пятница, 03 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Законопроект о промышленной политике «омолодил» Атамкулова

В среду, 6 октября, депутат, лидер акжоловцев Азат Перуашев шел на работу неспешным, но решительным шагом. Законопроект о промышленной политике, обсуждавшийся в экспертном сообществе почти год, должны были рассмотреть на пленарном заседании. Документ Перуашеву не понравился, поэтому с членами фракции он договорился выразить протест, насколько это будет возможно.

Господдержка «душит» промышленность

Прибывший на пленарное заседание глава Министерства индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов рассказал парламентариям, что государство готово стимулировать производство более 4 тысяч товаров с добавленной стоимостью. Господдержка достанется наиболее эффективным предприятиям обрабатывающей промышленности.

– Для повышения эффективности мер господдержки вводятся встречные обязательства. Это требования по повышению показателей производства. МИИР будет проводить мониторинг. В случае неисполнения обязательств предприятия должны вернуть бюджетные средства в соответствии с правилами. (…) Всего для бизнеса предусмотрены порядка 20 мер стимулирования. Разработан также новый инструмент стимулирования – промышленный грант, предоставляемый на модернизацию производства путем софинансирования. Это обеспечит технологическую модернизацию предприятий, повысит качество выпускаемой продукции, – сообщил министр.

Еще с прошлого года эксперты критиковали законопроект за нормы, замещающие рыночные механизмы стимулирования индустриального предпринимательства. Однако, пункты, предполагающие «тепличные» условия для бизнеса в связке с государством, в законопроекте все же оставили. Депутат Самат Акишев заметил, что значительная часть норм законопроекта регламентирует полномочия институтов развития – это холдинг «Байтерек», Банк развития Казахстана, АО Qazindustry, СПК, АО «Казахинвест», АО «Казахэкспорт», АО Kaztrade. На заседаниях рабочей группы парламентарии предлагали сократить институты развития в связи с их низкой эффективностью и размытостью функций, но правительство это проигнорировало.

Рекламная пауза по-нигматулински

– Почему при таком количестве институтов развития нельзя определить один институт развития, который бы отвечал за предоставление мер господдержки комплексно или же организовать «одно окно», чтобы предприниматели не обращались к различным институтам развития для мер господдержки? – спросил Акишев министра.

Бейбут Атамкулов стал перечислять институты развития и объяснять принципы финансирования. Спикер Нурлан Нигматулин прервал его.

– Нам не надо рассказывать, кто чем занимается. Вопрос в другом же был. Ваша позиция, ваше мнение о сокращении институтов развития и передаче их в Фонд развития промышленности? Давайте четко, пожалуйста. Вы министр – ваша позиция? – сказал он учительским тоном.

– Нурлан Зайруллаевич, над этим мы работаем, – уклончиво отвечал Атамкулов. – Вопрос правильный. По единому окну: практически все меры господдержки сейчас

– Дойдем до единого окна! – отрезал Нигматулин. – Вашу позицию сформулируйте, пожалуйста.

Было очевидно для всех, что принимать решение о сокращении институтов развития единолично Атамкулов не может. Нигматулин, конечно понимал это, но продолжал наслаждаться его несвободой.

– Моя позиция: в принципе, я поддерживаю, – юлил министр. – Мы готовы в этом направлении поработать…

– Что поддерживаете?

– У нас институты развития имеют разные функции. То есть, у разных госорганов – есть при них эти институты развития. Часть из них делают и оперативное сопровождение, и операционную работу по инструментам. Часть из них занимается аналитической работой. Вот в части поддержки бизнеса эти инструменты можно проработать и собрать в одном институте….

– Минутку, подождите, – снова прервал Нигматулин. – То есть, позиция министра Атамкулова в том, чтобы поддержать сокращение количества институтов развития, так?

– Эм… Нурлан Зайруллаевич, сокращение – это не в компетенции министра, но если эти инструменты собрать в одном …

– Подождите, мы не о компетенции. Хоть раз вы свою позицию четко и ясно сформулируйте, Бейбут Бакирович. Сегодня кто занимается промышленностью, какое министерство в стране?

