Казахстанские недоросли – главная потеря от пандемии
Правительства многих стран, считая лишение школьников и студентов в предыдущем учебном полугодии полноценного обучения главной потерей от пандемии, разрешили всем учебным заведениям начать его в очном формате. То, что приближается сезон респираторных заболеваний и никто пока не знает, как они поведут себя в сочетании с коронавирусной инфекцией, их не остановило. Среди них, например, наш ближайший сосед – Россия.
Целенаправленная диверсия?
В казахстанских школах начался учебный год. Дистанционно. По результатам независимого расследования, проведенного телеграмм-каналами eHelpru и eHelp.kz, 65% казахстанцев хотят, чтобы дети учились в нормальном, очном режиме, 18,6 – за очный формат и 16, 2% - за смешанный. И у каждой группы свои аргументы.
Наиболее радикально настроенные сторонники очного обучения, считая, что грубо нарушены конституционные права детей на получение качественного образования, запускают флешмобы. «Следующий шаг - петиция и письмо президенту» – заявили они.
- Совершенно не обязательно быть великим социологом, чтобы понимать, что этой весной онлайн-учебу провалили и дети, и школы, и родители, - говорит алматинская родительница Анна Шелепова. - Осенью будет то же самое. Как и многие другие родители, я считаю, что логики в решении не пускать детей в школу, а перевести их на онлайн-обучение, нет вообще. Мало того, лично я расцениваю это как целенаправленную диверсию против казахстанских детей, особенно тех, кто учится в "началке". Присоединяюсь к флэшмобу Ольга Агапова #БекшинХочувШколу
Родительница поставила перед городскими властями следующие вопросы:
- Почему во всех странах, даже в тех, которые относились к так называемой "красной зоне", нашли решение, как сохранить детям очное обучение в школах?
- Почему продуктовые рынки, ТРЦ, пляжи Капшагая, концерты в спорткомплексе "Алматы Арена", кафе, барахолки, карусели в парках безопасны, а школы - угроза здоровью?
- Почему не учитывается мировая статистика, что количество заболеваний в возрастной группе до 18, а уж тем более летальных случаев настолько мало, что в подавляющем большинстве стран закрытие образовательных школ и детских центров назвали ошибкой?
- Что делать работающим родителям? Мои дети должны быть умными, но нищими, потому что мне как работающей матери приходится выбирать - либо учить и делать домашние задания, либо зарабатывать деньги на их обеспечение? Как вы это видите?
- Кто будет восполнять после весны уже невосполнимые пробелы в знаниях у детей и нанимать потом репетиторов, водить в частные центры развития?
- Вы хоть раз видели, как проходит онлайн-учеба «по-казахстански»? На вотсап присылают фото страниц учебников, а далее ребенок делает уроки самостоятельно - как умеет. А если детей, например, трое, а гаджетов меньше, как они должны работать?
- Сколько детей имеет дома качественные планшеты, компьютеры, скоростной интернет? Кто будет восстанавливать зрение детей и за чей счет, если они целый год просидят в гаджетах при норме 15 минут в день?
Цифровые уроки могут заменить репетитора?
МОН РК, как и в четвёртой четверти прошедшего учебного года, подготовило телеуроки на канале «Ел арна» на русском языке и на канале «Аль-Фараби» - на казахском языке. Директор Алматинского филиала АО «НЦПК «Өрлеу» (он тоже принимал в этом участие), доктор педагогических наук Раиса Садвакасова, считает их не просто полноценными уроками, а такими, которые могут заменить дорогостоящего репетитора.
- Мы много слышим критики в адрес дистанционного обучения, но с такими ситуациями, как пандемия, человечество сталкивается, наверное, раз в столетие, а жизнь, тем не менее, продолжается, - говорит она. - Весь мир сегодня ломает голову над тем, как не сорвать учебный процесс и правильно организовать его. Пока лучше дистанционного обучения на разных интернет-платформах и телеуроков, никто еще ничего не придумал. Сейчас все, кто причастен к этому процессу, делают все от них зависящее, чтобы как можно безболезненнее провести учебный процесс в новых условиях.
