пятница, 01 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Мы не можем изменить прошлое, но можем изменить свое отношение к нему

Попытки России восстановить СССР, объявив себя его правопреемницей, говорят о том, что колониализм – это не только наше прошлое. Оно может стать и нашим будущим.

Происходящие сегодня в ряде стран события актуализировали процесс интерпретации и переосмысления событий последних столетий. Но, к сожалению, он носит выборочный характер, а то и вовсе становится откликом на возникающие дискуссии в соцсетях. Поразительно, но в стране, выходящей из колонизационного прошлого, вопросы и механизмы деколонизации не стали предметом широкой научной дискуссии в социологии, политологии, культурологии, психологии, истории, литературе и т.д. Я имею в виду дискуссию, основанную на новых инструментах, которые обеспечивает постколониальная теория и деколониальный дискурс. Как следствие, эти дискуссии не стали частью политических процессов, основой для разработки решений и программ по преодолению Казахстаном негативных последствий колонизации. Исключение составляют отдельные публикации историков, а также переименования населенных пунктов, улиц и осмысление отдельными учеными процессов трансформации явлений культуры.

Говоря о необходимости переосмысления, точнее, расширения взгляда на прошлое, следует помнить о значимом для нас процессе формирования единой гражданской нации, одним из важных маркеров которой является общая история. Это не значит, что должна быть принята некая каноническая версия, тем более, основанная на т.н. политической целесообразности. И мы не сможем составить объективное, насколько это возможно, представление о колонизации без рассмотрения разных ее сторон, более того, ориентируясь на тенденциозную, обусловленную историческими обстоятельствами точку зрения.

Речь идет не только о событиях (даже при том, что наши симпатии могут быть отданы разным сторонам конфликтов, столкновений, войн), а о взвешенной оценке мотивов и последствий произошедшего. Цель – не обвинение и, тем более, не конфронтация, а видение всей полноты картины, ее разных аспектов, и на этой основе принятие пусть сложного, противоречивого, порой отталкивающего прошлого общей истории нашей гражданской нации. До тех пор, пока каждый будет видеть и принимать только свою («единственно верную») интерпретацию истории, мы будем жить в разных измерениях в рамках одной страны, а настоящее единой нации будет обусловлено «разным» прошлым. Именно это обстоятельство должно подвигнуть нас к переосмыслению нашей общей истории.

Мы не можем изменить наше прошлое, но мы можем изменить собственное отношение к нему. Поэтому мы должны приложить усилия, чтобы увидеть более полную и, значит, более объективную картину, иначе диаметрально разные взгляды на прошлое и, как следствие, настоящее будут продолжать разделять нас и становиться причиной непонимания и конфликтов.

Своего рода зонтичным понятием для процесса переосмысления прошлого и построение будущего должна стать деколонизация, которая вмещает в себя большое количество разных аспектов, начиная от интерпретации исторических событий и их последствий и заканчивая осознанием механизмов трансформации национальной идентичности. Этот процесс одинаково актуален как для стран, в прошлом подвергшихся колонизации, так и для колониальных империй, т.н. метрополий.

Поскольку постколониальная теория не получила в Казахстане должного применения, возникают следующие вопросы: можем ли мы говорить о том, что Казахстан автоматически вступил в постколониальный период после восстановления Независимости? Обусловило ли постколониальное состояние страны процесс деколонизации? Чтобы ответить на эти вопросы, следует понять взаимосвязь и разницу между колониализмом/колониальностью, постколониализмом и деколонизацией.

Колониализм как форма существования страны не исчезает с принятием декларации о Независимости, с обретением бывшей колонией политической независимости. Он продолжает проявляться на разных уровнях, в т.ч. культуры, социально-экономических отношений, внешнеполитических связей и, главное, сознания. Колониальность сознания более протяженна по времени по сравнению с колониализмом, который де юре прекращается в определенный момент истории. Более того, колониальность как понятие включает и глобальную колониальность, проявление которой мы обнаруживаем во взаимоотношениях развитых стран и государств т.н. третьего мира уже после падения колониальной системы мира. Это дает ученым основание говорить о природе колониальности власти. Именно колониальность как институциональное явление была и продолжает оставаться оружием порабощения, под видом и риторикой модернизации оправдывая любые экономические, политические и пр. (включая военные) воздействия, призванные преодолеть якобы отсталость, «варварство», «традиционализм» и пр. Таким образом, колониальность как феномен (сознания, властных, экономических и пр. отношений) является долгосрочным, сколько угодно протяженным во времени следствием колониализма.

