вторник, 23 апреля 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Кого в Центральной Азии воодушевляет захват Афганистана

Сегодня мир следит за активным наступлением афганской исламистской группировки «Талибан» на правительственные войска в Афганистане.  Если она сумеет взять власть, то это может воодушевить спящие ячейки в Центральной Азии. Ведь для этого уже имеется необходимая идеологическая почва.

В интернет-обсуждениях можно встретить опасения по поводу того, что данная группировка может напасть на страны Центральной Азии. Но если взглянуть на ее идеологию, можно увидеть, что она является местечковой, а не космополитной, и не призывает построить Всемирный халифат. Проблема же кроется в другом.

Возьмем Духовное управление мусульман Казахстана, наш муфтият в фикхе (правовая школа) придерживаются ханафитского мазхаба, в акыде (вероубеждение) – матуруди и ашари, а среди суфийских братств распространен орден Накшбандия и Яссауия Исматуллы Максума. А что мы видим в Афганистане? Мы видим тоже самое – жители Афганистана придерживаются в фикхе мазхаба ханафи. По вероубеждению они матурудиты и ашариты. Приверженцы суфизма являются в основном представителями тариката Накшбандия и Яссауия.

Готовность нашей почвы для экстремизма, причём экстремизма, экспортируемого из Афганистана, продемонстрировал в свое время эмигрант из Афганистана, этнический казах Исматулла Абдугаппар, который более десяти лет являлся руководителем общины суфиев в Казахстане. Позже выяснилось, что Исматулла таксыр (так называли его мюриды) являлся полевым афганским командиром. И он сам, и некоторые его последователи были осуждены по обвинению в экстремизме и по другим статьям.

Данный прецедент показывает готовность в Казахстане к беспрепятственному принятию так называемых «чуждых воззрений». Но как уже стало ясно в результате проведенного небольшого сравнительного анализа, воззрения являются, на самом деле даже родственными. Разница лишь в том, что носители религиозного мировоззрения в Казахстане по определённым причинам не используют весь потенциал своей религии, в отличие от афганских собратьев. Но потенциал на то и есть потенциал, что должен реализовываться, а нереализованный потенциал создает напряжение, которое в свое время прорвётся наружу, рано или поздно – закон сохранения энергии никто не отменял.

Чтобы постепенно высыпать порох из бочки, государству следует вести пропаганду светскости на основе Корана и монотеистического рационального тенгрианства.  Ведь один только аят 2:256: «…Нет принуждения в религии…», наглядно показывает, что Коран не поддерживает идею смертной казни для вероотступников, принуждение к своей религии иноверцев, которая содержится в толкованиях, хадисах и прочей вторичной «исламской» литературе, и практикуется в том же ханафитском-суфийском Афганистане или, к примеру, салафитской Саудии. Если не высыпать порох из бочки, то в один момент мы можем дойти до точки невозврата…

Турарбек Кусаинов, Председатель ОО "Демос" 

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33