воскресенье, 12 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

В новый год с новым правительством

Досым Сатпаев

Не успев начаться, Год Красного Кабана уже успел подложить свинью правительству Даниала Ахметова. В новый год страна входит с новым правительством, перед которым будут стоять старые задачи.

При этом стоит отметить, что если и есть в Казахстане призрак, который регулярно кружит над страной, так это призрак отставки правительства. Обычно он появляется сразу с формированием нового правительства и с этого момента терроризирует потрепанные нервы наших министров вплоть до их ухода. Некоторые наблюдатели уже заметили якобы сезонную активность данного призрака осенью и в начале каждого нового года. Хотя правительственный долгожитель в лице Даниала Ахметова давно уже посрамил многочисленные гадания на кофейной гуще, которые обычно бесполезны в условиях наличия только одного центра принятия важных политических решений в лице главы государства. Именно поэтому появление решения об отставке правительства произошло именно тогда, когда об этом уже устали говорить и многие смирились с непотопляемостью Ахметова.
Хотя, лично для меня, до сих пор непонятен тот искусственный ажиотаж, который постоянно возникает вокруг возможной смены правительства и его главы в Казахстане, если учитывать тот факт, что после Акежана Кажегельдина практически все предыдущие правительства были лишь техническими органами, без всякой серьезной политической начинки. В условиях сверхпрезидентской политической системы роль премьер-министра и его команды изначально второстепенная. В этом есть свои плюсы и минусы.
К плюсам можно отнести появление определенной преемственности в реализации уже одобренных президентом социально-экономических программ. Это значит, что отставка правительства и приход нового премьер-министра не означают кардинального пересмотра стратегии по переводу экономики страны на несырьевые рельсы. Речь может идти лишь о незначительной корректировке выбранного курса. Поэтому, кто бы ни пришел на смену Даниалу Ахметову, в лице того же Карима Масимова, это лишь техническая рокировка на уровне технических фигур, какой бы влиятельной последняя ни была. Понятно, что такие перестановки вносят изменения в баланс сил между конкурирующими элитными группами, но само сохранение этого баланса всегда находится в руках президента.
Что касается минусов, то самым главным из них является несамостоятельность и некреативность правительства, которое постоянно ждет ценных указаний сверху. Дошло до того, что частично функции правительства на себя взяли Совет безопасности и администрация президента.
Можно, конечно, долго гадать по поводу истинных причин отставки Даниала Ахметова и его правительства. Кто-то, естественно, вспомнит демонстрационные трения на глазах президента между премьер-министром и казахстанскими банкирами на очередном Конгрессе финансистов Казахстана в ноябре 2006 года. Интересно отметить, что 3 января текущего года президент провел встречу с банкирами, среди которых были и критики Ахметова. Кто-то найдет причину в неспособности правительства держать инфляцию в узде. Кое-кому показалась явно медленной работа правительства по реализации индустриально-инновационной программы. А четвертые вообще увидят в этом предзнаменование начала участия парламента в формировании правительства после создания партии «НурОтан». Версий может быть много, но ясно одно. Новое правительство и новый премьер лишь возьмут эстафету у своих предшественников, чтобы двигаться в том же направлении, хотя может быть и с удвоенной скоростью.
В экономической сфере одна из задач правительства будет заключаться в создании благоприятных социально-экономических условий для вхождения Казахстана в ВТО. Это автоматически предполагает более активную реализацию индустриально-инновационной программы и сокращение сырьевого фактора в экспортной структуре страны. При этом если исходить из того, что с лета прошлого года вся сырьевая сверхприбыль идет в Национальный фонд, а не в государственный бюджет, новому правительству придется более ответственно подойти к проведению налоговой реформы и поиску других источников пополнения бюджета. И к тому же это должно быть сделано не в ущерб социальной политике, которая должна сохранить высокую легитимность власти вплоть до парламентских выборов 2009 года и, тем более, в случае реализации проекта «преемник».
Не так давно под эгидой Всемирного банка институциональные экономисты Кифер и Ширли провели исследование экономической конкурентоспособности 84 стран мира. Вывод был интересным, хотя и не в пользу многих, в том числе постсоветских государств. В частности, тезис о том, что лучше развиваются не те страны, которые богаты природными ресурсами, уже давно известен. Но то, что к экономическим лидерам не всегда можно отнести и тех, кто вроде бы проводит правильную экономическую политику, должно насторожить наших чиновников, самовлюбленно говорящих о казахстанском экономическом лидерстве и новых экономических программах. Оказывается, конкурентоспособность страны в первую очередь определяется наличием устойчивой и прозрачной системы правил, которые не меняются по воле и желанию отдельных политических и бизнес-группировок, исходя из их партикулярных интересов или текущей политической конъюнктуры. Даже если признать вслед за нобелевским лауреатом по экономике Джозефом Стиглицем, что выводы и рекомендации Всемирного банка часто не соответствовали реальной экономической потребности, данный тезис Кифера и Ширли имеет вполне реальные примеры, подтверждающие его валидность.
