Ұлыстың ұлы күні – символ единства казахстанцев (видео)
Слово «Наурыз» внедрилось в наше сознание после IX века, в те времена, когда элита народа, поэты находились под влиянием персидской культуры.
Амал мейрамы
Напимер, в западных регионах Казахстана этот праздник отмечают как Амал-мейрамы или праздник наступления весны. Основные празднества, связанные с Амалом, в Мангистау проходят на горе Отпан - самой высокой в регионе. Ночью, накануне праздника здесь зажигается традиционный огонь единства.
Этот праздник еще называют «көрiсу» («свидание»). В старину считалось, что именно после 14 марта наступала весна. Поскольку казахи вели кочевой образ жизни, и проживали на достаточно обширной территории, после того, как таял снег, спешили повидаться с родными и близкими. Поэтому этот праздник считался главным и основным праздником.
По традиции, за весь световой день следует обойти всех родственников и друзей.
Иначе Наурыз у казахов называют «Ұлыстың ұлы күні» и поздравлявшие говорили друг другу: «Наурыз мейрамы құтты болсын! Ақ мол болсын!». В этот день люди встают очень рано, идут друг к другу в гости, обнимаются, здороваются, справляются о здоровье друг друга, просят друг у друга прощения, младшие по возрасту заходят к старшим, здороваются за руки, а взрослые дают свои бата (благословение). По традиции, за весь световой день следует обойти всех родственников и друзей.
Наурыз - это день возрождения природы, это очень символичный праздник и соответственно с Наурызом связано множество традиций и обычаев. «Наурызом» у казахов называется не только сам праздник, но и весь месяц март.
Как встретишь год, так его и проведешь. Все болезни и неудачи должны обходить его стороной.
Поэтому и к встрече Нового года казахи относились очень ответственно, начинали готовиться к нему заранее, приводили в порядок хозяйство, расчищали арыки, убирали жилище, одевали чистую нарядную одежду, готовили богатый стол, а в знак пожелания урожая, изобилия, дождя, молока, все емкости в жилище наполняли молоком, ключевой водой, айраном и зерном. Ведь согласно приметам, как встретишь год, так его и проведешь. Как говорили старики, когда Наурыз входит в дом, все болезни и неудачи должны обходить его стороной. В день празднования Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятья, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все беды и несчастья обходили их стороной.
В обществе производятся попытки искусственной ломки традиционных ценностей, культуры, вековых обычаев.
Неисламский праздник
Конечно, на сегодняшний день в нашем обществе есть граждане, считающие, что Наурыз – нерелигиозный праздник, и его не надо праздновать. Взгляд на последние десятилетия позволяет заметить, что в нашем светском обществе производятся попытки искусственной ломки традиционных ценностей, культуры, вековых обычаев. С одной стороны, это процесс глобализации, с другой – чрезмерности в религиозных убеждениях. Еще один аспект – это безграмотность. Многие молодые люди в свое время не знали истории возникновения традиций, обычаев и обрядов казахского народа, одновременно они попали под влияние религиозных течений и остановились в развитии в плане светского образования. Вот этот факт и сыграл немаловажную роль в формировании мировоззрения наших братьев и сестер.
В подобные сложные времена, когда идет процесс возрождения культурных обычаев, самобытности, всегда найдутся противники, стремящиеся навязать свое видение духовности, культурной идентичности.
Балгабек Мырзаев, религиовед