пятница, 26 апреля 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Газиза Абдинабиева: слово о настоящей актрисе

На 73-м году ушла из жизни выдающаяся актриса театра и кино – заслуженная артистка республики Газиза АБДИНАБИЕВА. К сожалению, теперь уже «обычная» в наши дни история – осложнения хронической болезни, спровоцированные коронавирусной инфекцией.

Сегодня социальные сети полны скорби о ней. Ее космический талант, как сказал о ней режиссер кино Сатыбалды Нарымбетов, объединял людей. Ее обожали все – и стар, и млад вне зависимости от национальности, потому что она была настоящей актрисой. Чего только стоила одна только первоклашка Айгуля, которую она играла в передаче «Волшебные слова», когда ей было уже 60.

…Газиза Абдинабиева родилась в 1949 году в семье скотовода. Ее отец в 30-х бежал от конфискации из Астраханской области в Киргизию, оттуда - в Кзыл-Орду. Во время войны был в плену, поэтому жить в городе не разрешили, и он с семьей поселился на дальнем животноводческом отгоне.

Газиза собиралась вообще-то стать певицей, а не актрисой, потому что однажды интернат, где она жила и училась, посетили консерваторские педагоги. В числе прослушиваемых была и одиннадцатиклассница Газиза. Она успешно прошла испытание и к лету пришел вызов на экзамены в консерваторию. Землячка, которая поступила туда годом раньше, уговорила сдать документы на театральный факультет.

- На экзамене, что ни сделаю - спою ли, станцую ли, экзаменаторы покатываются со смеху, - вспоминала актриса. - Потом спрашивают: «Была в театре? Среди нас есть актеры, которые там играли?» Фамилии никого из них не знаю, пальцем показывать неудобно. Что делать? Подхожу поближе к народному артисту Райымбеку Сейтметову и показываю на него глазами. Опять всем смешно. А я от страха (вдруг не поступлю? как тогда возвращаться в аул?) чуть сознание не теряю. Сейчас я думаю, то, что я стала студенткой единственной в Казахстане консерватории, - это веленье божье, судьба

После окончания театрального факультета консерватории Газиза попала по распределению в Казахский ТЮЗ имени Габита Мусрепова. Проработала здесь больше двух десятков лет, в 1993-м пришла в академический театр имени Ауэзова.

Дебют в кино начался с рекламного ролика, где она вместе с Уайсом Султангазиным изображала счастливую семью, разъезжающую по Казахстану на немецкой «Шкоде». Когда к ней в больницу, где она лечилась от гастрита, пришел ассистент режиссера из «Перекрестка», актриса на предложение сниматься в первой отечественной «мыльной» опере с присущей ей непосредственностью воскликнула: «С удовольствием!». «Роль будет небольшой», - предупредил ассистент. «Да пусть!» - ответила Газиза, и прямо из больницы, где лечилась от гастрита, поехала на съемки.

- Я так старалась, чтобы режиссер меня заметил, что маленькая роль со временем стала большой, - говорила актриса. - В глубине души я всегда мечтала сниматься в кино. Бог вознаградил меня за терпение и за любовь к своей профессии. Сегодня меня знает весь Казахстан. Из-за этого мне иногда приходиться раньше времени выходить из троллейбуса. Люди узнают меня и начинают улыбаться, а дети вообще хохочут. Я изо всех сил делаю серьезный вид, а самой хочется смеяться вместе с ними.

В начале 2000-х Газиза Абдинабиева впервые снялась в большом кино. Это - фильм Сатыбалды Нарымбетова «Молитва Лейлы», где она сыграла женщину-монтера Зауре. Ее партнерами были Наталья Аринбасарова, замечательный грузинский актер Баадур Цуладзе, Дулыга Акмолда…

- Просто от бога была актриса, - говорит Сатыбалды Нарымбетов. - Этой профессии, я думаю, ее особо и учить не надо было, потому что это было заложено в ней свыше – она самородок. Режиссерам оставалось только взять от нее то, что нужно было для его проекта. И я был согласен с Булатом Атабаевым, когда он сказал мне тогда, что она – глыба, у которой он иногда «ворует», как режиссер, некоторые детали. А она и не жалела их - у нее все нараспашку было. Пожалуйста – берите.

Сказать про нее талантливая - это все равно, как если бы этот эпитет применили к Шекспиру или Толстому, они - Космос.

Почему я именно ее пригласил на роль матери парня-инвалида в свой фильм «Молитва Лейлы»? Потому что, бывая на спектаклях с ее участием (особенно на тех, которые поставил Булат Атабаев), заметил, что, как только она появлялась на сцене, в зале менялась атмосфера. Это было что-то необъяснимое! Она еще ничего не сказала, но зритель уже воспринимает ее не как актрису, а личность, за которой стоит целый мир. Этот редкостный дар проглядывал во всем – в походке, в жестах, взгляде, повороте головы… И за Дулыгой Акмолда, ее киношным сыном, тоже тянулся тот же шлейф. Это сейчас он выдающийся актер, а тогда ведь был совсем еще молод.

- Я ее называл Газико, - говорит режиссер театра и кино Талгат Теменов. - В Республиканский Казахский ТЮЗ имени Габита Мусрепова она пришла почти одновременно с Лидией Каденовой, Нурканатом Жакыпбаевым, Досханом Жолжаксынов... И все они стали узнаваемы и любимы в народе. Лидия после «Тамаши», а Газиза стояла у истоков первых казахских сериалов – «Перекресток» и «Саранча». Потом она снималась у Сатыбалды Нарымбетова, Ермека Турсынова, Игоря Пискунова и Эли Гильман, Алексея Кирющенко, режиссера российского ситкома «Моя прекрасная няня», работала в дубляже… Ее любили все - и левые, и правые, потому что она никогда не была членом каких-то группировок, не принимала участия в интригах, не была подписанткой писем. Театр, телевидение, съемочная площадка, любимая семья – вот ее жизнь.

Начиная с конца 90-х, из Академического театра имени Ауэзова одна за другой стали уходить великие актрисы - Сабира Майканова, Бикен Римова, Хадиша Букеева, Шолпан Жандарбекова, Фарида Шарипова. И Газиза пришла театру на подмогу. Она и в жизни была такой – всегда находила время выручить других.

- В «Перекрестке» я играл негодяя Сапара, она – тетушку Розу, - рассказывает актер Театра имени Ауэзова Бахтияр Кожа. - Однажды, когда мы с ней были на гастролях в одном из областных центров, одна женщина, увидев меня, воскликнула: «А вы кто? Бандит Сапар?! У меня желание схватить вас и размазать по стенке!» Дочка тянет ее за рукав, что-то шепчет на ухо, но та не унималась: «Подожди! Я что - каждый день вижу этого подлеца?! Я ему все-о выскажу!» И тут она заметила Газизу. И немедленно кинулась ей на шею: «О-о! Роза-булочка! Откуда в наших краях?! Мы вас обожаем!» После этого помягчела и ко мне: «Ой, это не про вас, а про вашего героя».

Не верю в то, что произошло с ней. Скоро мы открываемся после очередного карантина. Кто ее заменит? Когда мы потеряли Сабиру Майканову, которая была матерью театра и всего казахского театрального искусства, было такое же состояние сиротства. Теперь мы понимаем, что бесконечно талантливая, отличавшаяся высокой порядочностью и отзывчивостью Газиза была ее продолжательницей. А кто придет на смену ей?

Фото из открытых источников.

Оставить комментарий

Культурная среда

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33