среда, 16 октября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Вместо промышленности Казахстану нужно развивать сервис и услуги

Наша страна уже не в состоянии догнать мир в развитии промышленности. Но у нас есть другие конкурентные преимущества: транзит, туризм и услуги.

Начнем с того, что экономика – это не автомобиль, который можно отогнать к мастеру и починить, заменить вышедший из строя агрегат, либо отремонтировать старый. Если к экономике относиться как к «машине», то это называется – ручное управление, которое мы применяли 30 лет и пришли к известному результату.

На самом же деле, экономика – это главным образом, про отношения! Отношения между людьми, взаимовыгодный обмен экономическими выгодами между индивидами – базиса всей экономики. Каждый из нас – это одна, экономически-активная единица в экономике. И все мы индивиды, вступающие в экономический обмен с другими индивидами, в целях обменять свою избыточную выгоду, на чужую экономическую выгоду, которая нужна нам для удовлетворения собственных потребностей.

В процессе обмена полезностями – правом обладания, возникают «трения», издержки, связанные с передачей прав собственности; оценки полезностей, контроль за соблюдением норм справедливой торговли и пр. Чем выше издержки, тем не эффективней экономика.

После январских событий выросла критика Токаева. Критики известные – бизнесмены, политологи, аналитики, журналисты. При этом, никто не хочет делить с ним ответственность. Но разве не мы все жили в этой стране 30 лет? Кто из нас не крал, не давал взяток, не старался «обшустриться за счет ближнего»? Только пожалуйста, давайте будем критичнее к себе и называть вещи своими именами. Что было вашим стимулом и соблазном? 100 долларов? Проблемы с ГАИ? Оценка ребенка в школе? Выиграть тендер?

Токаев 30 лет был доверенным лицом диктатора. Вы можете себе представить, какие перед ним стояли соблазны? Покажите мне его миллиарды? Дворцы в Лондонах, заводы-пароходы? Аким района и его родственники за пару лет «службы» миллионерами становились.

Так вот, все критики Токаева требуют от него каких-то «решительных действий» в экономике, «определенности» в политике; внутренней и внешней. На самом же деле, эффективное государство не должно лезть в экономику, мешать ее развитию. Вместо этого, задача государства, давать нужные импульсы и стимулы, регулировать перекосы имеющимся в наличии инструментарием. Только так можно достичь устойчивого, долгосрочного роста. При этом, критики не хотят замечать, что Токаев, максимально безопасно, пользуясь ситуацией, шаг за шагом отыгрывает позиции, выводит экономику из-под влияния Кремля. Океанский лайнер начнет менять направление, гораздо позже, чем рулевой повернет штурвал. Даже самые дискретные графики в какой-то степени непрерывны, прошлое определяет будущее – во всем есть направленная инерция. За 30 лет мы разогнались и срослись с прошлой системой.

Экономика государства – это даже не океанский лайнер. Эффективно управлять экономикой вручную долго невозможно. Видимо забыли, к чему приводит активное участие государства в экономике, соскучились по «хану», который указом «починит» экономику. А может, и сами стать хотят «ханами», заняв вакантное место.

А теперь о других устоявшихся заблуждениях. Самым популярным рецептом успеха сегодня считается идея индустриализации экономики, под не менее оригинальным лозунгом импортозамещения и собственного производства, приводя в пример послевоенную Германию, Японию, Южную Корею и Сингапур. Но при этом, все забывают, что внешние, внутренние, исторические факторы значительное отличаются от наших. Если в 30-ые годы СССР смог провести индустриализацию, закупив заводы в Америке, которые работали 60 лет, пока не устарели, то сейчас автопроизводители меняют модельный ряд автомобилей чуть ли не каждый год, а концептуальные изменения и полная замена основных средств происходит в течении 5-7 лет.

При этом, никто не против индустриализации как таковой. Но только на свои или кредитные деньги, на коммерческих условиях, без госгарантий и субсидий из бюджета, на общих основаниях с Муратом из Шелека, желающим выращивать овец, и Сауле из Шымкента, решившей открыть швейный цех. Банк сам решит, кому давать кредит при прочих равных.

В долгосрочном планировании важно максимально подробно ответить на три главных вопроса в строгой последовательности, то есть, не ответив на первый, не переходить к следующему: Зачем? Что? Как?

Итак – зачем? Мы хотим повысить уровень жизни людей, создать для них условия для самореализации или наша задача построить промышленную экономику? Нам нужно вовлечь в активный экономический процесс 19 миллионов казахстанцев, или мы хотим взрастить кучку «промышленников» – будущие олигополии?

Далее, инвестиции в современном мире – это вовсе не про деньги, вернее, далеко не только про деньги. Инвестиции – это про бизнес, который приходит туда, где есть выгодные условия, со своими технологиями, бизнес-процессами, создает производство и платит налоги, постепенно увеличивая удельный вес в добавленной стоимости на территории резидентства за счет найма квалифицированных местных кадров и переноса смежных производств, с использованием местного сырья. Производство приходит туда, где в избытке дешевая рабочая сила или развита логистика, либо присутствуют какие-то другие факторы, влияющие на себестоимость продукции. Хотим ли мы видеть казахов у станка, на фабриках и заводах, за зарплату и производительность китайца, которых 1,5 миллиарда, и они начали гораздо раньше нас? Есть ли смысл с ними конкурировать? В чем?

