воскресенье, 23 июня 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Акорда готовится к санкциям?

На этой неделе Касым-Жомарт Токаев подписал закон, согласно которому Нур-Султан может приостанавливать действия международных договоров, ранее ратифицированных Казахстаном. Это довольно настораживающий шаг. Теоретически это может относиться к различным пактам в рамках Евразийского и Таможенного союзов, которые мало полезны для Казахстана. Но скорее, эти «контрмеры» вызваны принятием Европарламентом резолюции, осуждающей нарушение прав человека в Казахстане. Что еще предусматривает новый закон и какие антисанкционные меры пример Акорда в ближайшее время?

Впервые о том, что Казахстан вдруг озаботился национальными интересами в международных пактах стало известно ровно через две недели после принятия Европарламентом «санкционной» резолюции. 25 февраля вдруг появилась новость о том, что сенат принял соответствующий закон. Вот как это объяснил министр иностранных дел и вице-премьер Мухтар Тлеуберди: «Законопроектом предлагается включение норм, предусматривающих возможность принятия Республикой Казахстан ответных мер (контрмер) в виде приостановления выполнения международных договоров в случае нарушения контрпартнерами своих обязательств».

Примерно тоже самое сказал и спикер сената Маулен Ашимбаев: «Принятый сегодня Закон предоставляет дополнительные возможности для защиты наших национальных интересов на международном уровне. Отныне, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения второй стороной международного соглашения своих обязательств, будет возможность принятия ответных мер со стороны Казахстана. С этой целью в Законе предусмотрены нормы о приостановлении выполнения международных договоров или их отдельных положений». Он также выразил надежду, что «в дальнейшем этот закон внесет свой вклад в усиление защиты национальных интересов нашего государства».

Между тем, мы не нашли на сайте верхней палаты парламента какую-либо информацию о готовящемся обсуждении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан». Ничего подобного не было и в планах законотворческой деятельности мажилиса. Можно предположить, что этот документ лежал под сукном в парламенте или там же в виде «полуфабриката». И тот факт, что он был быстро пропущен через депутатов без каких-либо обсуждений, а еще через две недели уже попал под перо главы государства, заставляет задуматься о причинах такой скорости.

Буква закона

Какие же «изменения и дополнения» Тлеуберди протащил через наших законотворцев? Как уже отмечалось выше, они были приняты для того, чтобы «сохранить наши государственные интересы». Странно, что такие поправки были приняты в закон о международных договорах, когда как в нем черным по белому написано: «Не допускается заключение международных договоров, не соответствующих национальным интересам Республики Казахстан, способных нанести ущерб национальной безопасности или ведущих к утрате независимости Республики Казахстан».

То есть, изначально было предусмотрена невозможность подписания, а затем и ратифицирования актов, которые бы вреди ли бы нашей экономике, политике, культуре и так далее. Но, конечно, бывает и такое, что времена меняются или тот (те), с кем договорился о чем-то, оказался недругом. Поэтому сразу несколько статей этого закона предусматривали возможность прекращения действия международных договоров. Здесь стоит уточнить, что большинство из таких соглашений и договоров сами предусматривают порядок выхода из них (как, скажем, в том же евразийском или таможенном договорах), а отечественное законодательство лишь уточняло действия Казахстана при таких случаях. И это правильно.

Сейчас же были добавлены некоторые новеллы в действующий закон. Например, в пункте 2 его 21-ой статьи говорится, что «могут быть приняты ответные меры (контрмеры) в порядке, предусмотренном статьями 29 и 30 настоящего Закона, в виде приостановления Республикой Казахстан выполнения международных договоров или их отдельных положений». В свою очередь упомянутые статьи, регламентирующие выход из заключенных ранее договоров, дополнились терминами понятиями, как «контрмеры». То есть, теперь предусматривается не только громкое хлопание дверью, но какие-то действия в ответ.

Среди новшеств следует отметить пару занимательных моментов. Во-первых, приостановление или денонсация международных договоров теперь может быть частичная – касаться только отдельных его пунктов. Во-вторых, многие пункты были дополнены оговоркой, что денонсированные акты могут быть возобновлены, но каким образом это будет делаться, не уточняется. Таким образом здесь видно, что отечественные дипломаты внесли посильный вклад в сотворение законопроекта. Впрочем, роль внешнеполитического ведомства Казахстана в реализации нового закона более чем важная. Так, теперь законом предусмотрено, что вся информация о выходе из международных договоров, денонсации и всяких контрмерах будет публиковаться на интернет-сайте МИД РК. Странное дополнение – оно может означать, что громогласно объявлять свое «фи» Акорда (или правительство) не собирается, а просто появится короткая и незаметная информация на мидовском сайте.

И что из этого?

Но самое главное и странное «изменение и дополнение» – это появление статьи 20-1. Она гласит: «Действующие международные договоры Республики Казахстан, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона». Кто не понял, в чем его странность, перечитайте еще раз, а потом откройте пункт 3 статьи 4 Конституции РК, в котором говорится: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики». Без никаких оговорок.

Вообще, следует заметить, что противоречия между различными законами, нормативно-правовыми актами и различными постановлениями являются показателем того, что Казахстан – это далеко не правовое государство. А несоответствие отечественных норм международным пактам, которые ратифицировала наша власть, периодически становится объектом критики отечественных правозащитников и международных наблюдателей. Теперь Астана, по всей видимости, решила пойти другим путем – просто отказаться от мысли, что, скажем, казахстанский закон о мирных собраниях не соответствует нормам международного пакта о правах человека, пытаясь доказать всем и вся, что у нас все хорошо. Сейчас, а точнее, через десять дней после подписания закона президентом, можно расслабиться.

Думаем, что вскоре эти поправки вызовут определенный резонанс в том же Европарламенте, что может только ускорить введение персональных санкций. К слову, принятые «изменения и дополнения» никак не могут остановить этот процесс со стороны Евросоюза (а вскоре США, Канады и Великобритании) – казахстанские законы никак не влияют на европейские. Но здесь вступают в права те самые ответные контрмеры, которые красной нитью проходят в принятых поправках. Какие именно это будут антисанкции, сейчас сказать трудно, но, возможно, они будут касаться ранее (скажем в 90-х) подписанных договоров по недропользованию. То есть, если Европа будет арестовывать зарубежные активы (например) Тимура Кулибаева, то Казахстан может разорвать какие-то договора по нефти на Каспии.

Это только предположение, так как вряд ли наши власть не продумали заранее, что скрывается под понятием «контрмеры». Но в таком случае будут включены в игру транснациональные компании, большие лоббисты и теневые политики, а заодно могут всплыть полусекретные договора по Тенгизу, Кармету или другим лакомым кусочкам – впрочем, это отдельная тема для разговора, который возможен уже в ближайшее время – скажем, до конца весны.

С дрогой стороны, о пересмотре международных договоров по недропользованию, а также упомянутых выше евразийско-таможенных пактов оппозиция и гражданские активисты говорят постоянно. В связи с этим появилось мнение, что таким образом Акорда готовится к каким-то действиям по этому направлению, и угроза европарламентских санкций здесь ни при чем – просто так совпало. Конечно, можно было успокоиться и пустить мысли по этому руслу, но сомнений все же больше. Тем более, что обложенная санкциями путинская Россия действовала по тому же сценарию. Правда, для того, чтобы перебороть себя и заставить отказаться от приоритета международных законов на своими Путину понадобилось много лет и всенародное голосование (прошлогодний конституционный референдум), а вот Токаев сделал все легким росчерком пера.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33