воскресенье, 05 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Портрет учителя: кто учит наших детей?

«Олимпиады, конкурсы на лучшие школьные научные проекты, а также звания «Лучший учитель года» давно уже стали подпольным бизнесом», - признаются алматинские учителя.

«Неприкасаемые» учителя

По словам, давшего это интервью (разумеется, на условиях анонимности), в школах имеется особая категория «неприкасаемых» учителей.

- Первая категория - жены акиматовских чиновников, полицейских и предпринимателей средней руки, - рассказывает она. - У них нет каких-то фундаментальных устоев, учителями они стали случайно. В школу идут «чтобы диплом не пропал», сохранить перед мужем и родственниками имидж образованной дамы, держать себя в физической форме и заодно выгулять шубу или платье. Мы им завидуем. Комиссии к ним не водят, классное руководство и общественные поручения не дают, олимпиады их не касаются, показательные онлайн-уроки они не проводят, отчеты сдают последними. Иногда завуч не выдерживает и пишет их за них сама. Могут не прийти на совещание и планерку, на сообщения начальства в whatsApp не отвечают, звонки директора тоже иной раз игнорируют, тогда как другим учителям даже непозволительно отвечать коротким «ок». нужно – «принято к сведению».

Как правило, на работу приезжают на машине, хотя живут через дорогу. Не отказывают себе в удовольствии отдыхать за границей несколько раз в год. Каждый раз после этого на столе у директора появляется хороший подарок. Дети их тоже любят, они к ним снисходительны: «Не выучил урок? А ну ладно, в следующий раз ответишь». Иногда они попадают в комические ситуации. Когда однажды «неприкасаемая» якобы заболела, в инстаграмме появилось фото семейного отдыха в Турции. Сейчас, на «дистанционке», исполнительская дисциплина среди «неприкасаемых» пошла вниз еще больше. Теперь они, ссылаясь на то, что телефон разрядился, не отвечают на звонки.

Впрочем, к неприкасаемым относятся также скандальные учителя, которые любят жаловаться во все инстанции. Они знают, что их бояться, и шантажируют всех этим.

Адал урпак

Бороться с такими учителями – это все равно, что взяться за искоренение поборов. С некоторых пор в школах по приказу городского управления образования внедряется антикоррупционная программа «Адал урпак» (Честное поколение). Запретили, например, создание чатов, особенно родительских. Но праздных мамаш, особенно в начальных классах, так и тянет облагодетельствовать «бедного, живущего на одну зарплату учителя» в обмен на благосклонное отношение к их чадам. Ежемесячные поборы в начальных классах доходят до 10 тысяч тенге. Когда мы работали в штатном (очном) режиме, то безуспешно пытались выслеживать таких благодетельниц через видеокамеры.

Сейчас запретили все онлайн платные олимпиады. Теперь действительными считаются только грамоты министерства, управления образования и Института повышения квалификации.

Поводом для этого стали аттестации, которые учителя проходят осенью и весной. Один из этапов - портфолио со своими достижениями. Одна наша «неприкасаемая» выставила призеров республиканских олимпиад. Но когда в школу сделали запрос, то выяснилось, что учитель вообще не ведет уроки в этих классах, все грамоты - фиктивные. Но так как она «неприкасаемая», то ее даже не отчитали.

Дети участвуют в платных олимпиадах не от хорошей жизни. Не могу отвечать за другие предметы (математику, к примеру), но языковые олимпиады проходят не по знаниям, а по знакомству, другого слова не подберу.

Формально каждую осень требуют фамилии учителей, которых можно посадить в жюри районной и городской олимпиад. Мы однажды выдвинули молодую учительницу английского. Но директор вычеркнула ее фамилию и заменила ее на учителя, которая заканчивала институт по специальности «немецкий язык», и явно была «контролируемой».

Итак, олимпиаду по английскому языку провели. Кому дать призовые места? Конечно, лицею №1! Почему? А потому, что так решила заврайоно - лицей должен держать марку! Не дай бог, первое место дадут ученику обычной общеобразовательной школы, даже если его показатели выше. И по такой странной логике распределяются все места: где-то директор скандальная, может шум поднять, где-то проходит олимпиада… Но все эти призеры, как правило, дальше города не идут, - знаний-то на самом деле нет..

То же самое и на олимпиадах по государственному языку. Как-то я выдвинула на участие ученика - воспитанника детдома, который, как и большинство детей оттуда, прекрасно свободно говорит на казахском. Однако первое место занял мальчик, чьи знания по госязыку были куда хуже, зато олимпиада проходила в его школе, и его учитель была ее организатором. Мне после этого очень стыдно было своим детям в глаза смотреть. Тем более, даже они знают, что победа в олимпиадах - не бесплатные.

