пятница, 01 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Обзор событий недели от Exclusive.kz

Планы приватизации, влияние повышения ставки ФРС, повышение привлекательности внутреннего рынка нефтепродуктов, оценки рейтинговых агентств, связанные с выкупом проблемных активов, меморандум об объединении Capital Bank и Tengri Bank.

1. Министр национальной экономики раскрывает планы, связанные с госсобственностью

Выступая на CFO Summit министр Тимур Сулейменов, призвал бизнес не ждать очень быстрого снижения доли участия государства в ВВП. Какие-то серьезные сдвиги возможны после проведения IPO национальных компаний, которые планируются на 2019-2020 годы. На рынок через МФЦА, который, как заверяется, к этому времени заработает, планируется выводить 25-процентные пакеты нацкомпаний. Наиболее масштабное участие государства в экономике связано с крупными национальными компаниями КМГ и КТЖ. По словам г-на Сулейменова, в ближайшие два года трудно ожидать каких-то изменений оттого, что будут приватизированы, например, дочерние автогаражи государственных структур. Комплексный план приватизации, предшествующей IPO, который поручалось подготовить в кратчайшие сроки, утвержден. Министр призвал аудиторию не искать какой-то негативной подоплеки между общим РГП, которые могут составлять несколько тысяч и количеством структур, которые будут приватизироваться. Приватизировать все бессмысленно, поскольку речь идет, например, о государственных музеях и «не можем же мы отказаться от собственной культуры?». С этой точкой зрения, однако не согласен глава Vizor Holding Айдан Карибжанов, участвовавший вместе с министром в той же панельной дискуссии на Саммите финансовых директоров, поскольку музеи, «надо финансировать непосредственно из бюджета, а не плодить лишние РГП». По мнению г-на Карибжанова, для людей, владеющих ситуацией, очевидно, что приватизируемые объекты не обладают особой инвестиционной привлекательностью. Вполне возможно, что многие объекты не удастся продать, даже используя торги на понижение, и их приватизация может затянуться надолго, если не будут использованы механизмы «социальной ответственности бизнеса». Г-н Карибжанов видит выход в максимальном использовании массовой приватизации, которая сделает продажи госсобственности более приемлемыми ментально, а также будет способствовать созданию систем акционерного контроля и корпоративного управления в приватизируемых компаниях. (Логично было бы предположить, что массовая приватизация должна распространяться и на часть пакетов госкомпаний в рамках IPO). Председатель попечительского совета аналитического центра Talap Рахим Ошакбаев убежден, что есть признаки продолжения экспансии государства в экономике. Активы нацкомпаний растут, новая стратегия холдинга «Байтерек» нацелена на расширение деятельности. Спикера слабо успокаивают ссылки на то, что доля государства в экономике снизится после IPO, поскольку то же самое говорили в 2011 году, связывая изменения с тем, что «дайте только провести народное IPO».

Г-н Сулейменов в то же время отметил, что правительство привержено принципу Yellow Pages и не собирается оперировать в конкурентных секторах, но там, где не работают негосударственные каналы финансирования, должно сохраняться экономическое присутствие государства. Различное восприятие ситуации с частью экспертов есть у министерства экономики и по поводу уровня госрасходов и изменений в налогообложении. Все это возвращает ситуацию в привычное русло, поскольку краткосрочный медовый период правительства и экспертных сообществ скорей настораживал, чем радовал.

2. Рост ставки ФРС не снизил интерес к рисковым активам

Осуществление прогнозов относительно повышения ставки ФРС на 0,25% привело к ослаблению доллара в корзине валют, и росту стоимости акций энергетических и металлургических компаний на мировых рынках. В четверг они в среднем прибавили по более чем 2%. Тенге также укрепился с уровня 319,05 за доллар до 314,95 тенге. Акции Kaz Minerals c момента своего более чем 9-процентного падения на прошлой неделе выросли на 14.6%. Акции Халык Банка, правда, в основном дорожали не под влиянием роста аппетита к рискам, а намерений властей деконсолидировать проблемные активы с баланса Казкома перед сделкой с Халыком, по состоянию на вечер четверга на 9,2%. В пятницу оптимизм инвесторов опять несколько снизился и произошла коррекция по акциям Kaz Minerals и Халык Банка. Добыча сланцевой нефти не в состоянии компенсировать сокращение добычи традиционных экспортеров, но запасы нефти на американском рынке находятся все равно близко от многолетних максимумов. Большинство экспертов считают, что у тенге не так много фундаментальных факторов для дальнейшего укрепления.

3. Минэнерго раскрывает свои планы по либерализации внутреннего рынка нефтепродуктов и повышения привлекательности поставок нефти на казахстанские НПЗ

Как отмечается в сообщении министерства, в настоящее время при плане поставки нефти на казахстанские НПЗ 14,5 млн. тонн в год, средняя нагрузка на недропользователей, связанная с внутренним рынком (без учета Тенгизского, Северо-Каспийского и Карачаганакского проектов) составляет порядка 40%-60% от добычи. Действующие контракты на недропользование были подписаны в 90-х, 2000-х годах и не учитывают текущие реалии.

