воскресенье, 16 июня 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Горе от ума. Часть I: Кем я стану, когда вырасту?

Несмотря на поэтичный заголовок статьи, тема ее скорее трагикомична – ситуация в нашей системе образования.

Как сейчас помню….буквально недавно (лет эдак 5-6 назад) готовились мы к ЕНТ. Причем готовились не как к выпускному экзамену, а словно к Апокалипсису по календарю Майя, но в отличие от него «энтэшный» конец света можно было как-то пережить при наличии огромных усилий, причем не умственно-интеллектуальных, а именно психологических.

Очень много сказано о самом ЕНТ, и еще будет. Однако сегодня мне хотелось бы остановиться подробно не на самом тесте, а на той самой, казалось бы, важнейшей части образовательной системы, которая вдруг испарилась так, что будто её и не было. Название ей – профориентация.

История такова: с детства Ваш покорный слуга был очень склонен к гуманитарным наукам: в 3 года бегло читал, в 5 лет знал наизусть стихи Абая, а в школе еще до начала изучения истории еще более рьяно им увлекся. И, естественно, с годами, я все больше осознавал свое отторжение точных наук, все больше уходя в ту самую гуманитарную степь. И вот наступает 10-11 класс: все уроки отменяются на целый год (по секрету всему свету), и начинается повальная подготовка к ЕНТ.

Тест, как мы все знаем, состоит из 5 предметов, одним из которых была та самая нелюбимая мною «алгебра», но я осознавал, что у меня просто нет выбора. В то же время, я так и не понял, зачем человеку, который планирует идти в политологию или журналистику, в обязательном порядке сдавать этот предмет. В итоге все мои мрачные предчувствия оправдались: получив по всем остальным предметам твердую «пятерку», эта самая алгебра подводит меня так, что я потерял грант на поступление по специальности политология, и был вынужден учиться на платной основе.

Кто виноват? Конечно, моя беспечность, однако ощущение чудовищной несправедливости не покидало меня еще долго. Это одна из сторона неэффективной системы образования, из-за которой сотни детей лишаются возможности реализовать себя. Но есть и другая, которая называется недостаточная осведомленность о будущей специальности.

Почему у нас так много юристов, экономистов и международников? Ответ прост. Вузы перестали заниматься профориентацией, ограничиваясь «показушными» днями открытых дверей, где любой гость, а тем более школьник просто не в состоянии объективно оценить возможности университета. В итоге, в отчаянии молодежь выбирает «юрфак» с очень простой мотивацией «по крайней мере не пропаду».

Однако, есть еще одна причина под названием «поступил только из-за гранта». Действительно, как в наше и без того сложное в экономическом плане время можно отказаться от бесплатного обучения в престижном вузе? Это огромный плюс и для родителей, и для него самого в виде ежемесячной стипендии (хоть и крошечной, но всё же) не так ли? Оказывается, нет. Я сам убедился в этом, увидев десятки примеров, когда выпускник школы, поступивший в тот или иной вуз по одной из вышеперечисленных причин, мучился 4 года в университете, ибо ему учеба была совсем не интересна, и он понимал, что сделал в свое время неправильный выбор. Почему? Да потому что, он пожертвовал любимым кредо ради гранта либо престижности специальности.

В итоге, мы получаем студента, кое-как отучившегося на условного экономиста, с единственной мечтой: как можно быстрее «свалить» из вуза с дипломом в руках и начать все заново там, где ему нравится. А это значит пойти на второе высшее, или попросить агашку устроить например, в акимат или прокуратуру, или менеджером по непонятным вопросам, а в лучшем случае заняться чем-то творческим и креативным (редкий случай). А получится ли у него эта перезагрузка – вопрос отдельный.

Продолжение следует…

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33