Далее – нет ни одной страны в мире, полностью не зависящей от импорта. Зато все развитые страны в мире развивали свои конкурентные преимущества. Является ли промышленность конкурентным преимуществом казахов?

Надо наконец признать, что наша проблема не в импорте. Наоборот, открытые границы для импорта – это широкий ассортимент товаров, конкуренция цены и качества и, как следствие, высокое качество жизни потребителей. Наша проблема не в производстве, а в низких доходах среднего казахстанца. Причина тоже очевидна – государство «по уши» сидит в ценообразовании.

Если мы все-таки хотим поднять качество жизни среднего казахстанца, создать условия для его самореализации, а не строить промышленную экономику с непредсказуемым результатом, то индустриализация может быть лишь одним из множества вариантов/путей достижения поставленной цели.

Не менее привлекательной, а с точки зрения доходов, даже более эффективной, является сфера услуг. Вообще, сфера услуг считается, чуть ли не самой доходной отраслью в мире. Между тем, сфера услуг и является нашим национальным, историческим, географическим, культурным выигрышным преимуществом, которое, на мой взгляд, и стоит рассмотреть, как рабочую версию – направление развития. МСБ, туризм и транзитный потенциал.

Казахстан – это колыбель тюркской культуры, у нас огромное количество исторических памятников и природных достопримечательностей. Одни петроглифы чего стоят, за которыми охотился и открывал миру наш погибший в январских событиях, национальный герой Ерлан Жагипаров. Про гостеприимность казахов и говорить не приходится. Наши традиции и самобытность – магнит для иностранного туриста. Прибавьте сюда транзитный потенциал благодаря нашему географическому расположению! На юге Казахстана традиционно развиты национальные ремесла, хлопковое производство, исторические достопримечательности, на севере – зерновые, красоты Кокшетау, на востоке – Алтай, Катон-Карагай, металлугрия, на западе – Мангыстау со своими космическими красотами, седой Каспи, морские порты, которые требуют правильной эксплуатации и развития пропускных мощностей, вместе с танкерным флотом, алматинская область – вторая Швейцария, яблочные сады, Медеу, Шымбулак, Кольсай, центральный Казахстан – Балхаш, металлургия.

Сколько денег может потратить один турист из Европы в Казахстане в месяц? Сколько туристов мы можем привлекать в страну каждый год? Какой эффект для МСБ и экономики в целом может создать туристическая индустрия? Какой мультипликативный эффект даст развитие МСБ в условиях здоровой конкурентной среды – главного условия для привлечения иностранных инвестиций – транснациональных компаний, мировых промышленных гигантов? Какой экологический эффект получит страна от туризма? Какие еще мультипликативные выгоды получит Казахстан: культурные, исторические, научные и прочие?

За всю историю современного Казахстана, мы наделали достаточно «дырок» в нашей земле, губим экосистему, а выгодно продавать то, что выкачали, так и не научились, не наладили логистику, не диверсифицировали торговых партнеров, а вместо этого «посадили» на трубы, порты, подъездные пути и пр., кучу прокладок-посредников, благодаря чему большую часть выручки от богатств нашей земли получали определенные лица и выводили капиталы в офшоры. Прибавьте сюда расходы государства на имиджевые проекты, заводы планшетов, автомобилей, не имеющие никакого экономического смысла, кроме «благовидного повода» вывода средств из госфондов и последующего распила. И объем таких неэффективных государственных трат легко составит ВВП развитых стран. К тому же, в стране построено немало производств, которые сегодня простаивают – нам бы их заставить работать эффективно, а не строить новые.

И наконец, об эффективном управлении национальными фондами. В развитых странах, национальные суверенные фонды благосостояния служат не только антикризисными подушками безопасности и инструментом накоплений, но, в том числе, играют роль бенчмарка (эталона) для внутренней экономики – ориентиром для сравнивания эффективности использования ресурсов внутри страны с учетом всех мультипликаторов: ВВП, создание рабочих мест, а также эффективности ставок внешних кредитов – зачем брать дорогой кредит, если есть свои, более дешевые деньги? И наоборот, зачем продавать активы из Нацфонда, если на внешнем рынке можно получить кредит дешевле?

И еще одна задача, которую нужно решать правительству. В экономической теории есть аксиома – государственные расходы имеют прямую взаимосвязь с их легитимностью. Другими словами, если народ доверяет власти, то им незачем тратить много средств на убеждение народа в своей состоятельности. Если я правильно понимаю суть токаевских реформ, в стране запущены необратимые процессы либерализации, открытости и прозрачности, что, в идеале, должно поднять уровень доверия общества к государству. Это, в свою очередь, приведет к сокращению госаппарата и снижению госрасходов, которые также подлежат перераспределению для увеличения доходов населения. Одним словом, чем быстрее мы начнем доверять своему правительству, тем быстрее и дешевле обойдутся нам позитивные преобразования.

Оркен Динасилов

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33