воскресенье, 05 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Каким был 2019 год для банковской системы Казахстана? 

Мурат Темирханов, FCCA Финансиcт 

В целом, с точки зрения развития всей банковской системы, уходящий год был плохим. В начале этого года продолжилось спасение вкладчиков и кредиторов Цеснабанка. В результате общая государственная помощь Цеснабанку составила 1,45 трлн тенге. При чем это не включает убытки, которые взяли на себя Самрук-Казына, Байтерек, и Казагро. 

В конце года по результатам AQR пошли упорные слухи, что банкам понадобиться дополнительная помощь на сумму в районе 600 млрд тенге. Результаты проверки обещают опубликовать только к весне следующего года. Такое впечатление, что долгая история по решению проблемы неработающих кредитов в банковской системе Казахстана еще будет продолжаться почти весь следующий год. 

Помимо этого, банковская система продолжает ужиматься в экономике, особенно по отношению к ВВП, который растет чуть более 4% в реальном выражении. Так, по информации на конец октября этого года, активы и кредиты всех банков за 10 месяцев этого года выросли на уровне ниже инфляции. Сейчас уже можно сказать однозначно сказать, что в целом за год рост банковской системы будет существенно ниже роста ВВП. 

При этом в банковской системе существует 4 трлн избыточной ликвидности, которую банки могут отправить на кратко- и долгосрочное кредитование экономики. 4 трлн - это почти 30% всего кредитного портфеля всех банков. То есть, деньги есть, а кредитование практически не растет, кроме потребительского. С точки зрения развития экономики это тоже очень плохо. 

В целом ситуация такова, что банковская система не может наращивать сбережения для своего развития, и имея избыток ликвидности не может увеличить кредитование экономики. По факту она очень плохо выполняет свои стандартные функции финансового посредника, что в скором времени начнет тормозить рост экономики.

Чем вы объясняете такую ситуацию? 

По моему мнению, снижение роли банковской системы в экономике Казахстана сложилась из-за трех основных причин. 

  • Первая из них – это большие структурные проблемы нашей экономики.
  • Вторая причина – это плохое регулирование и надзор за банками.
  • И наконец третья причина - вмешательство государства в рыночные отношения на финансовом секторе. 

В можете более подробно объяснить эти причины? Давайте начнем со структурных проблем экономики. 

Структурные проблемы экономики, которые ограничивают рост банковского кредитования бизнеса, представляют собой следующее. 

  • Малый и средний бизнес в основном кредитуется в банках, однако по сравнению с развитыми странами доля такого бизнеса в экономике очень небольшая. МСБ слабо растет и сильно перекредитован – банкам просто некого кредитовать.
  • Госкомпании занимают слишком большую долю в экономике, но они в основном получают финансирование либо от государства и квазигосударственных организаций («Байтерек», ЕНПФ), либо, благодаря своим высоким рейтингам, они финансируются за рубежом. При этом правительство решает, как распределять их деньги нацхолдингов и госкомпаний по депозитам между банками.
  • Также в нашей экономике превалируют очень крупные компании - экспортеры сырья (государственные и частные), которые также финансируются в валюте за рубежом или им опять же помогает государство. Помимо этого, экспортеры получают свои доходы в валюте, которую они стараются держать за рубежом, не доверяя нашей банковской системе.  

Без решения этих структурных проблем очень трудно ожидать, что банки займут достойное место в экономике. Это произойдет только тогда, когда государство сможет уйти от сырьевой зависимости и диверсифицировать экономику, а также тогда, когда оно сможет нарастить долю МСБ в экономике в 2 – 3 раза, и в таких же масштабах сократить долю госкомпаний. К сожалению все эти процессы идут крайне медленно. 

Давайте перейдем к следующей причине слабого развития банковской системы. В чем заключается вмешательство государства в рыночные отношения на финансовом секторе? 

Негативное влияние государства на рыночные отношения в банковском секторе происходит из-за следующих моментов. 

  • Государство активно занимается выдачей кредитов для бизнеса и населения (ипотека) по ставкам значительно ниже рыночных, выступая недобросовестным конкурентом для всей банковской системы.
  • Государственные средства (включая деньги госкомпаний) распределяются между банками на нерыночной основе и без учета реальных проблем в определенных банках. В результате ФНБ «Самрук-Казына», Байтерек, и Казагро в целом потеряли сотни миллиардов тенге, спасая проблемные банки по поручению правительства.
  • Бюджетные деньги, деньги государственных ЕНПФ и Байтерека направляются на государственные бизнес-проекты, которые в нормальных рыночных условиях не смогли бы найти финансирование из-за их неконкурентоспособности и неэффективности. 

После кризиса 2008-2009 государство, имея много денег в Нацфонде, влезло в когда-то вполне конкурентный и рыночный банковский сектор и стало раздавать деньги нерыночным способом по заниженной цене. Возможно такое вмешательство было необходимо во время кризиса, но после него прошло уже 10 лет, а государство все продолжает свое вмешательство в рыночные отношения. 

Выдавая кредиты по нерыночным процентным ставкам, государство имеет конкурентное преимущество, которого в помине нет у коммерческих банков. Это связано с тем, что банки не могут снижать свои процентные ставки на кредиты из-за высокого уровня инфляции и кредитных рисков в экономике Казахстана. То есть, государство напрямую конкурирует с коммерческими банками.

