суббота, 27 июля 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Зачем создавался Национальный план развития Казахстана до 2025?

«Слышащее государство» не стало обсуждать проект этого стратегического документа ни с парламентом, ни с общественностью.  Опять нет критического анализа выполнения старого плана и текущих госполитик. Снова в документе одни малозначащие лозунги. Продолжается чехарда с национальными индикаторами, когда важные из них не выполняются или просто исчезают.

На прошлой неделе был опубликован «Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года» (далее – НП-2025). Он пришел на замену «Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2025 года» (далее – СП-2025), который был утвержден в феврале 2018 года. То есть, ровно через три года власти решили поменять стратегию развития Казахстана. К сожалению, в новом документе нет глубоких и кардинальных реформ. В нем идет просто повторение всех старых лозунгов с небольшими косметическими изменениями. По некоторым реформам даже идет откат. Наверное, из-за этого, на этот очень важный стратегический документ никак не прореагировали ни общественность, ни эксперты.  

Как появился НП 2025?

В конце января 2020 года в выступлении президента на расширенном заседании правительства было сказано о необходимости «глубоких, возможно, радикальных реформ экономики страны». Было объявлено, что нам нужен «новый экономический курс». Уже в конце марта того же года появился проект правительственного документа – «Среднесрочный план Правительства Республики Казахстан на 2020-2025 годы - «Новый экономический курс»». С точки зрения «нового экономического курса» тот документ получился откровенно слабым и одновременно с ним в Казахстане разразился коронавирусный кризис. По всей видимости, поэтому утверждение нового стратегического документа отложили.

В конце 2020 года о новом курсе вспомнили вновь и именно для этих «глубоких и радикальных реформ» был создан Высший президентский совет по реформам и Агентство по стратегическому планированию и реформам (АСПР). «Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года» является первым всеобъемлющем стратегическим документом, подготовленным в рамках этих двух государственных органов и, по моему мнению, первый блин получился совсем комом.

Почему не было общественного осуждения проекта НП-2025?

До утверждения старого «Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года» правительство хотя бы попыталось организовать обсуждение проекта стратегии с независимыми экспертами и общественностью. Так, еще в ноябре 2017 года Министерство национальной экономики провело два больших заседания с известными независимыми экспертами в Алматы и в Астане. И хотя эти встречи оставили двойственное впечатление, тем не менее – это был реальный шаг вперед с точки зрения обсуждения стратегических государственных документов с общественностью.

Через три года после утверждения СП-2025 Агентство по стратегическому планированию и реформам почему-то решило отказаться от общественного обсуждения проекта НП-2025, несмотря на то что в самом документе подчёркивается концепция «Слышащего государства» и говорится о важности участия гражданского общества в процессах реализации реформ. Исходя из этого уже можно сказать, что сам по себе процесс утверждения НП-2025 был шагом назад в реформах государственного управления в Казахстане.

В целом, очень важно, чтобы все стратегически важные документы для страны, включая стратегические экономические планы и госпрограммы правительства, утверждались, а затем контролировались в парламенте. Это автоматически сделает обсуждение таких критически важных документов прозрачным для всей общественности и, наконец-то, появится независимость в анализе и контроле выполнения стратегических планов правительством. Особенно хорошо такая система заработает, когда в парламенте появятся реально оппозиционные партии.

Нет анализа выполнения прошлых планов и проблем, текущих госполитик

НП-2025 снова повторил стандартную особенность всех госпрограмм и прочих стратегических документов правительства – отсутствие критического анализа выполнения предыдущих планов. Прошло три года после утверждения СП-2025 и это вполне достаточный срок, чтобы сделать промежуточный анализ. Тем более что в документе была неплохая таблица с конкретными «Ключевыми национальными индикаторами».

Да, коронавирусный кризис мог повлиять на некоторые индикаторы, но в любом случае, любой кризис не является причиной, чтобы не анализировать выполнение среднесрочных планов правительства. Наоборот, кризис является дополнительной возможностью, которая выявляет все недостатки таких планов.

Другом большим недостатком НП-2025 и всех других стратегически государственных документов является отсутствие анализа реальных проблем государственного управления и экономической политики государства. Например, в новом документе говорится, что принципиальные изменения в НП-2025 по сравнению с СП-2025 заключаются в переходе:

  • «от патерналистских ожиданий населения к личной ответственности;
  • от приоритета количественного роста к созданию условий для качественного и устойчивого роста;
  • от регулирования государством экономической деятельности к стимулированию частной инициативы и минимально необходимому регулированию.»

