Обзор событий недели от Exclusive.kz
Планы приватизации, влияние повышения ставки ФРС, повышение привлекательности внутреннего рынка нефтепродуктов, оценки рейтинговых агентств, связанные с выкупом проблемных активов, меморандум об объединении Capital Bank и Tengri Bank.
1. Министр национальной экономики раскрывает планы, связанные с госсобственностью
Выступая на CFO Summit министр Тимур Сулейменов, призвал бизнес не ждать очень быстрого снижения доли участия государства в ВВП. Какие-то серьезные сдвиги возможны после проведения IPO национальных компаний, которые планируются на 2019-2020 годы. На рынок через МФЦА, который, как заверяется, к этому времени заработает, планируется выводить 25-процентные пакеты нацкомпаний. Наиболее масштабное участие государства в экономике связано с крупными национальными компаниями КМГ и КТЖ. По словам г-на Сулейменова, в ближайшие два года трудно ожидать каких-то изменений оттого, что будут приватизированы, например, дочерние автогаражи государственных структур. Комплексный план приватизации, предшествующей IPO, который поручалось подготовить в кратчайшие сроки, утвержден. Министр призвал аудиторию не искать какой-то негативной подоплеки между общим РГП, которые могут составлять несколько тысяч и количеством структур, которые будут приватизироваться. Приватизировать все бессмысленно, поскольку речь идет, например, о государственных музеях и «не можем же мы отказаться от собственной культуры?». С этой точкой зрения, однако не согласен глава Vizor Holding Айдан Карибжанов, участвовавший вместе с министром в той же панельной дискуссии на Саммите финансовых директоров, поскольку музеи, «надо финансировать непосредственно из бюджета, а не плодить лишние РГП». По мнению г-на Карибжанова, для людей, владеющих ситуацией, очевидно, что приватизируемые объекты не обладают особой инвестиционной привлекательностью. Вполне возможно, что многие объекты не удастся продать, даже используя торги на понижение, и их приватизация может затянуться надолго, если не будут использованы механизмы «социальной ответственности бизнеса». Г-н Карибжанов видит выход в максимальном использовании массовой приватизации, которая сделает продажи госсобственности более приемлемыми ментально, а также будет способствовать созданию систем акционерного контроля и корпоративного управления в приватизируемых компаниях. (Логично было бы предположить, что массовая приватизация должна распространяться и на часть пакетов госкомпаний в рамках IPO). Председатель попечительского совета аналитического центра Talap Рахим Ошакбаев убежден, что есть признаки продолжения экспансии государства в экономике. Активы нацкомпаний растут, новая стратегия холдинга «Байтерек» нацелена на расширение деятельности. Спикера слабо успокаивают ссылки на то, что доля государства в экономике снизится после IPO, поскольку то же самое говорили в 2011 году, связывая изменения с тем, что «дайте только провести народное IPO».
Г-н Сулейменов в то же время отметил, что правительство привержено принципу Yellow Pages и не собирается оперировать в конкурентных секторах, но там, где не работают негосударственные каналы финансирования, должно сохраняться экономическое присутствие государства. Различное восприятие ситуации с частью экспертов есть у министерства экономики и по поводу уровня госрасходов и изменений в налогообложении. Все это возвращает ситуацию в привычное русло, поскольку краткосрочный медовый период правительства и экспертных сообществ скорей настораживал, чем радовал.
2. Рост ставки ФРС не снизил интерес к рисковым активам
Осуществление прогнозов относительно повышения ставки ФРС на 0,25% привело к ослаблению доллара в корзине валют, и росту стоимости акций энергетических и металлургических компаний на мировых рынках. В четверг они в среднем прибавили по более чем 2%. Тенге также укрепился с уровня 319,05 за доллар до 314,95 тенге. Акции Kaz Minerals c момента своего более чем 9-процентного падения на прошлой неделе выросли на 14.6%. Акции Халык Банка, правда, в основном дорожали не под влиянием роста аппетита к рискам, а намерений властей деконсолидировать проблемные активы с баланса Казкома перед сделкой с Халыком, по состоянию на вечер четверга на 9,2%. В пятницу оптимизм инвесторов опять несколько снизился и произошла коррекция по акциям Kaz Minerals и Халык Банка. Добыча сланцевой нефти не в состоянии компенсировать сокращение добычи традиционных экспортеров, но запасы нефти на американском рынке находятся все равно близко от многолетних максимумов. Большинство экспертов считают, что у тенге не так много фундаментальных факторов для дальнейшего укрепления.
3. Минэнерго раскрывает свои планы по либерализации внутреннего рынка нефтепродуктов и повышения привлекательности поставок нефти на казахстанские НПЗ
Как отмечается в сообщении министерства, в настоящее время при плане поставки нефти на казахстанские НПЗ 14,5 млн. тонн в год, средняя нагрузка на недропользователей, связанная с внутренним рынком (без учета Тенгизского, Северо-Каспийского и Карачаганакского проектов) составляет порядка 40%-60% от добычи. Действующие контракты на недропользование были подписаны в 90-х, 2000-х годах и не учитывают текущие реалии.