Уже осуществленная либерализация, в рамках которой регулируются цены только на бензин АИ -80, и введено рыночное ценообразование на мазут и дизельное топливо, в том числе для агросектора (схема удешевления так или иначе несла риски коррупциогенного характера), тем не менее не нивелируют рентабельность поставок нефти на внутренний рынок по сравнению с экспортом. У Минэнерго есть планы дальнейшей либерализации, рассчитанной до 2030 года.

 В качестве стимулов для «домашней» нефтепереработки предлагаются:

  • снижение и унификация ставок вывозных пошлин на темные нефтепродукты (вакуумный газойль, печное топливо и мазут);
  • снижение уровня НДПИ при поставке нефти на внутренний рынок;
  • выравнивание ставок акцизов на импортируемый и отечественный бензин, и дизельное топливо;
  • отмена государственного регулирования цен на АИ-80 и СУВГ (сжиженный углеводородный газ);
  • отмена механизма удешевления дизтоплива для сельского хозяйства и удешевления цен на мазут для социально-производственных объектов и учреждений.

Кроме того, Минэнерго видит необходимость увеличения поставки нефти на внутренний рынок по вновь заключаемым контрактам, обеспечение процедуры продаж нефти недропользователями через товарные биржи и в реформах законодательства о недропользовании, налоговом законодательстве для увеличения инвестиций в геологоразведку, поддерживания уровня добычи по действующим и новым проектам.

Очень длительная процедура либерализации, вероятно, связана с тем, что многие решения (в частности, о цене поставок мазута для тепловых электростанций и дизельного топлива для сельского хозяйства) являются болезненными. И, хотя министерство утверждает, что принципы рыночного ценообразования уже введены, процесс, видимо, будет предусматривать «приливы и отливы» пока произойдет полная адаптация отраслей и будут полностью отменены экспортные пошлины на эти нефтепродукты.

4. Раскрытие ситуации с проблемными активами в банковском секторе и решение государства докапитализировать Фонд проблемных кредитов вызывают противоречивые оценки рейтинговых агентств

 Пока рейтинговые аналитики не уверены в том, что проблема будет решена окончательно даже несмотря на весьма внушительную сумму вливаний в Фонд проблемных кредитов. Аналитики Fitch поставили рейтинги обоих участников сделки: Халык Банка и Qazkom - на пересмотр. Причем основанием для пересмотра в отношении Халык Банка становится возможность того, что банку все же придется принять на себя обязательства по дополнительной капитализации Qazkom, а также в связи с тем, что проблемные активы будут деконсолидированы с его баланса не полностью. Fitch достаточно давно предсказывал повышение уровня проблемных кредитов в казахстанской банковской системе, считая что это должно произойти уже в 2016 году.

Рейтинговое агентство S&P оценило возможную сделку следующим образом: «АО «Казкоммерцбанк» (В-/Негативный/С) и AO «Народный Банк Казахстана» (Халык Банк; ВВ/Негативный/В) подписали не имеющий обязательной силы меморандум о приобретении Халык Банком контрольного пакета акций Казкоммерцбанка. Мы полагаем, что сделка окажет позитивное влияние на оба банка только при наличии плана урегулирования проблемных кредитов Казкоммерцбанка, выданных в предыдущий период. На наш взгляд, казахстанские органы власти поддерживают сделку, и мы ожидаем, что основная часть средств в размере 2 трлн тенге, которые правительство недавно предоставило АО «Фонд проблемных кредитов» (АО «ФПК»), скорее всего, будет направлена на «расчистку» баланса Казкоммерцбанка до проведения сделки или в рамках этой сделки. В зависимости от структуры сделки ее результатом может быть образование очень крупной организации, которая будет контролировать 30-40% банковского сектора Казахстана, а объемы ее активов будут более чем в два раза превышать объемы активов следующего по величине игрока — АО «Цеснабанк».

Среди оценок агентства относительно казахстанского банковского сектора в целом названы рост проблемных активов в ближайшей перспективе, трудности акционеров банков с необходимой докапитализацией и крайне сдержанный рост кредитования в этом и следующем году. Потоки ликвидности будут распределяться крайне неравномерно в пользу крупных банков.

5. Меморандум между Tengri Bank и Capital Bank

В сообщении о подписанном меморандуме отмечается, что «объединенный банк значительно упрочит свои позиции на финансовом рынке Республики Казахстан. Консолидированный капитал банков составит 43,2 млрд. тенге, что позволит подняться на 17-е место в рейтинге БВУ. Норматив достаточности капитала объединенного банка достигнет 19%, что выше минимально допустимого в 2,4 раза. Данное событие проводится прежде всего в интересах депозиторов обоих банков и будет иметь большой синергетический эффект для развития бизнеса в целом и выполнения стратегических задач, заявленных банками».

Укрупнение за счет консолидации банковских институтов на рынке Республики Казахстан было предусмотрено в стратегии обоих банков. Успешное завершение переговоров позволит продолжить развитие данного направления в будущем».

По состоянию на 1 февраля Capital Bank занимал 24 место по размеру активов в банковской системе, Tengri Bank – 26. Возможно, решающим фактором, обусловившим подписание меморандума, стал относительно более высокий собственный капитал последнего и лучшие показатели капитализации. В декабре и январе Tengri испытывал приток корпоративных депозитов, в то время как Capital – небольшой отток. Уровень проблемных кредитов с просрочкой свыше 90 дней у банков находится на существенно более низком уровне, чем уровень в 10% установленный регулятором.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33