четверг, 09 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Альянс ШОС и ОДКБ: свадьба без молодоженов

Прошедший в конце прошлой неделе саммит ОДКБ и ШОС авансом называли историческим. Однако, этот эпитет оказался явно преувеличенным. Китай и Россия приняли в нем участие онлайн. Нет четкой позиции и по поводу того, как себя вести с Талибаном: вести переговоры или игнорировать? К тому же, едва ли можно ожидать, что афганский вопрос актуализирует существование ШОС и ОДКБ.

Афганские события вовлекли и без того сложное восприятие Центральной Азии в мире в орбиту еще большей нестабильности. Кризис легитимности власти в Афганистане, безусловно, не самым лучшим образом скажется не только на инвестиционной привлекательности нашего региона, но и усложнит геополитическую ситуацию как внутри него, так и за его пределами.

Кроме того, отсутствие у Талибана кадров в сфере госуправления, клубок социально-экономических проблем, рост потребительских цен и увеличение количество граждан, проживающие за чертой бедности (по разным данным на их долю приходится более 80% населения), закрытие государственных и негосударственных учреждений, рост числа безработных, проблемы в сфере здравоохранения и образования с огромной долей вероятности превратит Афганистан в новый источник потока беженцев.

Китай, как наиболее вероятный донор, из-за непредсказуемости ситуации, едва ли в ближайшее время будет способен оказать полноценную поддержку.

В условиях, когда Запад ограничил доступ Талибана к около $10 млрд государственных активов и в целом отсутствии внешней международной помощи делает финансово-экономическое положение Афганистана как минимум в среднесрочной перспективе довольно сложным, а значит, высока вероятность протестов граждан страны против этого движения.

В замешательстве все вспомнили про ШОС и ОДКБ, эффективность которых легко подвергнуть сомнению.

Прошедший саммит ШОС был юбилейным – в этом году организации исполняется 20 лет. Но саммит обещал быть интересным не столько подведением итогов деятельности и развития организации, сколько определением контуров его дальнейшего развития. Однако, судя по всему, эти контуры стали еще более неопределенными.

Второй фишкой мероприятия должно было стать совмещение ШОС с саммитом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – еще одной основательно подзабытой структуры. Предполагалось, что это сопряжение саммитов на фоне процессов в Афганистане поможет определить формат взаимодействия ШОС и ОДКБ. Но и здесь из-за противоречий интересов членов этих наднациональных структур ситуация скорее запуталась, чем прояснилась. А анонсированное начало процедуры приема в ШОС Ирана едва ли упростит и без того сложную задачу.

И наконец, так и не появилось ясности относительно отношения саммитов к правительству «Талибана»: часть стран предлагает относится к ним как «к свершившемуся факту», а часть – за полное отсутствие каких-либо контактов.

Итак, в сессии ОДКБ, проходившей за закрытыми дверями, приняли участие президенты Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана, премьер-министр Армении и министр иностранных дел России. Три ключевых актора – президент РФ Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин и премьер-министр Индии Нарендра Моди приняли участие в онлайн-формате, что, несмотря на респектабельность причин, тут же было истолковано как демонстрация отношения к проблеме.

Если президент Кыргызстана Садыр Жапаров во время заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ заявил, что с талибами необходимо обсуждать «возможные варианты сотрудничества по различным вопросам для скорейшей стабилизации ситуации в стране», то глава Таджикистана Эмомали Рахмон подверг «Талибан» резкой критике и обвинил движение в невыполнении своих обещаний.

«Талибы отказались от своих предыдущих обещаний сформировать инклюзивное правительство при широком участии других политических сил и этнических групп страны и объявили о создании исламского эмирата на основе жёстких средневековых законов шариата во главе с членами своего движения», заявил Рахмон.

Напомним, движение «Талибан» 7 сентября объявило о создании временного правительства. С учетом того, что в правительство вошли два таджика и один узбек, талибы назвали его инклюзивным.

Однако у президента Таджикистана это вызвало только еще большее раздражение. «Объявленный талибами состав временного правительства не учитывает политическое, этническое и языковое многообразие, а также гендерное равноправие. Это означает, что в ближайшие два-три года в Афганистане усилится насаждение экстремистской идеологии, многократно возрастает вероятность экспансии этих деструктивных идей в прилегающие регионы», отметил он.

Казахстан также призвал начать «неформальный диалог с новыми властями Афганистана». В то же время, президент Касым-Жомарт Токаев добавил, что «речь о признании власти «Талибана» легитимной пока не идет».

«Мы также готовы оказывать посильную помощь для решения актуальных гуманитарных и экономических проблем, с которыми столкнулся Афганистан. Учитывая уже имеющуюся инфраструктуру и логистические возможности Казахстана, предлагаем организовать в Алматы гуманитарный хаб ШОС для доставки международной помощи Афганистану», – сказал Токаев.

Позиция России пока не прояснилась. Владимир Путин ограничился призывами «к оборонной и политической готовности». А Станислав Зась, Генеральный секретарь ОДКБ, сообщил, что ответом ОДКБ может стать серия масштабных учений Коллективных сил ОДКБ: «Поиск-2021», «Эшелон-2021», «Взаимодействие-2021» и «Кобальт-2021».

Премьер-министр Пакистана Имран Хан ожидаемо лояльно высказывался о правительстве талибов, не преминув припомнить прежнему правительству Афганистана то, что оно «жило на 75% за счет иностранной помощи».

Его косвенно поддержал Путин, в очередной раз назвав выход американских войск из Афганистана бегством, при этом упомянув, что «смена власти произошла практически бескровно».

В то же время, российский президент предложил проработать вопрос о возобновлении работы контактной группы ШОС-Афганистан, «которая как раз и создавалась в свое время для работы с афганскими партнёрами».

С несколько неожиданной мыслью выступил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев: он предложил западным банкам разморозить государственные активы Афганистана.

А очень редкий гость на такого рода мероприятиях президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, выступил с инициативой провести «международную конференцию развивающихся стран, не имеющих выхода к морю» и безотлагательно «изучить геном коронавируса».

По итогам саммита была принята декларация Совета коллективной безопасности ОДКБ, которая выразила «озабоченность высоким уровнем угроз в зоне ответственности организации, в том числе в связи с ухудшением ситуации в Афганистане».

При этом, страны-члены организации подтвердили, что их сотрудничество не направлено против третьих стран и других организаций. Так в декларации отмечено, что страны объединения будут углублять сотрудничество с ООН, ШОС, СНГ и ОБСЕ в областях, представляющих совместный интерес.

Прошедший саммит показал одно: несмотря на то, что вывод войск из Афганистана был анонсировал достаточно давно, международное сообщество оказалось к нему не готовым.

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33