Есть надежда, что, благодаря большой подготовительной работе, первая четверть нового учебного года будет более организованной, чем была последняя, четвёртая четверть предыдущего учебного года. Задача нашего центра – научить учителей работать в удаленном режиме, чтобы обезопасить детей и их родителей от возможного заболевания. Если мы сможем организовать тандем «учитель, родитель и ученик», тогда у нас и будет результат. Мы открыты для новых предложений и готовы ответить на любые вопросы. Для этого надо лишь зайти на наш образовательный канал «Өрлеу» в You Тube. Мы надеемся, что наши уроки станут хорошим подспорьем для всех - учителей, детей и их родителей. О том, насколько они востребованы, говорят цифры - порядка 7 млн. просмотров и около 85 тысяч подписчиков. Все разработанные нашим центром цифровые уроки соответствуют типовым учебным программ, утвержденным МОН РК. Теперь с интерактивными уроками и видео-лекциями можно познакомиться, не выходя из дома, был бы доступ к Интернету. Кроме разработки, съемок и размещения на своем You Tube-канале видео-уроков, мы проводим разъяснительную работу по дистанционному формату обучения для учителей, учеников и родителей в виде вебинаров. Почему именно мы? Потому что у нас большой опыт работы в сфере образования, имеются квалифицированные тренеры, проводившие дистанционные курсы повышения квалификации для педагогических работников в период ЧП и карантина, они сами являются родителями школьников и проблемы знают изнутри. А это бесценный опыт. Когда, к примеру, мы провели, в августе первый наш вебинар на двух языках для родителей, его посмотрели в тот же день 47 тысяч человек. То, что родители задавали разные вопросы и даже спорили друг с другом, говорит об их заинтересованности. Те из них, кто пропустил через себя ситуацию последних месяцев, стали очень осторожными. А те, кого это не коснулось, настаивают на оффлайн-обучении. Один из родителей, поддерживая необходимость дистанционного обучения в новых условиях, написал своим оппонентам по родительскому корпусу: «Ничего не может быть важнее человеческой жизни и здоровья. А вы, наверное, вы не теряли близких?».
Возможно, у каждой школы будут свои правила в новых условиях, но наши видео-уроки и вебинары, которые можно посмотреть в любое время, – это подспорье для всех, учителей, детей и их родителей. На мой взгляд, цифровые уроки вполне могут заменить репетиторов, поскольку их ведут лучшие учителя города. И, к примеру, те, кто не мог раньше позволить себе недешевые дополнительные уроки английского у частных репетиторов или на курсах, теперь могут это сделать. Главное, чтобы Интернет не подвел.
«Вы не теряли родных»
Раису Садвакасову поддерживает депутат Мажилиса Парламента Магеррам Магеррамов:
- Новый учебный год у наших детей начался, конечно, не так, как нам всем хотелось бы, - говорит он. - Однако, надо понимать, что болезнь, которая обрушилась на весь мир, очень опасная и поэтому, начнем учебу дистанционно. Для меня это не простая страшилка, что где-то "бродит" эта страшная болезнь. Два близких родственника и мой самый ближайший друг ушли в мир иной. Я понимаю, что не всё ладно было, когда завершающую четверть наши дети закончили дистанционно. Но опыт приходит из
практики, и нам всем надо набраться терпения.
Учителя отучились от матов
- На одну из наших учительниц, которая не стеснялась смачно выражаться на уроках, по-нашему, по-казахски (даже не решаюсь повторить ее), жаловались все – и дети, и родители, - рассказывает еще одна сторонница дистанционного обучения. - Она на какое-то время успокаивалось, а потом все начиналось заново. Мы говорили об этом на каждом собрании, но доказательств не было, записать ее дети не могли – телефоны забирали при входе в школу. Но как только началась дистанционка – они не узнали свою учительницу. Голос стал мягким, интеллигентным, за всю четверть она ни разу не сорвалась на базарный тон. Я надеюсь, что даже после того, как дети вернутся к нормальному формату обучения, такой стиль поведения станет естеством наших учителей.
В специальном комментарии для Exclusiv.kz научный руководитель российского НИИ вакцин и сывороток имени И.И. Мечникова, заведующий кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Сеченовского университета (Москва) Виталий Зверев отметил, что «Вирус никуда не делся. Процентов 70-80 населения планеты обязательно им переболеет. Подъем заболеваемости, безусловно, будет. Осенью и весной мы всегда с этим сталкиваемся из-за погодных условий, скученности людей в помещениях и в транспорте.
Но это не означает, что мы должны лишать школьников и студентов нормального обучения. Немецкие коллеги написали, что это главная потеря от пандемии. У них есть поговорка: чему маленький Ганс не учился, того большой Ганс знать не будет. То есть электронное обучение не может заменить нормального. Я, как заведующий кафедрой, который тоже проводил занятия и принимал экзамены онлайн, с ними согласен: это не обучение, а профанация. Хорошо, если ребёнок в семье один, а если трое? Не знаю, как в Казахстане, но в России не каждая семья может позволить себе даже один компьютер.
Новый учебный год у нас, к счастью, будет очным для всех – и школьников, и студентов. При желании можно наладить такое обучение везде, как это сделал тот же Китай. Надо просто соблюдать определенные правила – социальную дистанцию, маски в общественном транспорте и местах скопления народа, изоляция больных, чтобы они не заражали других. Не будем забывать, что школьники являются основными переносчиками респираторных заболеваний, студенты тоже будут собираться в большие группы. По маскам: их нужно носить не везде, на улице они ни к чему. Самое главное, их должны носить люди, у которых есть признаки заболевания. Здоровый человек может носить какую угодно маску, но если болеющие ходят без нее, то вероятность заражения составляет 70 процентов. То же самое касается и перчаток. Я не знаю, кто это придумал, но они ни от чего не спасают.