пятница, 03 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

«Цифровой суверенитет» пал первым. На очереди – финансовый?

Похоже, «цифровой суверенитет» стал первой разменной монетой в геополитических играх. В Бишкеке на заседании Консультационного совета по валютной политике центральных банков ЕАЭС обсуждался проект наднационального органа по регулированию финансового рынка, создание которого предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года… Пора начинать беспокоиться?

«Какой-то Каспий…»

Одним из немногих достижений последних лет, которым можно гордиться, наряду с разработкой отечественной вакцины QazVac, является цифровизация услуг во всех сферах, благодаря которой мы можем осуществлять массу различных рутинных операций, связанных с налогами, получением каких-либо справок, оказанием медицинских и финансовых услуг, образованием и прочим, буквально не выходя из дома, используя лишь смартфон. На сервисе «eGov» многие данные, например, адресную справку или подтверждение об отсутствии наркологической зависимости можно получить через Телеграм-бот буквально за одну минуту. Подтверждением успешности является заслуженное 29 место Казахстана в рейтинге ООН по уровню развития государственных цифровых услуг (e-Government Development Index), согласно которому мы в прошлом году обошли на семь пунктов Россию, на одиннадцать Беларусь и на целых сорок –Украину.

Неплохо мы выглядим и с точки зрения среды для цифровизации, а именно о доступе к интернету широких слоев населения. По этим показателям Казахстан входит в ТОП-10 стран с самым дешёвым и доступным мобильным и фиксированным интернетом, находясь на шестом месте в мире. В прошлом году, несмотря на пандемию, Казахтелеком успешно завершил проект ВОЛС, протянув более 14,5 тысяч километров линий оптоволокна, обеспечив 828 сельских населенных пунктов широкополосным интернетом. В целом, пандемия неожиданно сильно поспособствовала форсированной цифровизации, заставив инертные слои населения перейти в он-лайн формат.

Из личных наблюдений вспоминается удивление гражданина США, который был поражен скоростью и удобством оказываемых цифровых госуслуг в Казахстане, а также российские туристы в Туркестане, интересовавшихся, почему у них никто не берет наличные, спрашивая вместо этого «какой-то Каспи».

К слову о Каспи: в этом году наша отечественная финтех компания, сочетающая в себе, помимо банковских услуг, также розничные финансовые услуги, электронные платежи и организацию электронных торговых площадок, начала свою экспансию на рынке Украины.

И вот на таком позитивном фоне как гром среди ясного неба прозвучала новость о подписании некоего меморандума между казахстанским правительством и группой компаний «Сбер» (фактически Сбербанком России) о переводе нашего электронного правительства eGov на платформу Сбера. Сказать, что это решение вызвало удивление у общественности, это значит, не сказать ничего.

Ведь последний, и, скажем так, не самый удачный пример такого цифрового перехода связан с использованием российского проекта Дневник.ру для создания ядра системы Kundelik.kz, которую и поныне недобрым словом вспоминают все родители Казахстана.

Венесуэла, Северная Корея, Россия…

Но если даже абстрагироваться от таких негативных примеров и предположить, что в России разрабатываются свои технологические системы, тем не менее реальностью остается тот факт, что РФ сейчас – это геополитический, и, что важнее для нас, технологический изгой, для компаний которого закрыты двери наиболее развитых стран мира. Во всех банках Казахстана висят памятки для посетителей об ограниченности финансовых операций с российской стороной, так как эта страна, наряду с Венесуэлой и Северной Кореей, находится под международными санкциями.

Санкции означают, что с Россией запрещено обмениваться инновационными технологиями, а ее разработки не будут совместимы с технологической продукцией таких лидеров, как США. И это очень серьезный фактор. Достаточно вспомнить кейс крупнейшей в мире китайской телекоммуникационной компании Huawei, опередившей было в 2020 году Samsung, но попавшей в «черный список» экспорта США, что привело к невозможности обновления ее программ в экосистеме Android, а также к остановке целых линий производства из-за недостатка чипов Kirin. В итоге компания буквально за год была свергнута с технологического олимпа в пропасть. Санкции США оказались настолько губительными, что с ними не смогла справиться вся мощь Китая.

Так и сейчас возникает вопрос: насколько безопасно передоверять цифровую трансформацию всех наших госуслуг частному банку страны, которая находится под международными санкциями? Не ударит ли это по нам в случае обострения противостояния между Россией и США, что вполне вероятно с учетом политических тенденций в РФ?

Важно учитывать и тот факт, то наше гражданское общество, постепенно развиваясь, требует к себе уважения со стороны правительства, которое, по сути, является всего лишь оператором общественных интересов. Казахстанцам непонятна снисходительность тона Багдада Мусина, который заявил, что все вопросы возникают из-за непонимания уникальности и выгодности сделки по переходу на единую цифровую платформу Сбера. Также непонятны рассуждения различных авторов, что волну хейта якобы подняли казахстанские IT-компании. Разве не казахстанские чиновники должны защищать и продвигать интересы отечественных, а не иностранных компаний?

К тому же целый ряд экспертов в области информационных технологий, неоднократно отмечали ранее, что вместо PlatformV от Сбера можно использовать отечественные разработки, такие, как ARTA SYNERGY и OR3, что явно снизило бы стоимость сделки в лучшую сторону от нынешних условных 500 миллионов долларов (вероятно, больше), которые придется выплачивать казахстанскому бюджету.

Конец «слышащего государства»?

И, наконец, самый главный вопрос, на который так и не было дано ответа: почему такую эпохальную реформу, как переход на единую цифровую платформу, неважно, с чьей помощью она произойдет, было решено провести едва ли не в тайне от общественности Казахстана? Как отмечают наблюдатели, еще весной 2021 года местные эксперты заметили на портале открытых НПА проект постановления правительства о сделке со Сбером, который был быстро удален.

Тогда министр Б.Мусин сообщал, что это была всего лишь ошибка технических работников, но, как видим, эта «ошибка» вылилась в сентябрьский «Меморандум о сотрудничестве в сфере реализации проектов по цифровой трансформации, переходу к платформенной модели цифровизации и концепции Data-Driven Government» между корпорацией Сбер и казахстанским правительством.

Получается, что общественность никто не собирался информировать, просто поставив перед свершившимся фактом. Это идет вразрез курсу на «слышащее государство», о котором неоднократно говорил Президент РК К.Токаев, ведь такое государство явно не может быть немым, и должно разъяснять свои решения и действия для граждан. Мы в очередной раз столкнулись с проблемой коммуникаций между государством и обществом. Достаточно вспомнить народные волнения по земле и переносу китайских предприятий. Неужели нельзя было обеспечить транспарентность в принятии последнего решения вкупе с грамотной информационной кампанией по разъяснению всех плюсов и минусов от перехода на новую технологическую платформу, с тем, чтобы добиться консенсуса без излишних эксцессов? Разве такой алгоритм действий не идет на пользу как государству, которое получает доверие своих граждан, так и обществу, которое в очередной раз удостоверяется, что его интересы не игнорируются?

Фархад Касенов, A+Analytics

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33