четверг, 16 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Быстрый переход Китая к цифровой экономике

Чжан Цзюнь

Экономика Китая, несмотря на серьёзный удар карантина Covid-19, доказала свою устойчивость. Впрочем, восстановление оказалось не полным: некоторые виды деятельности, особенно в секторе услуг, просто нельзя вернуть на прежний уровень. Тем не менее, в отличие от большинства других стран мира, Китай, судя по всему, вряд ли погрузится в долгую рецессию, и одна из причин этого – быстрая цифровая трансформация страны.

Цифровая экономика Китая активно росла ещё до пандемии. В 2018 году её размер достигал 31,3 трлн юаней ($4,7 трлн), или 34,8% ВВП. И хотя это равно лишь трети размеров цифровой экономики Америки, в течение многих лет она растёт быстрее темпов роста номинального ВВП Китая. Кризис Covid-19 неизбежно усилит этот тренд.

Пандемия уничтожила часть предприятий и отраслей, но при этом она серьёзно ускорила внедрение цифровых технологий. Не имея возможности выйти из дома, домохозяйства начали осваивать приложения (например, D.com, Meituan, Eleme и Pinduoduo), которые помогают им закупать в онлайне продукты питания, масло, овощи, товары повседневного спроса.

Кроме того, после закрытия классов и эвакуации кампусов школы и университеты в течение месяца перешли в режим работы онлайн, и этот переход подстегнул быструю разработку приложений для онлайн-конференций и интернет-платформ для обучения. Тем временем компании стали пользоваться преимуществами различных цифровых инструментов (от коммуникационных платформ, таких как Enterprise WeChat и DingTalk, до электронных контрактов) для того, чтобы продолжать вести бизнес. В один из дней в DingTalk было начато более 20 млн онлайн-встреч с общим количеством участников, превышающим 100 млн человек.

Технологии помогли продолжать жизнь во время карантина, и они же помогли Китаю отменить введённые ограничения, не ставя при этом под угрозу здоровье населения. Местные власти всё чаще используют Alipay Health Code – приложение для мобильных телефонов, которое присваивает пользователям цветовой код, показывающий статус их здоровья. Благодаря этому они знают, когда им надо сидеть на карантине, когда им можно безопасно посещать общественные места, а когда можно совершать поездки.

Эта программа позволяет также властям отслеживать риски и смягчать их. Если, например, человек появляется в аэропорту или отеле, он обязан показать свой персональный QR-код. Быстрое сканирование кода показывает, не посещали ли он зоны повышенного риска в течение предыдущих 14 дней. Такое отслеживание (не только во время поездок, но также в школах, офисах и в других ситуациях) абсолютно необходимо для предотвращения новой вспышки Covid-19 и нового карантина, столь вредного для экономики.

Впрочем, применение новых цифровых технологий в здравоохранении простирается намного дальше: они преображают всю медицинскую отрасль в Китае. И речь идёт не только о росте покупок лекарств через Интернет, но и о расцвете работающих в 5G-сетях платформ удалённых медицинских консультаций, например, Ping An Good Doctor, что формирует фундамент новой отраслевой модели.

Во время изначальной вспышки в городе Ухань, когда местные больницы были переполнены пациентами с Covid-19, подобные платформы позволяли людям консультироваться с медицинскими экспертами из Пекина по видеосвязи. По мере улучшения покрытия Китая 5G-сетями такие удалённые консультации,  обеспечивающие диагностику, выписку направлений и запись к врачам-специалистам, а также услуги управления здоровьем, будут становиться ещё более доступными. Это особенно важно для домохозяйств, у которых сейчас нет доступа к качественным медицинским ресурсам, например, потому что они живут в отдалённых регионах.

Технологии стимулируют также медицинские исследования и разработки. Например, медицинское приложение с искусственным интеллектом EIhealth компании Huawei применяется для изучения геномов вирусов, разработки антивирусных лекарств, а также медицинской визуализации и анализа. Новые технологии помогли ускорить поиск лекарств и вакцин от Covid-19 и улучшили методы выявления вируса. А скрининг с использованием алгоритмов отчасти способствовал тому, что в этом году больницы в Китае уже провели больше КТ-сканирований, чем за весь прошлый год.

Такая же цифровая трансформация охватила финансовую индустрию Китая. В конце марта мобильные банковские приложения в Китае с их 562 миллионами пользователей занимали третье место среди различных категорий приложений по размерам клиентской базы (после приложений для коротких видео и для шоппинга). Сегодня у китайских приложений для мобильного банкинга в среднем 50 млн ежемесячно активных пользователей.

Цифровые технологии не только повышают удобство банковских услуг, но и дают финансовым учреждениям возможность расширять и улучшать эти услуги. Например, благодаря технологиям больших данных, облачных вычислений, искусственного интеллекта и архитектуры распределённых вычислений, коммерческие банки значительно расширили свои возможности обслуживания малых и микро-предприятий, а также рядовых домохозяйств.

Фирмы из сектора финансовых технологий добились схожих успехов. Для финансовых учреждений кредитование малых и микро-предприятий давно являлось проблемой. Однако, опираясь на Alipay и услуги онлайн-банкинга, компания Ant Financial в прошлом году обслужила более 16 млн клиентов, предоставив кредиты на общую сумму 2 трлн юаней. И эта компания далеко не в одиночестве.

Рост цифровой экономики Китая стал подмогой и для занятости. По данным китайской Академии информационно-коммуникационных технологий, в 2018 году цифровая экономика создала 191 млн новых рабочих мест, а на её долю пришлась четверть всей занятости в стране (рост на 11,5% год к году).

Основную пользу от этих новых рабочих мест получают молодые, образованные китайцы, у которых теперь появилось больше возможностей работать в качестве независимых профессионалов в новой гиг-экономике. Повышением гибкости рынка труда, вызванным дигитализацией, вероятно, объясняется тот факт, что безработица в городах не выросла существенным образом в последние годы, хотя темпы роста ВВП страны снизились.

Китай по-прежнему отстаёт в отдельных ключевых технологиях, но нельзя отрицать его огромный прогресс в цифровой трансформации. Этот процесс будет продолжаться и даже ускорится в предстоящие годы, в том числе благодаря планируемым государственным инвестициям в новую инфраструктуру, включая 5G-сети и центры обработки данных.

В этом году Китай вполне может оказаться единственной страной с крупной экономикой, где будут достигнуты положительные темпы роста ВВП. И в не малой мере этот успех будет объясняться десятилетием активных инвестиций в структурную трансформацию, опирающуюся на технологии.

Чжан Цзюнь – декан Школы экономики в Фуданьском университете, директор Китайского центра экономических исследований (Шанхай).

Copyright: Project Syndicate, 2020. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33