Но в деятельности любого правительства в истории суверенного Казахстана всегда были важны три даты. Это первая неделя работы нового премьера и его министров. Обычно здесь действует принцип «новой метлы». То есть много громких заявлений о более активной работе и о новых планах, похвала в адрес предшественников вперемешку с легкой критикой по поводу некоторых недоработок и уверения в необходимости преемственности в реализации президентской стратегии экономического развития. В этот период основой интригой является состав нового правительства, особенно если там появляются новички. Это также дает информацию о том, насколько длинной может быть скамейка запасных у главы государства.
Затем идут первые сто дней. Это более важная дата в работе правительства, так как обычно к этому времени всем становится ясно, кто чего стоит и куда все катится. И наконец финал, то есть очередная отставка. Но многие из тех, кто с упоением обсуждает фигуру нового премьера и промывает косточки старому, кто с таким же рвением изучает персону каждого назначенного министра, выискивая в этом тонкий политический умысел, обычно забывают о том, что в Казахстане есть сила, которая гораздо более влиятельна, чем любое правительство. Это тот самый вечный номенклатурный двигатель, который часто работает вхолостую. Ведь в этой карусели правительственных кадровых перестановок незыблемым остается только сам бюрократический аппарат, его средние и низовые звенья, которые непосредственно участвуют в практической реализации всех тех красивых социально-экономических программ, которые торжественно спускают им сверху. Но министры приходят и уходят, а аппарат остается!
Основная проблема всех казахстанских правительств заключалась в том, что этот исполнительный орган жил своей жизнью, а бюрократический аппарат своей. Это было и при Сергее Терещенко, и при Имангали Тасмагамбетове, и при Даниале Ахметове. Кстати, при правительстве последнего самым свежим примером является чуть не провалившаяся акция по легализации имущества, в чем обвинили именно низовые административные звенья, которые сами не поняли, что это такое и чего от них хочет президент и правительство. Или небезызвестное заявление о саботаже опять со стороны некоторых низовых государственных структур, которые с точки зрения экс-министра юстиции мешали созданию центров обслуживания населения.
Как в свое время отмечал Энзо Маравати, руководитель программы TACIS для Комитета по инвестициям министерства индустрии и торговли, существуют универсальные параметры, влияющие на инвестиционную привлекательность любого государства. В частности, это эффективность бюрократии, высокий уровень доступности информации, независимость судебной системы и низкий уровень коррупции. В последнем случае Казахстан, по оценкам экспертов, - середнячок по уровню теневых выплат и предоставления необоснованных льгот. Одни подозрительные тендеры чего стоят. Кроме этого важную роль играют развитие инноваций, хорошая логистика для доступа местных товаров на международные рынки и большие инвестиции в человеческий капитал. Именно эти параметры лежат в основе экономического успеха Гонконга, Сингапура или Южной Кореи.
Получается, что сделать заявку на членство в списке конкурентоспособных государств мира - это лишь начало долгого и трудного пути, который не все смогут выдержать. Несмотря на то что, согласно последнему отчету Всемирного банка и международной финансовой корпорации, в рейтинге по степени простоты условий для ведения бизнеса Казахстан занял 62-е место, опередив даже Россию, но по технологическому индексу Всемирного экономического форума мы занимаем лишь 77-е место. При этом, по данным ЮНЕСКО, расходы Казахстана на научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки (НИОКР) на душу населения составили всего 11,4 доллара, что в 87 раз меньше, чем в маленьком и несырьевом Израиле.
В конце концов, речь идет не только о создании институтов развития или привлечении инвестиций в инновационный сектор. Речь идет о глубокой реформе политической и судебной системы, которые делают правила игры для общества, государства и бизнеса не просто понятными, но и справедливыми. Ведь отсутствие справедливости ведет не только к резкому социальному расслоению, но и к опасности изменения контрактов. При этом непонятные и теневые правила игры опираются на слабую систему управленческих навыков бюрократического аппарата. Возникает странная ситуация, когда некоторые части бюрократического аппарата Казахстана более или менее соответствуют международным стандартам государственного управления, а другие, и их большинство, являются абсолютно неэффективными. Здесь существует уже упомянутая опасность того, что низовые звенья чиновничьего мира страны будут абсолютно невосприимчивы к тем инновациям, которые будут спускаться сверху с целью повышения прозрачности и КПД всей управленческой вертикали.
Все это говорит о том, что еще одной главной и основной задачей нового правительства и премьер-министра является продолжение административной реформы, которая официально началась в прошлом году, но так и непонятно, к чему она все-таки привела. Более того, возникает такое ощущение, что эту реформу сам аппарат постепенно спустил на тормозах. Хотя одной из ее целей было усилить полномочия и самостоятельность ведомств и акиматов в принятии управленческих решений. Но без этой реформы, каким бы классным менеджером (хозяйственником, экономистом, управленцем) ни был новый премьер и какие бы яйцеголовые технократы ни сидели в правительстве, реализация всех социально-экономических программ будет пробуксовывать, вызывая разочарование у населения, критику со стороны парламента и недовольство у президента.
Оставить комментарий

Антресоли

Ярмарка привилегий Ярмарка привилегий
Редакция Exclusive
11.12.2006 - 15:19
Чужой каравай Чужой каравай
Редакция Exclusive
11.12.2006 - 14:04
The island of freedom The island of freedom
Редакция Exclusive
11.12.2006 - 13:12
Bank owners Bank owners
Редакция Exclusive
11.12.2006 - 12:44
Bureaucratic ballad Bureaucratic ballad
Редакция Exclusive
11.12.2006 - 12:21
Страницы:1 2 3 4