Кредиты и инвестиции, осуществляемые по решениям чиновников, очень часто создают неэффективные и нерыночные коммерческие проекты, которые никогда не станут интересными для частных банков и фондового рынка. После этого, правительство, чтобы скрыть свои провалы, вынуждено продолжать дешевое государственное финансирование, чтобы поддержать эти проекты на плаву. Все это вредит диверсификации экономики и ограничивает поле деятельности для коммерческих банков. 

А какие проблемы существуют с регулированием и надзором за банками? 

Как и до кризиса 2008-2009, так и сейчас остается одна очень большая проблема – это отсутствие независимости у банковского регулятора. Сейчас это Нацбанк, а после нового года опять будет отдельное агентство, ответственное за банковское регулирование и надзор. 

Мы все прекрасно видели, что проблемные банки, за которыми стояли маловлиятельные акционеры, закрывались регулятором быстро и очень эффективно, без дополнительных затрат для госбюджета. Однако, когда за плохими банками стояли влиятельные акционеры или правительство (БТА, Альянс, Темирбанк), то Нацбанк какое-то время скрывал их проблемы, а затем процесс банкротства таких банков слишком затягивался, проходил очень неэффективно, и за счет очень больших затрат со стороны государства. 

Чтобы исправить такую ситуацию, надо сделать Нацбанк и нового банковского регулятора реально независимым от исполнительной власти так, как например в США, где президент Трамп, не имея прямых рычагов, вынужден давить на главу ФРС через социальные сети на глазах у всей общественности. 

Что касается непосредственно регулирования и надзора за банками, то в течении и сразу после кризиса 2008-2009 Нацбанк слишком закрутил гайки. Кризис уже давно прошел, а слишком строгое, негибкое и очень затратное для банков регулирование осталось, что сейчас сильно мешает развиваться банковской системе и фондовому рынку. 

Переход Нацбанка на риск-ориентированные регулирование и надзор мог бы снять эту серьезную проблему. Однако то, что Нацбанк планирует внедрить, на самом деле никакого отношения к риск-ориентированному регулированию и надзору не имеет! В результате банковская система получит не облегчение, а дополнительное бремя.  

С нового года начнет работать новое агентство по регулированию и развитию финансового рынка. Уже известен новый руководитель этого агентства. Как вы думаете произойдут ли улучшения в регулировании и надзоре в банковской системе? 

Я думаю, что в ближайшее время не будет каких-то значительных улучшений. Прежде всего в Казахстане так и не решена проблема независимости банковского регулятора от президентской власти. Яркий пример этому – это то, как выбирали главу этого агентства - Мадину Абылкасымову. Специалистам очень трудно понять почему выбрали именно её. У ней нет опыта в банковской системе и никто никогда не слышал её предложения по реформам в регулировании и надзоре по банкам. Как я писал раньше, реформы в этой области требуются большие и серьезные. 

В идеале руководителей Нацбанка и агентства по регулированию финансового рынка должен утверждать парламент. А перед этим кандидаты должны выступить с программной речью так, чтобы до назначения были понятны их планы работы в этой сфере. На днях у руководителя АРРФР появились достаточно сильные заместители с большим опытом, однако все равно невозможно сказать, какие реформы можно ожидать в новом агентстве. 

Получается, что перспективы роста банковского системы пока не радужные? 

Да, это так. Чтобы решить проблему слабого и некачественного роста банковской системы, властям прежде всего нужно четко обозначить реальные причины такого положения дел, а затем последовательно делать реформы в этих направлениях. К сожалению, пока этого не видно. 

Даже если власти признают все реальные причины проблем банковской системы и твердо решат их исправить, то в любом случае это займет существенное время. Особенно это касается структурных реформ в экономике – это длительный и болезненный процесс. То есть, какого-то резкого роста или улучшения в банковской системе я в ближайшее время не ожидаю. 

Что касается отдельных банков, вы могли выделить какие-либо успешные банки? 

Я считаю, что на сегодня лучшим банком со всех сторон является Kaspi bank вместе с его финтех экосистемой Kaspi.kz. Акционеры и руководство банка вовремя увидели то, как информационные технологии изменяют традиционное банковское дело, и они уже давно начали своё преобразование. На мой взгляд, финансовая группа Kaspi.kz по внедрению новых финансовых технологий как минимум лет на пять лет опережает любой банк в Казахстане. Если они не сбавят свои темпы внедрения новых технологий, то вряд ли какой банк в Казахстане сможет их догнать в этой сфере. 

Простой пример, чистые доходы по банковским услугам и комиссиям в Kaspi bank в абсолютном выражении самые большие среди всех банков, работающих в Казахстане, включая такого монстра как Народный банк, который по активам в четыре раза больше чем Kaspi bank. При этом никто из клиентов не жалуется, что у Kaspi.kz высокие комиссии. Банк выигрывает только за счет гораздо большего количества банковских операций населения. 

Также можно отметить, доходы по банковским услугам и комиссиям в Kaspi bank более чем в два раза больше чем все его операционные расходы. Это говорит об очень высокой эффективности операционной деятельности банка. У всех банков, работающих в Казахстане, комиссионные доходы меньше чем их операционные расходы. В целом показатель отношения комиссионных доходов к операционным расходам в Kaspi bank является выдающимся по мировым меркам. 

На сегодня этот банк в основном специализируется на работе с физическими лицами. Однако, если Kaspi bank сможет перейти от финтех кредитования физических лиц к финтех кредитованию и банковскому обслуживанию малого и среднего бизнеса, то я уверен, что он достаточно быстро станет крупнейшим банком в Казахстане.         

 

Оставить комментарий

Финансы

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33