Постколониализм есть не просто исторический этап, следующий за колониализмом; постколониальность является следствием неких процессов, которые зреют, подготавливаются, осуществляются в рамках существования колонии. Это может быть освободительная борьба или процессы в сознании людей, явлениях культуре, переосмыслении национальной истории и т.д. Фактически мы можем говорить о том, что стремление казахов выйти из колониального гнета обнаруживалось в деятельности Алаш-орды и в освободительной борьбе 1916 года. Другое дело, что после революции и гражданской войны Казахстан вступил в псевдопостколониальный период, сохранивший его колониальную зависимость, которая, среди прочего, проявилась в потере традиционного образа жизни и хозяйствования, национальной идентичности, обусловленной идеологическими запросами интерпретации национальной истории, положении языка и т.п.

«Новый» постколониальный период насчитывает три десятилетия, и мы можем говорить о том, что в его преддверии, еще в период продолжающейся колонизации, в Казахстане зрели процессы, свидетельствующие о стремлении освободиться от колониального существования, что проявлялось в попытках восстановления национальной истории, сохранении явлений национальной культуры, отстаивании целостности территории.

Вступление в период постколониализма и связанная с ним постколониальность могут рассматриваться как удел, как некая форма существования, свидетельствующая о начале нового исторического этапа. Однако это не гарантирует фундаментального освобождения от колониализма и его последствий до тех пор, пока не будет преодолено постколониальное состояние/существование и постколониальное сознание, т.е. обусловленное колониальным прошлым и, более того, по-прежнему зависимое от колониальных идеологических установок, стереотипов, норм, оценок.

Преодоление последствий колониализма возможно в процессе деколонизации или в деколониальном дискурсе. Постколониальные исследования дают расширенный взгляд на период и процессы колонизации (это констатация, осознание фактов), и только процесс деколонизации придает принципиально иной импульс, направленный на искоренение того негативного воздействия, которое оказала колонизация, включая идеологию, политику, экономику, национальную идентичность, систему ценностей и т.д. Отсюда особую важность обретает т.н. деколониальный выбор как установка на раскрепощение, деколонизацию сознания.

В первом своем значении деколонизация есть процесс обретения независимости странами, доминионами, протекторатами, которые находились в колониальной зависимости. Т.е. это – исторический факт, измеримый в конкретном отрезке времени и выражаемый в дате восстановления суверенитета страны, территории.

Во втором значении деколонизация есть протяженный во времени процесс освобождения от последствий колониализма как многоаспектного явления. Именно процесс деколонизации позволяет проблематизировать идеи, категории, стереотипы, комплексы, обусловленные колонизацией. С завершением колонизации, колониализма как формы существования государства колониальность как институциональная категория не исчезает вдруг, она проявляется в менталитете, самоидентичности, интерпретации исторических событий, коллективной памяти, культуре, языке и т.д. Преодоление негативных последствий колонизации и есть цель деколонизации.

Таким образом, деколонизация представляет собой следующий за состоянием постколонизации шаг. Условием деколонизации является сознательный выбор человека, общества, нации. Деколонизация сознания представляет собой метод мышления, презентацию, а также намерение о вступлении в новое внутреннее состояние, обретение измененной шкалы мер, оценок, взглядов на явления колонизации. Предметом осмысления деколониальной мысли становятся не столько факты прошлого колониального опыта, сколько те зримые и часто незримые следы, которые он оставляет и о которых мы даже не задумываемся, не рассматриваем их как следствие колониальных установок, отношений, стереотипов, комплексов.

Деколонизация как процесс охватывает внутреннюю и внешнюю политику, властные полномочия и социальную сферу, экономику и образование, культуру и психологию. Торможение этого процесса становится причиной консервации, застойности многих явлений жизни, обусловливает продолжающееся влияние на жизнь социума колониального прошлого, колониальной идеологии и ее инструментов.

Начать процесс деколонизации в Казахстане опасаются, как опасаются ступить на минное поле. Но минное поле следует обезвреживать, чтобы не бояться, что мины начнут взрываться под нашими ногами или под ногами следующих поколений, не подозревающих об их существовании и о причинах их происхождения.

