль, сыграв бейсболиста Педро Серрано в фильме «Высшая лига». Одной из наиболее известных работ актера является роль Дэвида Палмера в сериале «24 часа», за которую он удостоен номинации «За лучшую мужскую роль» на «Золотом глобусе». Ему принадлежит роль Нельсона Манделы в биографической драме, номинированной на «Золотого медведя» кинофестиваля в Берлине в 2007 году «Прощай, Бафана».
— Деннис, мне кажется, что вы должны жить с ощущением своей особой исторической роли в истории Америки. Ведь сначала вас увидели в роли первого афроамериканца, ставшего президентом США в сериале «24 часа», а потом уже Барак Обама стал президентом Америки.
— Не правда ли, Барак Обама похож на меня? (Смеется.) А если серьезно, то из черт, сближающих меня с президентом, — это моя любовь к людям и моя любовь к правосудию. Но на самом деле эта игра зависела не только от меня, но и от тех, кто писал сценарий. Я понимал, что на мои плечи легла большая ответственность, так как этот сериал вышел не только на национальном телевидении, но и в международный прокат.
— К сожалению, мы не видели этого сериала, но вы держитесь, действительно, как президент страны, причем неважно какой — США или ЮАР. Вы же сыграли еще Нельсона Манделу. Как относитесь к этой своей роли?
—Был момент, когда я хотел отказаться от этой роли, так как подумал, что недостоин ее. Но тут же я осознал, что это — вызов, актерский вызов, и долг актера — принять этот вызов и исполнить роль в лучшей форме. Когда мы уже начали работать над фильмом, у меня была возможность встретиться с самим Нельсоном Манделой, но я отклонил эту встречу, поскольку был уверен, что она повлияла бы на дальнейшее изображение его образа. Но я надеюсь, что однажды я с ним все-таки встречусь.
— Скажите, как вам Казахстан, Алматы?
— Мне очень нравятся люди, живущие здесь. Я чувствую высокий градус теплоты, который исходит практически от всех. И еще я вижу, что люди здесь образованные, современные, и город прекрасный!
— Согласились бы вы сниматься в нашем кино?
— С большим удовольствием! А зачем, вы думаете, я сюда приехал? (Смеется.) Чтобы меня пригласили сниматься в кино! Если у Казахстана есть сильная кинематографическая и производственная база, это даст больше возможностей и другим актерам работать вместе с вами. И в один день хотелось бы вернуться уже в качестве работника.
Почему я принял приглашение на кинофестиваль? Во-первых, я никогда здесь не был. Я считаю себя путешественником и в каком-то смысле послом мира. Во-вторых, для меня как актера это большая честь — находиться здесь и видеть, чем занимаются люди в другой части света.
— Надеемся, что в будущем вы действительно будете сниматься у нас в кино. К нам, например, приезжал Арманде Ассанте, а потом снялся в казахстанском фильме «Охота на призраков», премьера которого еще впереди. Велись переговоры и с другими гостями фестиваля — Кевином Костнером, Кэрри Тагавой.
— Почему бы нет? В Казахстане мне понравилось!
— Спасибо! До новых встреч!