пятница, 20 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Все, что нажито непосильным трудом!

Кризис, который поразил большинство постсоветских экономик, вряд ли будет преодолён сам собой, и, вполне вероятно, потребует серьёзного изме­нения структуры хозяйственного управления. За последние годы в странах СНГ бюрократи­че­­ский класс установил контроль над экономической жиз­нью, во многом «приватизировав» богатства своих стран. При этом, однако, в отличие от «нефтяных эмиратов» Персидского Залива, формально чинов­ники ничем (или почти ничем) не владеют – и потому куда менее заинтере­сованы в развитии экономик собственных стран, чем те же «хозяева» арабс­ких государств.

Эта ситуация ведёт к коррупции, неэффективному хозяйст­вованию, неверию в возможность сохранения заработанного в стране и бегс­тву капиталов за рубеж. Опасность такого положения вещей хорошо видна на примере России, где до 60% ВВП производится компаниями, формально принадлежащим иностранным (обычно – офшорным) «дочкам», а предпри­ниматели (особенно средней руки) в подавляющем большинстве стремятся получить должности на госслужбе.

Подобная ситуация, на мой взгляд, выглядит тупиковой. Да, первонача­льное накопление нигде не бывает чистым – и формирование состояний чи­новников в 2000-е не было более цивилизованным, чем обогащение первых предпринимателей в 1990-е. Из сложившегося положения, на мой взгляд, на данный момент есть только два выхода. Первый – это череда переворотов и народных восстаний, которые могут отстранить (и то не за один раз, и, воз­можно, не за одно десятилетие) коррупционеров от власти. Примером здесь является Украина – но пример этот пока не вдохновляет. Второй – ле­гали­за­ция доходов, а также постепенный переток специалистов из чиновников в предприниматели, с использованием ими своего положения и опыта не для «распила» бюджетных средств, а для привлечения в свои страны инвестиций, облегчения положения иностранного и совместного бизнесов, продвижение модернизации (подробнее см.: Иноземцев, Владислав. “Молчание золота” в: Ведомости, 2015, 29 сентября, сс. 6–7).

В России всё это выглядит пока мечтой, но в Казахстане – где присутствие иностранного капитала в экономике более значительно, а влияние европей­­ских и американских компаний уравновешивается китайскими, такой вари­ант не является фантастическим. Некоторые примеры уже есть – в частнос­ти, не так давно, как я писал в своей прошлой колонке экс-государственный деятель Кайрат Сатыбалды, бывший секретарь правящей партии «Нур Отан», а ныне – управляющий партнер Alatau Capital Invest, подписал меморандум о сотрудничестве в де­ле привле­чения в Казахстан зарубежных капиталовложений с международной инвест­компанией Ba­­ring Vostok Capital Partners. Не приходится сомневаться, что в результате такого партнёрства западные инвесторы получат возможность с куда большей уверенностью инвестировать в Казахстан (а инвестиционный потенциал республики остаётся высоким, несмотря на кризис).

В дальнейшем, по мере того как бывшие (и действующие) представители государственных структур смогут утвердиться как предприниматели, зада­чей их деятельности станет не попрание прав собственности и ограничение возможностей для бизнеса, за что их повсеместно критикуют сегодня, а, на­против, формирование основ для более конкурентной экономики, открытой как Западу, так и Востоку; для формирования того правового режима, отсут­ствие которого сегодня столь расстраивает либералов. Повторю ещё раз: то, что мы видим сегодня в наиболее успешных странах Ближнего Востока – в Объединённых Арабских Эмиратах, Катаре, отчасти даже в Саудовской Ара­вии – представляется не самым плохим симбиозом власти и бизнеса (и, как минимум, он не препятствует экономическому развитию этих стран).

Сегодня и в Казахстане, и в России можно слышать рассуждения о нашем «евразийском» характере. Однако пока «азиатская» часть постсоветской иде­нтичности не учитывала и не учитывает позитивные примеры азиатского (и не только китайского) хозяйственного опыта, оставаясь скорее «извинением» за наше отставание в экономике и социальном прогрессе. Мне кажется, что пришло время более творчески (и в то же время более реалистично) подой­ти к оценке вариантов движения вперёд. И казахский опыт в этом отноше­нии может быть очень полезным…

Оставить комментарий