Оставить комментарий

Общество

Граждане всех стран, воссоединяйтесь! Граждане всех стран, воссоединяйтесь!
Редакция Exclusive
Авторитаризм стал барьером на пути развития Авторитаризм стал барьером на пути развития
Жарас Ахметов
Врачами в Казахстане командуют пациенты? Врачами в Казахстане командуют пациенты?
Редакция Exclusive
С кем Кремль собрался воевать? С кем Кремль собрался воевать?
Редакция Exclusive
Причины экономической устойчивости Китая Причины экономической устойчивости Китая
Редакция Exclusive
За что проголосовали россияне по отношению к Казахстану? За что проголосовали россияне по отношению к Казахстану?
Мирас Нурмуханбетов
Рейтинг акимов Казахстана: шесть месяцев пандемии   Рейтинг акимов Казахстана: шесть месяцев пандемии  
Редакция Exclusive
Новый карантин отбросит уровень развития Казахстана минимум на полтора года Новый карантин отбросит уровень развития Казахстана минимум на полтора года
Редакция Exclusive
Вадим Борейко: «Те, кто считает, что нам заплатили, судят по себе» Вадим Борейко: «Те, кто считает, что нам заплатили, судят по себе»
Редакция Exclusive
Как судья СМЭС стал выше закона Республики Казахстан Как судья СМЭС стал выше закона Республики Казахстан
Мирас Нурмуханбетов
Мародерство на государственном уровне Мародерство на государственном уровне
Мерей Сугирбаева
Ербол Жумагулов: «Все существующие переводы Абая неполноценны»   Ербол Жумагулов: «Все существующие переводы Абая неполноценны»  
Мерей Сугирбаева
Нурлан Амрекулов: «Россия – осколок великой тюркской империи» Нурлан Амрекулов: «Россия – осколок великой тюркской империи»
Редакция Exclusive
Как неравенство увеличивает смертность от Covid-19 Как неравенство увеличивает смертность от Covid-19
Редакция Exclusive
Чему России и Казахстану стоило бы поучиться у США? Чему России и Казахстану стоило бы поучиться у США?
Айнаш Мустояпова
Либерализм – это неотъемлемая часть модернизации Либерализм – это неотъемлемая часть модернизации
Жарас Ахметов
Люди-невидимки: сколько нас, казахстанцев, на самом деле? Люди-невидимки: сколько нас, казахстанцев, на самом деле?
Мерей Сугирбаева
США заинтересованы в процветании Центральной Азии США заинтересованы в процветании Центральной Азии
Редакция Exclusive
Медиа как коллективный разум общества Медиа как коллективный разум общества
Редакция Exclusive
Как казахстанские контрабандисты губят наше сельское хозяйство Как казахстанские контрабандисты губят наше сельское хозяйство
Редакция Exclusive
Восстание против системы Восстание против системы
Редакция Exclusive
По законам драматургии По законам драматургии
Редакция Exclusive
Гражданское движение "HAQ" сделало обращение ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ДИАГНОСТИКИ И МЕДИКАМЕНТОЗНЫХ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЮ В БОРЬБЕ С COVID 19 Гражданское движение "HAQ" сделало обращение ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ДИАГНОСТИКИ И МЕДИКАМЕНТОЗНЫХ СРЕДСТВ НАСЕЛЕНИЮ В БОРЬБЕ С COVID 19
Редакция Exclusive
Сказ о том, как жители Конго выступили против Александра Машкевича Сказ о том, как жители Конго выступили против Александра Машкевича
Мирас Нурмуханбетов
Печальные перспективы машиностроения Казахстана Печальные перспективы машиностроения Казахстана
Редакция Exclusive
Как Биртанов «позаботился» о том, чтобы провалить диагностику Как Биртанов «позаботился» о том, чтобы провалить диагностику
Мерей Сугирбаева
Почему «Эйр Астана» сняла медицинский груз с рейса «Сеул - Алматы»? Почему «Эйр Астана» сняла медицинский груз с рейса «Сеул - Алматы»?
Редакция Exclusive
Қазақский той: локомотив экономики или атавизм прошлого? Қазақский той: локомотив экономики или атавизм прошлого?
Айнаш Мустояпова
Способен ли Сагинтаев превратить Алматы в Сан-Франциско, ни с кем не поссорившись? Способен ли Сагинтаев превратить Алматы в Сан-Франциско, ни с кем не поссорившись?
Редакция Exclusive
Способен ли «Тау-Кен Самрук» найти стратегического инвестора? Способен ли «Тау-Кен Самрук» найти стратегического инвестора?
Жарас Ахметов
Почему в Казахстане не делают вскрытие умерших от ковида? Почему в Казахстане не делают вскрытие умерших от ковида?
Мерей Сугирбаева
Как добиться лучшего мира после пандемии Как добиться лучшего мира после пандемии
Редакция Exclusive
Пандемия как бизнес: во сколько обходятся больным препараты? Пандемия как бизнес: во сколько обходятся больным препараты?
Редакция Exclusive
На что обиделся «Тау-Кен Самрук»? На что обиделся «Тау-Кен Самрук»?
Жарас Ахметов
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33