пятница, 10 мая 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Китай сокращает кредитование зарубежных стран

Недавно в Дакаре (Сенегал) состоялся восьмой Форума сотрудничества Китай-Африка (FOCAC). На прошлых форумах, которые проводятся раз в три года, Китай объявлял о выделении крупных пакетов финансирования на развитие. Но в этом году председатель КНР Си Цзиньпин открыл FOCAC обещанием предоставить ещё один миллиард доз вакцин от Covid-19 и увеличить паевые инвестиции частного сектора в Африку. Это всего лишь один из признаков глубоких изменений в ландшафте помощи развитию в результате пандемии.

Кризис Covid-19 заставляет власти и специалистов по экономическому развитию во всём мире перегруппироваться и пересмотреть свои подходы. Появление новых штаммов, а также всё более очевидные последствия изменения климата напоминают нам о том, в какой малой степени люди в реальности контролируют природу. Тем временем ограничения на передвижение людей и сбои в международной торговле продемонстрировали риски, возникающие из-за глобальной взаимозависимости.

И в этом первый важный урок пандемии: развитие начинается дома. Вместо сохранения зависимости от трансграничных потоков государства мира должны осознать и создавать собственное богатство, то есть активы и ресурсы, которые находятся внутри их границ.

В прошлом богатству не уделялось достаточного внимания экономистами и властями. Начать с того, что на Глобальном Юге часто раздаются жалобы на то, что оценки долговой устойчивости (например, совместные «Принципы анализа долговой устойчивости» Международного валютного фонда и Всемирного банка) обычно узко сфокусированы на обязательствах, неадекватно учитывая сторону активов в балансе госсектора. На позитивной стороне баланса намного больше внимания привлекали потоки, например, ВВП, а не объёмы активов и чистая стоимость.

Причина этого в господстве краткосрочного мышления. Если ВВП показывает количество денежных доходов или объём выпуска в стране за год, то в показатель богатства включает также стоимость базовых национальных активов, в том числе человеческого, природного и производственного капитала, формирующего фундамент сравнительных преимуществ страны. Именно поэтому учёт богатства позволяет получить важнейшую информацию о перспективах страны в сохранении и увеличении доходов в долгосрочной перспективе.

Однако сегодня наблюдается нехватка информации о размерах активов госсектора и чистой стоимости. Доклад Всемирного банка «Изменение уровня благосостояния наций 2021» в некоторой степени позволяет заполнить этот пробел в знаниях, что делает его бесценным ресурсом для принятия политических решений в наши дни.

Сбои в производственных цепочках совершенно явно причинили миру острую боль. Но второй урок пандемии заключается в том, что многие страны с низкими доходами и с доходами ниже среднего уровня до сих пор страдают от гораздо более фундаментальных проблем, например, отсутствия медицинского персонала и ресурсов (начиная с больничных коек и заканчивая аппаратами искусственного дыхания). А для некоторых тормозом экономического развития является неспособность обеспечить питьевую воду, электричество и услуги канализации.

После 70 лет сотрудничества и оказания помощи развитию, как это в принципе возможно, чтобы многие страны оставались запертыми в ловушке доходов ниже среднего уровня и не имели достаточных возможностей для удовлетворения базовых нужд своих граждан? Винить в этом можно провалы как рынка, так и государства, причины которых не в последнюю очередь коренятся в давней неолиберальной ортодоксии.

Ключевая проблема в том, что помощь развитию неадекватно устраняла узкие места в инфраструктуре. Отчасти именно этим объясняется тот факт, что африканские страны обычно рады китайским инвестициям.

Как отмечал в 2020 году министр иностранных дел Китая Ван И в своей речи о FOCAC, Китай занимался финансированием и строительством, завершив тысячи «жёстких» и «мягких» инфраструктурных проектов в Африке за первые два десятилетия нынешнего века. В результате в Африке были сооружены более 6 тысяч километров железных дорог и примерно столько же автомобильных. Кроме того, Китай построил почти 20 портов, более 80 крупных электростанций, более 130 медицинских объектов, 45 стадионов и 170 школ.

Всё это серьёзно помогло поддержать структурную трансформацию в Африке. По данным нашего исследования, примерно 75-78% профинансированных Китаем проектов, завершенных в 54 африканских странах в период с 2000 по 2014 годы, помогали расширить какое-нибудь одно из пяти ключевых узких мест. Иными словами, семь из десяти завершённых проектов удовлетворяли базовые нужды народов континента. Более того, с 2011 года в 18 странах Африки промышленный сектор встал на траекторию роста.

Впрочем, остаётся ещё много пространства для улучшений. Проблемы с таргетированием возникли у 22% завершённых проектов «жёсткой» инфраструктуры и 26% проектов «мягкой» инфраструктуры. Это означает, что они не были реально мотивированы спросом, что может приводить к появлению «белых слонов». Кроме того, как выяснилось в ходе исследования Центра глобальной политики развития при Бостонском университете, существуют опасения по поводу социальных и экологических последствий этих проектов. Очевидно, что надо проводить конкретные исследования по странам.

Хорошая новость в том, что Китай обязался прекратить финансирование строительства угольных электростанций и увеличить инвестиции в возобновляемую энергетику. Согласно новейшим данным о китайской помощи развитию, более 60% инвестиционных проектов Китая связаны с «зелёными» секторами экономики. Но есть и плохие новости: начиная с 2017 года, два крупных госбанка Китая резко сократили объёмы кредитования зарубежных стран; а в таргетировании проектов ещё многое нужно улучшать.

FOCAC – это отличное место, чтобы начать решать эти проблемы и, если говорить шире, обновить сотрудничество между Китаем и Африкой с учётом уроков пандемии. Это означает, прежде всего, обязательство оказывать помощь и сотрудничать в сфере развития на основе существующего спроса, удовлетворяя специфические нужды каждой страны.

Рыночный подход, сочетающий внешнюю торговлю, помощь и инвестиции, может оказаться обязательным для успеха, поскольку он помогает гарантировать совпадение стимулов у равноправных партнёров. Крайне важно, чтобы все финансируемые Китаем проекты соответствовали стандартам экологического, социального и корпоративного управления (ESG). Проекты «мягкой» инфраструктуры, которые укрепляют здравоохранение, образование и качество управления, должны стать приоритетом.

Если говорить шире, Китай обязан улучшать стандартизацию и прозрачность своей помощи зарубежным странам и проектов сотрудничества с ними. В конечном итоге это потребует принятия всеобъемлющего закона о зарубежной помощи, в центре внимания которого будет обеспечение прозрачности и подотчётности.

Кроме того, критически важно привлекать к этой работе больше участников, в том числе частный сектор и многосторонние банки развития, для организации смешанного финансирования. Учитывая долгосрочную природу необходимых инвестиций, всем участникам нужно будет придерживаться концепции «терпеливого капитала».

Постпандемическая повестка ясна: страны мира обязаны опираться на свои ресурсы и устранять узкие места в инфраструктуре. Благодаря правильным подходам к проводимой политике и к финансированию, государства сумеют мобилизовать ресурсы, необходимые для расчистки пути к устойчивому развитию.

Джастин Ифу Линь бывший главный экономист Всемирного банка, декан Института новой структурной экономики, декан Института сотрудничества и развития Юг-Юг. Янь Ван – бывший старший экономист во Всемирном банке, старший научный сотрудник Центра глобальной политики развития при Бостонском университете.

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Политика

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33