– Министерство инфраструктурного развития, – отвечал Атамкулов, как первоклассник.

– Точно! – не без удовольствия продолжал опрос Нигматулин, следя за эмоциями в зале. – Теперь количество институтов, поддерживающих эту промышленность, сколько в стране?

– Семь! – послушно чеканил Атамкулов.

– При скольких министерствах?

– Это министерства, ээ…

– При скольких министерствах?

Атамкулов прищурился, словно бы помогая себе вспомнить нужное число.

– При четырех, кажется, министерствах.

– Да! – победоносно продолжал спикер. – Вот отсюда весь у вас и разлад в работе, понимаете? Точно, как в пословице «У семи нянек дитя без глазу».

– Нянек, – бормотал Атамкулов, боясь запнуться

– Отсюда вы и позволяете себе не отвечать на вопросы, которые вам ставятся и в СМИ, и блогерами, и по автопрому, и по другому вопросу. Потому что в футбол играете, вроде бы 7 институтов развития, 4 министерства. Я точно знаю, как это обсуждалось в рабочей группе. Ваш заместитель говорит: «Исторически так сложилось». Ну и что, что исторически так сложилось? Это разве ответ?

Спикер стал объяснять Атамкулову, что условия, в которых работают промышленные предпринятые в Казахстане меняются, потому что меняется жизнь и что институты развития, которые давно пора оптимизировать, стали похожи на министерства с приличным штатом, содержание которого обходится государственному бюджету недешево.

– Видение должно быть у министерства, что нам нужно с ними (институтами развития – ред.) делать, а потом обсуждать. А когда аморфное состояние – «исторически сложилось»! Исторически что только у нас не сложилось! – говорил Нигматулин, теперь абсолютно уверенный, что именно этот спич вечером покажут по телевизору.

На пленарное заседание не пришли руководители НПП «Атамекен», но советоваться с ними все равно будут. Как сообщил Бейбут Атамкулов, для конкретизации встречных обязательств получателей господдержки планируется принять подзаконный акт, в котором и пропишут, как предприниматели должны возвращать деньги государству в случае неудачи в бизнесе.

Второкурсник и Википедия

Лидер фракции «Акжол» Азат Перуашев не стал задавать министру вопросы, я взял слово, когда перешли к выступлениям.

– При упоминании в законе различных мер поддержки ни одна из них не прописана в законе, порядок их применения указан через отсылочные нормы на решения отраслевых госорганов. Такой подход оставляет широкие возможности и для творчества, и для коррупционных проявлениях. Тем более, когда речь идёт о льготах и субсидиях. Поэтому мы считаем более правильным хотя бы базовые подходы прямо зафиксировать в нормах закона. (…) Даже без учёта холдинга "Байтерек" и БРК, такие госкомпании как Kaztrade, Qazindustry, KazakhExport имеют более 500 сотрудников и фонд зарплаты более 2,5 млрд тенге, не считая расходы на офисы, автомобили, зарубежные представительства в шикарных столицах и так далее. Их содержание и так съедает значительную часть средств, по идее выделяемых на поддержку бизнеса. В проекте предлагается создать дополнительные структуры и их филиалы, хотя во всех областях существуют и местные управления предпринимательства и промышленности, и палаты "Атамекен". Иногда даже непонятно, это чиновники для промышленности работают или промышленность для чиновников создаётся? По требованию депутатов фракции "Ак жол" правительство согласилось не вводить так называемые региональные организации в области инвестиции, но кто-то же толкал их в этот закон. И как быть с остальными "прилипалами" к бизнесу? – говорил Перуашев.

Лидер акжоловцев заявил, что законопроект обеспечит нулевую эффективность и предположил, что формулировки статей его авторы скачали с «Википедии».

– Это не уровень закона, это реферат студента второго курса, – поддел Атамкулова Перуашев.

– На основании изложенного депутатская фракция «Ак жол» не считает возможным поддержать рассматриваемый законопроект в первом чтении и воздержится при голосовании по этому документу.

Протест акжоловцев не помешал палате одобрить законопроект в первом чтении. До второго чтения парламентарии обещают доработать все спорные нормы.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33