При отсутствии глубокого анализа проблем, текущих госполитик трудно понять, в чем «новизна» этих так называемых «принципиальных изменений» в стратегии развития Казахстана. То же самое, но немного другими словами власти говорят уже более десяти лет, однако видимого прогресса в реформировании госуправления и в экономических реформах нет.

Сплошные лозунги и снижение приоритета экономических реформ

В старом документе говорилось, что СП-2025 года запускает процессы третьей модернизации страны, и ставит задачи по ускоренному качественному экономическому росту и повышению уровня жизни в стране. В документе была описана матрица, состоящая из 7 системных реформ и 7 приоритетных политик, которые практически целиком были фокусированы на экономических реформах и институциональных изменениях.

В новом НП-2025 в приоритеты вдруг вышли реформы по росту благополучия граждан, что трудно объяснить, поскольку не понятно, как государство может обеспечить их финансами без глубоких экономических реформ и институциональных изменений. В результате, все планируемые меры властей в разделе общенациональных приоритетов «Благополучие граждан» представляют собой малозначащие лозунги без какого-то экономического обоснования. Приведу несколько примеров таких лозунгов.

  • «Для восстановления рынка труда после пандемии и снижения уровня безработицы будут приняты меры по модернизации действующих и созданию новых рабочих мест, в том числе через стимулирование работодателей.»
  • «Минимальные социальные стандарты, связанные с ростом экономики и бюджетными возможностями, поэтапно приблизятся к международным аналогам.»
  • «Повышение грамотности населения по вопросам здоровья и формирование здоровых привычек станут одним из важных условий устойчивого развития государства.»
  • «Будет сформирована общенациональная система физкультурно-спортивного воспитания населения, в рамках которой в зависимости от индивидуальных особенностей граждан будут разработаны и внедрены рекомендации по объему двигательной активности, включая производственную гимнастику.»
  • «Будет создана система юридической и финансовой защиты медицинских работников.»
  • «Задачами развития всех уровней образования станут качественная реализация доступной модели "Обучение на протяжении всей жизни".»
  • И так далее

Все эти лозунги по поводу благополучия граждан мы уже много раз слышали, но до сих не понятно, о чем конкретно идет речь, из каких источников и сколько денег на это понадобится. Судя по всему, этот раздел общенациональных приоритетов НП-2025 писался исходя из предположения, что госбюджет Казахстана безразмерный, а в Нацфонде деньги никогда не кончаться.

Что касается разделов «Качественные институты» и «Сильная экономика» в общенациональных приоритетах НП-2025, то там такие же малозначащие лозунги, которые являются повторением старых мер с небольшими косметическими изменениями. Причем, довольно часто запланированные меры просто противоречат друг другу.

Например, в вводной части документа говорится, что после кризиса «политика большинства стран будет направлена на уменьшение вмешательства через дерегулирование, смещение институционального баланса в сторону рыночных сил, масштабное применение механизмов саморегулирования в сферах традиционного доминирования государства.» Однако наше государство собирается продолжать идти своим собственным путем, заменяя рыночное механизмы решениями чиновников, а вместо саморегулирования сохраняя квазигосударственные общественные организации, такие какие как Нацпалата предпринимателей и единый профсоюз, и создавая новые - единый союз юристов.

В качестве примера замены рынка государством можно привести несколько примеров и НП-2025.

  • Казахстанский бизнес получит доступ к дешевым средствам с возможностью пополнения оборотных средств или на инвестиционные цели без ограничений по сумме и отраслям.
  • Предусматривается поэтапное увеличение числа цифровых специалистов в АПК и повышение их грамотности.
  • Сформируется информативная система рыночного ценообразования с надежными ценовыми индикаторами.
  • Сформируется система стандартов развития конкуренции в отраслях и регионах, которая приведет к вовлечению государственного аппарата в эту активную работу.
  • Общая координация в обеспечении инновационного и технологического развития страны, формировании единых подходов и механизмов реализации политики в области развития инноваций и технологий будет осуществляться в рамках создаваемого Совета по технологической политике при Правительстве Республики Казахстан.
  • Опираясь на исторически сильные стороны экономики и компании- флагманы, будут созданы технологические хабы и кластеры, в которых появятся якорные экспортоориентированные продукты.
  • И так далее.

