Казахи: сто лет одиночества (видео)
«Турксиб» входит в список пятидесяти самых выдающихся документальных фильмов XX века. Но мы могли его посмотреть только один раз в рамках фестиваля «Камерата Казахстан», выкупив право на это у британских правообладателей. Но блестящая музыка, написанная к фильму выдающимся Куатом Шильдебаевым, все же принадлежит Казахстану. Пока.
Само появление этого проекта – это целая история. Сначала, сто лет назад, его снял режиссер Виктор Турин. Фильм запечатлел одну из первых советских монументальных строек – магистрали, соединившей Среднюю Азию и Сибирь, произведя фурор в среде американских и британских документалистов. Но затем этот блестящий пример советского документального авангарда исчез. Потом его каким-то образом нашел и осуществил покадровую реставрацию Британский институт кино, как следствие став его правообладателем. Но музыка к немому кино, написанная британцами, оказалась не просто плохой, а очень плохой и это было очевидно даже для англичан. Тогда подключились Наргис и Бауржан Шукеновы. Кто может сделать саундтрек к кадрам, где гениальный оператор снимает лица наших предков, изумленных нашествием пришельцев, озвучить степной ветер и страдания крестьян, измученных жаждой? Конечно же, только Куат Шильдебаев, казах, обладающий таинственной способностью воспроизвести то, что звучит в душе казахского народа. И он сделал это как всегда блестяще и, по его признанию, на одном дыхании.
Источник: vk.com
В результате получился совершенно современный и потрясающий продукт: черно-белый фильм с казахскими титрами, сопровождаемый живым оркестром – «Камерата Казахстан» под руководством Гаухар Мурзабековой. И только именно так – немое кино с живой музыкой.
Источник: expo2017culture.kz
Пожалуй, это лучшее, что случилось в культурной жизни Казахстана за последнюю четверть века. И это то лучшее, с чем мы можем смело выходить на самые престижные концертные площадки
Но для этого нужно выкупить авторские права. Меценаты уже внесли свою лепту. Маргулан Сейсембаев поддержал проект. Саму возможность одноразового показа профинансировал акимат Алматы. Министерство культуры, в свойственной ему манере, этот проект и вовсе не заметило. А ведь это та вещь, которая могла бы стать брендом Казахстана. Именно такие продукты нужно вывозить за рубеж и показывать на тех концертах, которые министерство организовывает на всякого рода днях культуры. Это, собственно, и есть подтверждение той самой модернизации сознания, о которой сейчас так модно говорить.
Собственно, и фильм весь – это талантливый рассказ об одном из самых масштабных проектов советской модернизации. Внимательный зритель обратит внимание на несколько любопытный деталей. По документальным кадрам четко видно, что используемая техника – английская, специалисты – еще не расстрелянные царские инженеры, а рабочая сила – казахи. Это значит, что советский модернизационный проект – это миф. В 1927 году, когда, собственно, начались первые индустриальные проекты, у СССР не могло быть в принципе своих кадров. Использовалось наследие проклятого капитализма. Принципы вполне позволяли СССР покупать британскую технику. А использование местного рабочего труда подавалось как окультуривание местных аборигенов.
Да и, собственно, сама идея постройки железной дороги для связи Туркестана и Сибири возникла ещё в 1886 году. Уже тогда городская дума города Верный (с 1921 года Алма-Ата) приняла решение создать комиссию для определения выгод от строительства линии. Комиссия подтвердила целесообразность строительства. Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России в пограничном с цинским Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз хлопка из Туркестана в Сибирь и обратной доставки дешёвого сибирского зерна и других товаров в регион.
К проекту вернулись в 1906 году, когда царские инженеры провели изыскания и статистическо-экономические исследования. Алтайская железная дорога от Новониколаевска до Семипалатинска была сдана во временную эксплуатацию 21 октября 1915 года, а в постоянную — в 1917 году, в самый разгар Первой мировой войны. Одновременно на юге строилась Семиреченская железная дорога от станции Арысь до Верного. События Октябрьской революции остановили её строительство на станции Бурное. И только в 1921 году железнодорожная линия пришла в Аулие-Ату (ныне Тараз).
В период с 1927 по 1930 годы предстояло проложить 1442 километра рельсового пути через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески. К маю 1929 года было построено 562 км пути на севере и 350 км на юге. Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года.
Кстати, недавнюю дорогу от Алматы до Талды-Коргана протяженностью около 300 километров строили тоже три года. С самой современной техникой на уже существующей трассе. И это тоже часть международного проекта, осуществляемого за счет иностранного займа.