Уже осуществленная либерализация, в рамках которой регулируются цены только на бензин АИ -80, и введено рыночное ценообразование на мазут и дизельное топливо, в том числе для агросектора (схема удешевления так или иначе несла риски коррупциогенного характера), тем не менее не нивелируют рентабельность поставок нефти на внутренний рынок по сравнению с экспортом. У Минэнерго есть планы дальнейшей либерализации, рассчитанной до 2030 года.
В качестве стимулов для «домашней» нефтепереработки предлагаются:
- снижение и унификация ставок вывозных пошлин на темные нефтепродукты (вакуумный газойль, печное топливо и мазут);
- снижение уровня НДПИ при поставке нефти на внутренний рынок;
- выравнивание ставок акцизов на импортируемый и отечественный бензин, и дизельное топливо;
- отмена государственного регулирования цен на АИ-80 и СУВГ (сжиженный углеводородный газ);
- отмена механизма удешевления дизтоплива для сельского хозяйства и удешевления цен на мазут для социально-производственных объектов и учреждений.
Кроме того, Минэнерго видит необходимость увеличения поставки нефти на внутренний рынок по вновь заключаемым контрактам, обеспечение процедуры продаж нефти недропользователями через товарные биржи и в реформах законодательства о недропользовании, налоговом законодательстве для увеличения инвестиций в геологоразведку, поддерживания уровня добычи по действующим и новым проектам.
Очень длительная процедура либерализации, вероятно, связана с тем, что многие решения (в частности, о цене поставок мазута для тепловых электростанций и дизельного топлива для сельского хозяйства) являются болезненными. И, хотя министерство утверждает, что принципы рыночного ценообразования уже введены, процесс, видимо, будет предусматривать «приливы и отливы» пока произойдет полная адаптация отраслей и будут полностью отменены экспортные пошлины на эти нефтепродукты.
4. Раскрытие ситуации с проблемными активами в банковском секторе и решение государства докапитализировать Фонд проблемных кредитов вызывают противоречивые оценки рейтинговых агентств
Пока рейтинговые аналитики не уверены в том, что проблема будет решена окончательно даже несмотря на весьма внушительную сумму вливаний в Фонд проблемных кредитов. Аналитики Fitch поставили рейтинги обоих участников сделки: Халык Банка и Qazkom - на пересмотр. Причем основанием для пересмотра в отношении Халык Банка становится возможность того, что банку все же придется принять на себя обязательства по дополнительной капитализации Qazkom, а также в связи с тем, что проблемные активы будут деконсолидированы с его баланса не полностью. Fitch достаточно давно предсказывал повышение уровня проблемных кредитов в казахстанской банковской системе, считая что это должно произойти уже в 2016 году.
Рейтинговое агентство S&P оценило возможную сделку следующим образом: «АО «Казкоммерцбанк» (В-/Негативный/С) и AO «Народный Банк Казахстана» (Халык Банк; ВВ/Негативный/В) подписали не имеющий обязательной силы меморандум о приобретении Халык Банком контрольного пакета акций Казкоммерцбанка. Мы полагаем, что сделка окажет позитивное влияние на оба банка только при наличии плана урегулирования проблемных кредитов Казкоммерцбанка, выданных в предыдущий период. На наш взгляд, казахстанские органы власти поддерживают сделку, и мы ожидаем, что основная часть средств в размере 2 трлн тенге, которые правительство недавно предоставило АО «Фонд проблемных кредитов» (АО «ФПК»), скорее всего, будет направлена на «расчистку» баланса Казкоммерцбанка до проведения сделки или в рамках этой сделки. В зависимости от структуры сделки ее результатом может быть образование очень крупной организации, которая будет контролировать 30-40% банковского сектора Казахстана, а объемы ее активов будут более чем в два раза превышать объемы активов следующего по величине игрока — АО «Цеснабанк».
Среди оценок агентства относительно казахстанского банковского сектора в целом названы рост проблемных активов в ближайшей перспективе, трудности акционеров банков с необходимой докапитализацией и крайне сдержанный рост кредитования в этом и следующем году. Потоки ликвидности будут распределяться крайне неравномерно в пользу крупных банков.
5. Меморандум между Tengri Bank и Capital Bank
В сообщении о подписанном меморандуме отмечается, что «объединенный банк значительно упрочит свои позиции на финансовом рынке Республики Казахстан. Консолидированный капитал банков составит 43,2 млрд. тенге, что позволит подняться на 17-е место в рейтинге БВУ. Норматив достаточности капитала объединенного банка достигнет 19%, что выше минимально допустимого в 2,4 раза. Данное событие проводится прежде всего в интересах депозиторов обоих банков и будет иметь большой синергетический эффект для развития бизнеса в целом и выполнения стратегических задач, заявленных банками».
Укрупнение за счет консолидации банковских институтов на рынке Республики Казахстан было предусмотрено в стратегии обоих банков. Успешное завершение переговоров позволит продолжить развитие данного направления в будущем».
По состоянию на 1 февраля Capital Bank занимал 24 место по размеру активов в банковской системе, Tengri Bank – 26. Возможно, решающим фактором, обусловившим подписание меморандума, стал относительно более высокий собственный капитал последнего и лучшие показатели капитализации. В декабре и январе Tengri испытывал приток корпоративных депозитов, в то время как Capital – небольшой отток. Уровень проблемных кредитов с просрочкой свыше 90 дней у банков находится на существенно более низком уровне, чем уровень в 10% установленный регулятором.