Помимо этого, по сравнению с СП-2025, в новом документе в общенациональных приоритетах исчезли очень важные задачи (даже на уровне лозунгов). Например, для общественности остаётся полностью непонятным, как дальше будет развиваться пенсионная система Казахстана и обязательное медицинское и социальное страхование. Эти задачи очень сильно влияют на государственный бюджет и на финансовые возможности правительства. В результате трудно понять, как оно собирается выполнять НП-2025, не решив этих финансовых проблем.

Зачем нужно было кардинально менять национальные индикаторы?

В старом СП-2025 были включены достаточно неплохие «Ключевые национальные индикаторы», которые должны были «измерить прогресс Казахстана по достижению цели о вхождении в число 30-ти развитых стран мира, сопоставить позиции Казахстана относительно 30-ти развитых стран, а также оценить выполнение реформ и политик, заложенных в данном Стратегическом плане». По моему мнению, единственным большим недостатком этих индикаторов в СП-2025 было то, что осталось непонятным, за счет чего будет обеспечен экономический рост страны. Из-за роста цены и добычи нефти или из-за бурного роста несырьевой экономики? То есть, в индикаторах отдельно не выделялся рост несырьевой и высокотехнологичной экономики Казахстана.

Интересно отметить, в новом НП-2025 совсем ничего не говорится о вхождении Казахстана в 30-ку развитых стран. Соответственно, у новой карты стратегических показателей до 2025 года нет цели сопоставить позиции Казахстана относительно 30-ти развитых стран. При этом, в новом документе такой ключевой плановый показатель как ВВП на душу населения в долларах США на конец 2025 году был снижен на 21%! Такое большое снижение этого очень важного показателя в среднесрочном периоде никак нельзя объяснить текущим коронавирусным кризисом. В результате наш разрыв с развитыми странами не уменьшится, а только увеличится.

Также был ухудшен другой ключевой национальный индикатор - уровень инфляции в Казахстане. В старом СП-2025 планировалось, что инфляция, начиная с 2021 года составит в диапазоне 3%-4% и потом так будет всегда. Однако сейчас инфляция выше 7%. И здесь, такое невыполнение планов по инфляции так же невозможно объяснить коронавирусным кризисом. К сожалению, наше правительство пока не признается, что в высоком уровне инфляции в Казахстане виноват не Нацбанк, а именно оно. Как я писал ранее, основными факторами, ускоряющими инфляцию в Казахстане, являются.

  • Проциклическая фискальная политика.
  • Государственное кредитование экономики по ставкам гораздо ниже рыночных.
  • Сырьевая зависимость курса тенге.
  • Антирыночная поддержка бизнеса и государственное регулирование цен.

Ни в одной государственной программе или стратегическом документе вы не найдете объяснений правительства по этим ключевым причинам высокой инфляции.

Также в новом НП-2025 говорится, что будут «приняты меры по обеспечению однородной конкурентной среды между квазигосударственным сектором и частным бизнесом, реализации принципа "конкурентного нейтралитета" с применением передовой практики стран ОЭСР». С этой точки зрения удивительно, что в новой карте стратегических показателей до 2025 года исчез такой плановый индикатор как - «Индекс конкурентной среды ОЭСР (Product Market Regulation)».

Данный индекс ОЭСР является очень важным для Казахстана. Он состоит из 18 показателей, которые измеряют барьеры для появления новых компаний и для развития конкуренции в стране в широком диапазоне ключевых областей государственной политики, включая проблемы лицензирования и государственных закупок, доли госкомпаний на рынке, корпоративного управления госкомпаниями, контроля цен, оценки новых и существующих нормативных актов и внешней торговли и так далее. Очень странно, что мы хотим на 100% соответствовать странам ОЭСР, но одновременно убираем ключевой индекс для сравнения с ними.

Помимо этого, в плановых индикаторах развития Казахстана исчез другой очень важный индикатор – «Индекс сложности экономики (Гарвард)». По обоим исчезнувшим национальным индикаторам можно с уверенностью можно сказать, что это произошло потому, что за три года по ним у Казахстана не было не только никакого прогресса, а наоборот - регресс.

Вместо этих и других важных международных показателей в новом НП-2025 появились ряд «новых», не менее известных. Поэтому не исключено,  что через пару лет власти вновь пересмотрят план развития Казахстана и уже новые невыполненные международные показатели снова уберут без всякого анализа и объяснений.

Мурат Темирханов, FCCA, Финансист/экономист

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33