Ярмарка тщеславия

Аналогичная история с конкурсом «Учитель года». Призовые места стоят денег, и немалых. Учителя, желающие носить высокое звание лучших, «отстегивают» организаторам от миллиона тенге (Гран-при) до 300 тысяч (третье место). Те распределяют эти деньги (естественно, не забывая и себя тоже) «нужным» людям. По крайней мере, так было до прошлого года, пока мы все работали в штатном режиме. Таким образом, свою премию в миллион тенге лучший учитель покупает за миллион. Это ведется издавна, поэтому. когда нам присылают положение о конкурсе, завучи, которые «для галочки» ставят нас в известность, так и говорят: «Если есть лишние деньги». Мы, естественно, отвечаем, что их у нас нет.

Давно уже стали подпольным бизнесом и научные проекты детей. До прошлого февраля, то есть до карантинов, призовые места занимали те дети, чьи родители проплачивали от 200 до 1000 долларов. Есть учителя, которые сами проплачивают олимпиады и конкурсы научных проектов, чтобы при аттестации в их портфолио были зафиксированы достижения. Но есть и такие, которые искренне заинтересованы в результатах. Одна очень толковая учительница биологии проводила с детьми исследования и так увлеклась сама и заинтересовала, что не могла остановиться. Но и у нее ничего не получилось - работу ее ученицы не приняли. Теперь я понимаю, почему наука у нас не развивается: говорим «Адал урпак», а сами приучаем это «честное» поколение врать, изворачиваться и приспосабливаться с детства.

Думаю, ситуация с конкурсами и поощрениями в любой сфере такая же – за все надо платить, иметь мохнатую лапу и уметь договариваться с организаторами.

А знаете ли вы, как распределяются почетные грамоты к Дню учителя, Дню независимости или 8 Марта? Районо делает запрос в школы: кого хотите выдвинуть на награждение почетной грамотой МОН РК? После очередного такого призыва мы стали выдвигать учителей со стажем, у которых есть какие-то достижения, но награду – медали и грамоты - получают одни и те же учителя, уровень которых мы, как коллеги, оцениваем, мягко говоря, скромно. Вначале мы удивлялись: если она такой замечательный учитель по своему предмету, то почему ее нет на сайте Бiлiм- land, где лучшие учителя республики выставляют свои уроки, где ее ученики – призеры олимпиад? Ларчик открылся просто: оказывается, она когда-то работала в МОН, где сейчас продолжает трудиться ее подруга.

Еще я всегда удивлялась встречам Президента Казахстана с «лучшими учителями республики», как их представляют в СМИ. Шикарные костюмы, прически, грамотный макияж, ухоженные свежие лица. Глядя на них, я начинаю чувствовать себя каким-то недочеловеком, и уж тем более недоучителем. Но вот однажды одна моя молодая родственница похвасталась, что была на такой встрече. Она когда-то закончила педфак, но ни одного дня в школе не работала, зато вышла замуж за парня, который стал налоговым начальником в одной из областей. Ее он устроил директором Центра педагогического мастерства, хотя она ни дня в школе не работала. Перед Днем учителя муж подсуетился, чтобы жена представляла область, как лучший учитель, а заодно погостила в столице у родителей. Вы думаете, рассказывая мне все это, она смущалась? Да нисколько! Она с гордостью показывала фото со встречи с президентом, а потом богато накрытый стол в ресторане, куда пригласили «лучших» учителей на банкет.

Рассказываю это и вспоминаю, как однажды моей сестре дали, а потом отобрали путевку в Артек. Директор школы посчитала постыдным отправлять во всесоюзный пионерский лагерь отличницу и активистку с физическом недугом: сестра после очередных испытаний на Семипалатинском полигоне родилась с «детской ручкой». Вместо нее, дорисовав оценки, отправили другую девочку. Сестра с тех пор возненавидела и школу, и нашу малую родину. А я сейчас смотрю на всю эту «ярмарку тщеславия» снисходительно. Меня она не удивляет. Откуда в нашем обществе взяться другому уровню сознания, если оно с феодального сразу перескочило в социалистический строй? Поэтому и бежит из страны продвинутая молодежь. Это не моего учительского ума дело, но мне кажется, что скоро у нас останутся одни только пенсионеры и оралманы.

Комментарий редакции: Мы сочли приемлемым опубликовать эту точку зрения, поскольку наша редакция два года назад провела собственный рейтинг лучших учителей и школ Алматы. Тогда финалисты были удивлены объективностью нашей методики и часто спрашивали, с кем «согласован» этот список.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33